Progorod logo

Из Москвы в Елабугу и обратно. Часть 5. Елабуга

24 сентября 2007Возрастное ограничение16+

В программу посещения входили два музея: Ивана Шишкина и Надежды Дуровой. Первым делом мы купили мороженое и пошли по одной из улиц старой Елабуги, принаряженной к празднованию 1000-летия города. С обеих сторон на нас глядели выкрашенные в пастельные тона

21 августа. Елабуга

Как ни прекрасно было отдыхать на берегу Камы, а пришла пора двигаться в обратный путь. К тому же надо было заехать в города, посмотреть достопримечательности. Душа настоятельно требовала своей пищи у отдохнувшего тела.



10.40 Старт в направлении Елабуги. Дорога по пойме заняла 50 минут, всего-то 7-8 км. Выехали на асфальт и сразу поняли, что шрус в опасности и нужно срочно отправляться в автосервис. Пришлось разделиться: Дима поехал в Набережные Челны ремонтировать машину, а мы с Сашей и пятью детьми отправились гулять по городу, буквально купаясь в умильно-восторженных взглядах прохожих. Некоторые осторожно уточняли: «Это все ваши?»



В программу посещения входили два музея: Ивана Шишкина и Надежды Дуровой. Первым делом мы купили мороженое и пошли по одной из улиц старой Елабуги, принаряженной к празднованию 1000-летия города. С обеих сторон на нас глядели выкрашенные в пастельные тона двухэтажные фасады домов. Матвейкина коляска удобно катилась по свежезамощеным широким тротуарам.



Вскоре мы вышли на Площадь Памяти, откуда открылся потрясающий вид на раскинувшийся внизу парк с прудами и фонтанами. Вдали на холме виднелась башня Чертова городища, а на горизонте высились трубы КАМАЗа. Дом-музей Шишкина оказался совсем рядом.



Экспозиция дома-музея очень похожа на другие усадьбы, посещенные нами в последнее время. Самым замечательным, пожалуй, является великолепный вид с балкона и из окон: дом стоит над обрывом, внизу лежат луга, примыкающие к Каме. Несколько подлинных этюдов знаменитого художника вызвали живой интерес детей, которые хорошо помнят его картины по Третьяковке. Но было бы, наверное, неплохо увидеть здесь также репродукции более знаменитых полотен мастера. К тому же ничто в доме не говорит о том, что тут жил художник: нет ни мастерской, ни даже этюдника. Хотя Шишкин, безусловно, много работал на природе, однако как-то не верится, что у него не было в доме места для творчества. К сожалению, у нас не было возможности пройти по музею с экскурсоводом, который ответил бы на наши вопросы.



Следующим пунктом программы был музей гусар-девицы. Решили прогуляться до него пешком, благо центр небольшой и все находится в шаговой доступности. Уже через несколько кварталов блеск и лоск поубавился, и мы увидели улочки Елабуги в более естественном, не праздничном виде. Фасады тут выглядели не так парадно, а тротуары вовсе отсутствовали, поэтому коляску пришлось катить по обочине дороги. На углах улиц нами были замечены кое-где сани и телеги, покрашенные в стиле «Би-лайн».



К сожалению, с такой толпой детей осмотреть музей внимательно не удается. Все же кое-что новое о Надежде Дуровой мы узнали. Оказывается, судьба ее была несколько иной, чем она представлена в фильме «Гусарская баллада», и чем она сама описала в своих знаменитых «Записках кавалерист-девицы». В армию она пошла 23-х лет, будучи замужем и имея сына Ивана. Причем случилось это не в грозном 1812 году, а шестью годами раньше.



Потом она действительно была ординарцем Кутузова и получила на войне Георгиевский крест. В отставку вышла в 1816 году. Штатская жизнь показалась ей скучна, и она пыталась снова завербоваться в армию, но не получила высочайшего дозволения. Сын ее к тому времени был определен в кадетский корпус, дальнейшая судьба его неизвестна; но известно, что потомки его живут в настоящее время во Франции.



Надежда Дурова прожила в Елабуге до 86-ти лет. Она одевалась в мужское платье и не любила, когда к ней обращались как к женщине. Называла себя поручиком Александровым, любила ездить верхом и гулять на Чертовом городище.

В музее-усадьбе Дуровой детям очень понравилась обстановка («Тут все точно, как в фильме!»), портреты Надежды в детстве и юности, гусарский мундир, пистолеты («Они настоящие? Стреляют?»), солдатики в форме времен 1812 года, и постеры – кадры из фильма «Гусарская баллада».



Однако пора было подумать не только о духовной пище, и мы зашли пообедать в кафе «Хан». К сожалению, выбор оказался не самым удачным: ждать пришлось очень долго, а с детьми это тяжело, порции маленькие, хотя и недорого.



К этому моменту вернулся из Челнов Дима на свежепочиненной машине. Мы еще раз прошлись до Площади Памяти, сфотографировали памятник Шишкину и, прежде чем покинуть Елабугу, напились вкуснейшего квасу.



Заночевали в этот день наподалеку от деревни Берсут. Сделали пару попыток снова выехать на берег Камы, но это оказалось не так просто. Поэтому решили не тратить время на поиски и остановиться прямо в лесу. Дрова здесь валялись прямо под ногами в неограниченном количестве. На ужин сварили макароны с тушенкой. Матвей по обыкновению съел перед сном банку мясного пюре и немного грудного молока. Кормить его приходилось при свете налобного фонарика, в палатке, чтобы спастись от комаров.


Оглавление:

Часть 1. Москва - Нижний Новгород - Чувашия
Часть 2. Татарстан, Нижняя Кама
Часть 3. Отдыхаем на Каме
Часть 4. День Нептуна, день Навигации
Часть 5. Елабуга
Часть 6. Казань
Часть 7. Раифский монастырь, Чебоксары
Часть 8. Козьмодемьянск, переправа в Макарьево
Часть 9. Макарьев монастырь. Возвращение домой
Перейти на полную версию страницы