Школьный разлом: почему детям придется учиться иначе — в полный список попал предмет, который изменит всю систему
Школьная реформа в России объявила новую эру знаний. В программу на 2026/27 учебный год вошли дисциплины, проверенные временем и обновленные для современного мира: русский язык, литература, иностранный язык, история (с отдельными курсами по России, мировой истории и истории родного края), обществознание, математика (теперь с отдельными блоками по алгебре, геометрии и вероятности), информатика, физика, биология, химия, география, изобразительное искусство, музыка, труд, военно-оборонная подготовка и физкультура.
Впервые появляется предмет "Духовно-нравственная культура России", который влечет за собой серьезные перемены во взгляде на образовательные ценности. Учить родной язык и второй иностранный теперь будут только по заявлению родителей, что отсылает к практике факультативных занятий прошлых лет и возрождает давнюю идею индивидуального подхода.
Сравнить эти перемены можно с реформой конца 1940-х, когда после войны в школы ввели обязательное изучение истории СССР и политической экономии. Тогда государство пыталось контролировать мировоззрение подрастающего поколения, ставя основной акцент не просто на знаниях, а на формировании взглядов и ценностей. Сегодня, спустя десятилетия, Россия вновь движется по этому пути, делая предмет "Духовно-нравственная культура" не факультативом, а центральной частью школьного базиса.
Отдельного внимания заслуживает обновление истории: новый курс ориентирован на синхронизацию российского и мирового контекста, а также на уход от европоцентризма. Почти треть разделов теперь посвящена странам Азии, Африки и Латинской Америки. Практика прошлого вспоминается не случайно — аналогичные попытки расширить перспективу были во времена появления предмета "ВСЕОБЩАЯ история" в 70-х годах. В те годы ученикам впервые открыли окна в другие культуры, подчеркивая значимость и влияние российской цивилизации.
Ещё одним важным событием стало изменение структуры часов по истории и обществознанию. Общее время на истории увеличилось, "Обществознание" теперь стартует только с 9-го класса, а младшие получат на этот освободившийся период дополнительные уроки об историческом наследии страны, регионе и, главное, духовных ценностях. Вспомнить здесь можно перестроечные годы, когда предметы вроде "Основы советского государства и права" исчезали с программы, уступая место более гуманитарным дисциплинам.
Школа будущего вновь меняется: упор на патриотизм, личную идентичность и традиционные ценности становится фундаментом. Новое поколение будет учить уроки не только из учебников, но и из самой жизни, которую формирует общество и государство. Что принесут эти реформы — покажет время, но совершенно ясно одно: российское образование вступает на путь, где знания и идеалы идут рука об руку.