Когда технологии не враг, а помощник: как родителям не ссориться с детьми из-за гаджетов
Современные дети и гаджеты - понятия будто неотделимые. Редко встретишь ребенка, который не увлечен игрой в смартфоне или общением с друзьями.
Неудивительно, что у родителей возникает беспокойство: а так ли безопасно находиться постоянно в цифровом пространстве. Редакция materinstvo.ru поговорила об этом с генеральным директором компании ELARI IT Антоном Бадаевым.
Когда я встречаюсь с родителями, то чаще всего слышу: «Я тревожусь, что ребёнок слишком много сидит в смартфоне, но ограничивать его — значит лишить его связи с миром». Это знакомый сценарий — родители попадают в замкнутый круг: либо постоянные проверки и контроль, либо страх пропустить что-то важное. Между тем технологии сами по себе — не враг. Если отнестись к ним осознанно, они могут стать не методом надзора, а источником спокойствия и уверенности.
Исследования говорят сами за себя. Согласно данным CDC, более 50 % подростков (возраст 12–17 лет) проводят четыре и более часов в день за экранами, и у таких детей в два раза чаще наблюдаются признаки тревожности (27 %) и депрессии (26 %) по сравнению с теми, у кого экранное время меньше четырех часов.
Более того, обзор 132 продольных исследований показал, что экранное время не просто разрушает эмоциональное равновесие, но и превращается в способ ухода от проблем — дети, у которых уже есть тревожные или поведенческие проблемы, чаще обращаются к экранам как к эмоциональной «подушке».
Масштаб тревоги среди родителей не меньше. Согласно опросу AngelQ, семьи тратят много времени на споры о времени перед экраном. 67 % родителей чувствуют, что теряют драгоценные моменты с детьми, а 41 % боятся, что детство уходит навсегда.
"Когда родитель нервничает из-за экрана, это сигнал о том, что внутри есть тревога, — объясняет Антон Бадаев. — Технологии могут снижать эту тревожность, если становятся помощником, а не орудием контроля."
Всё начинается не с гаджета, а с диалога. Только если ребёнок понимает: экран — это не запрет, а договор, можно перейти к технологиям, которые поддерживают и защищают. Наиболее важные функции, которые помогают родителям снизить уровень тревожности это те, которые помогают оперативно проверить, что с их ребенком все в порядке или которые помогут ему в нужный момент позвать на помощь взрослых.
Например, функции SOS и «тихий звонок» — это простая возможность попросить о помощи. Геолокация в реальном времени — это ещё одна критически важная функция: можно не гадать, где ребёнок, а увидеть его положение на карте и проложить маршрут до него.
Белый список контактов — ещё одно решение, которое Антон Бадаев называет «балансом между безопасностью и доверием». Это не изоляция, это рамка: малыш может общаться, но только с теми, кого одобрили родители — и это снижает риск нежелательных контактов и мошенничества.
Организация времени — «школьный режим», будильники и напоминания — делает часы не источником отвлечения, а помощником в структуре дня.
«Когда ребёнок видит: в этом часовом окошке можно играть, а в этом — учиться, у него формируется ощущение контроля, а не запрета», — подмечает гендиректор компании.
И родители при этом спокойны: нет вечной борьбы за внимание ребёнка.
Но технологии — всего лишь инструмент. Настоящая работа начинается с семьи, а именно: с договора и практики. Вот несколько рекомендаций, которые, по словам Антона Бадаева, особенно важны:
Договоритесь с ребёнком о том, кто может писать, кто звонить и как реагировать на незнакомцев. Это говорит ребёнку: ты в безопасности, но ответственность — на нас обоих. Настройте уведомления вместе. Пусть ребёнок сам отмечает, что для него важно, что раздражает — это учит фильтровать, а не отключать всё резко. Потренируйте SOS и «тихий звонок». Без паники, в форме игры: «Что сделаем, если я боюсь?» — «Нажимаем кнопку и ждём». Это убирает страх и делает инструмент понятным. Объясните «школьный режим», как помощь, а не наказание. Расскажите, что это время для концентрации, и договоритесь о том, что после уроков — мини-разрешение на игру или общение. Пересматривайте настройки раз в месяц. По мере роста ребёнка меняются его возможности и желания. Дайте всё больше ответственности, уменьшайте микроменеджмент.Такой подход помогает родителю выйти из роли контролёра и стать партнёром в цифровой жизни ребёнка. По словам Антона Бадаева, «тревога — это форма заботы, а технологии, если их правильно использовать, превращают её в уверенность. Родителю не нужно бояться, что он что-то пропустит. Он просто знает, что всё под контролем, и ребёнок может быть самим собой».