Progorod logo

Меньше учеников – лучше обучение: депутаты предложили ограничить число детей в первом классе

17 сентября 18:00Возрастное ограничение16+
Нейросеть

В начале сентября 2025 года лидер КПРФ Геннадий Зюганов выступил с инициативой, которая сразу вызвала широкий резонанс в обществе. По его словам, в первом классе начальной школы в России не должно быть больше 20 учеников. Это предложение не только отражает актуальную проблему переполненности классов, но и ставит во главу угла качество и глубину начального образования.

Личный взгляд — роль учителя как второй мамы

Зюганов подчеркнул особую роль учителя начальных классов, который для каждого ребенка становится настоящей второй мамой. «Учитель не просто преподаёт один предмет, а ведёт детей по всем направлениям — от русского языка и литературы до пения и физкультуры», — отметил депутат. По его мнению, невозможно качественно обучить и уделить внимание каждому ученику, если в классе больше 20 детей.

История из класса Светланы Ивановны, учительницы начальных классов с 15-летним стажем, подтверждает эти слова. В школе, где она работает, в первом классе около 30 детей, и учительница признается, что физически не может охватить индивидуальные потребности каждого. Она рассказывает, как сложно организовать уроки так, чтобы все поняли материал, и при этом успевать помогать тем, кто отстаёт. Иногда моменты индивидуального внимания ограничиваются звонком на перемену.

Переполненность классов — проблема всей страны

Ситуация не нова: в регионах России нередко в классах собирается по 30-35 детей, а в некоторых школах столицы и мегаполисов — и более. Зюганов вспоминает, что в советское время даже в объединенных классах было не более 15–18 учеников. Тогда и учёба была более эффективной, а отношения между учителями и учениками — более тесными.

Нынешняя переполненность вызывает ряд проблем:

Учителя физически не в состоянии уделить время каждому ребенку.

Возникают сложности с организацией учебного процесса и дисциплиной.

Ухудшается качество образования, снижается мотивация у учеников.

Появляется дорогая нагрузка на педагогов, которая ведет к их профессиональному выгоранию.

Почему важно ограничить число учеников?

Научные исследования и педагогические практики доказывают: оптимальный размер класса не только улучшает обучение, но и влияет на формирование комфортной и спокойной атмосферы, в которой дети чувствуют себя защищёнными и заинтересованными. В классе до 20 человек учителю легче интегрировать интерактивные методы, организовать групповую работу и индивидуально подходить к каждому ребенку, особенно в первый год обучения.

Для небольшого ребёнка, который только начинает познавать мир знаний, важна не только передача информации, но и эмоциональная поддержка. Когда класс огромный, этот аспект остаётся на втором плане.

Анализ экономических и социальных аспектов

Переход к ограничению по числу учеников — это вызов для системы образования и бюджетного планирования. Потребуются дополнительные классы, расширение школ, увеличение числа квалифицированных учителей и ресурсов. Однако вложения в начальное образование окупаются через повышение качества знаний, которые дети получают, и уменьшают социальные проблемы в будущем, такие как отставание и сложности адаптации в обществе.

Итог и перспективы

Предложение Геннадия Зюганова ограничить число учеников в первом классе 20 — это не просто политический жест, это призыв обратить внимание на фундаментальный этап образования. Начальная школа — база всей последующей учебы и развития личности. Для того чтобы дети могли получить качественные знания и социализироваться, им нужно индивидуальное внимание, которое просто невозможно обеспечить в переполненных классах.

На пути к переменам требуют усилий власти, педагогов, родителей и общества в целом. Связать желания, возможности и ресурсы — вот задача ближайших лет, которая напрямую влияет на будущее страны.

Перейти на полную версию страницы