От двух до пяти. Глава пятая. VIII. ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ
Молчаливый, насупленный мальчик поступил в Царскосельский лицей, где когда-то учился Пушкин. Вскоре оказалось, что он пишет стихи. Начальник и учителя всполошились. Изобличенный поэт был наказан. Но он не раскаялся и продолжал стихотворствова
Молчаливый, насупленный мальчик поступил в Царскосельский лицей, где
 когда-то учился Пушкин. Вскоре оказалось, что он пишет стихи. Начальник и
 учителя всполошились. Изобличенный поэт был наказан. Но он не раскаялся и
 продолжал стихотворствовать, пряча свои стихи то в рукав, то в сапог. Их с
 торжеством извлекали оттуда и снова присуждали преступника к заслуженной
 каре.
 Звали его Михаил Салтыков. Впоследствии, уже великим писателем, он не
 раз вспоминал, как усердно гасила в нем поэтический дар эта хваленая школа.
 Из автобиографии Салтыкова мы знаем, что за "стихотворную деятельность", а
 "равным образом за чтение книг" его особенно преследовал учитель русского
 языка, тот самый, которому больше всего надлежало бы радоваться
 литературным тяготениям даровитого мальчика*.
 ______________
 * Н.Щедрин (М.Е.Салтыков), Полн. собр. соч., т. I, М. 1941, стр.
 81-82.
 
 В ту пору Царскосельский лицей кичился своей верностью "традициям
 Пушкина", и если уж он преследовал детское поэтическое творчество, как
 недопустимый порок, что же сказать о школах обычного уровня, не притязавших
 на "литературный уклон"!
 Одаренных детей и тогда было множество, но в тех условиях, в которых
 они находились тогда, только чудо могло спасти их таланты от гибели. Как
 нечто стыдное, как скверную болезнь, приходилось им скрывать свои таланты.
 Одиннадцатилетний Шевченко, чувствуя неукротимое влечение к живописи,
 должен был прятаться со своими рисунками в колючий бурьян, "щоб не почув
 хто, не побачив", и горе было бы ему, когда бы об этих рисунках проведал
 его драчливый учитель...
 И в литературе того времени неуважение к детскому творчеству было
 самым заурядным явлением. У Николая Успенского есть забавный рассказ:
 пустяковые люди от нечего делать издают в деревенском захолустье газету.
 Чтобы показать, какая дрянь была эта газета, автор одним из ее сотрудников
 выводит десятилетнего мальчика и тут же сообщает образец его творчества:
 "Появилось солнце, улыбаясь, точно юноша, беспечно играющий на руках
 (!) своей матери"*.
 ______________
 * Н.Успенский, Повести, рассказы и очерки, М. 1957, стр. 148,
 "Деревенская газета".
 
 Такая ахинея казалась в то время типичной для литературных попыток
 детей.
 Автор "Антона Горемыки" Д.В.Григорович в своем "физиологическом
 очерке" "Скучные люди", перечисляя разные категории унылых и нудных
 субъектов, не забыл также и "всех мальчиков от двенадцати до восемнадцати
 лет включительно, одаренных каким-нибудь талантом". Сочиняют ли эти
 мальчики стихи, рисуют ли картинки, они равно вызывают в писателе
 брезгливую скуку, и он ставит их на одну доску с тупицами.
 "Таких юношей, - с горечью пишет Д.В.Григорович, - является год от
 году больше и больше; они распложаются, как кролики. Дай только бог, чтобы
 скука (!), которую они наводят в юношеских летах, вознаградилась чем-нибудь
 в зрелом возрасте"*.
 ______________
 * Д.В.Григорович, Скучные люди, Полн. собр. соч., Т. VIII, СПб. 1896,
 стр. 32.
 
 Нынче эти строки кажутся нам непонятными. У нас так привыкли
 интересоваться художественным творчеством одаренных детей, что мы часто не
 в силах представить себе зевоту, с которой старик беллетрист говорил о
 пишущих и рисующих детях.
 Другой влиятельный писатель сороковых - пятидесятых годов А.В.Дружинин
 в своем шуточном романе "Чернокнижников" посвящает целую главу осмеянию
 мальчика, который пишет стихи. Глава так и называется: "Опыты девятилетней
 музы, или Удивительный крошка, подающий большие надежды". Как явствует из
 романа, никаких надежд этот крошка не мог подавать никому, а просто его
 чванные родители разжигали в нем зуд честолюбия, похваляясь его творчеством
 перед своими гостями, и, когда он читал им кривые стишки, его возносили до
 небес как великого гения. Несмотря на хихиканье автора, чувствуешь острую
 жалость к несчастному, ни в чем не повинному мальчику.
 "Лицо его, - читаем в романе, - было необыкновенно худо и зелено. Он,
 казалось, едва передвигал ноги.
 - Отчего он так худ? Видно, болен...
 - О нет, не думайте. Он часто работает ночью и оттого немного
 ослаб..."*
 ______________
 * "Чернокнижников", Собр. соч. А.В.Дружинина, т. VIII, СПб. 1867, стр.
 28-36.
 
 Ребенок работает ночью! И когда он декламирует стихи, родители поят
 его вином!
 Для Дружинина все это уморительный случай - и только.
 Но вот в Москву, в Центральный дом художественного воспитания детей
 было однажды прислано свыше пяти тысяч детских рукописей со всех концов
 Советского Союза: из Омской области, из Ташкента, из Мурома, из Баку, из
 Алтайского края, ибо этот Дом объявил среди школьников всех республик,
 областей и краев всесоюзный конкурс на лучшее произведение искусства. В
 этом конкурсе я принял участие в качестве члена жюри. Конкурс был строг и
 требователен. Все банальное, дряблое отметалось беспощадной рукой, и
 поощрялись произведения искренние, свежие, подлинно детские, не лишенные в
 то же время определенных литературных достоинств.
 Сколько, например, этой свежести в таком самобытном изображении тыквы,
 которое дано белозерским школьником Сережей Орловым:
 
 Лежит рядочком с брюквой,
 И кажется, вот-вот
 От счастья громко хрюкнет
 И хвостиком махнет.
 
 Стихи обрадовали меня своей очаровательной детскостью. Так и видишь
 озорную физиономию их юного автора. Придавать динамичность неподвижному
 образу - эта склонность детского ума нашла здесь блестящее свое выражение*.
 ______________
 * Нынче Сергей Орлов стал профессиональным писателем.
 
 С такой же энергией свежего чувства выражено любование летним пейзажем
 в стихотворении алтайского восьмиклассника Константина Евстафьева:
 
 И синевы кругом так много,
 Хоть зачерпни ведром и пей.
 
 Перечитывая произведения ребят, присланные в Дом художественного
 воспитания на конкурс, видишь, как разнообразны их темы. Этому разнообразию
 мог бы позавидовать и взрослый поэт. Вот стихи о геологии, вот о биноме
 Ньютона. Вот о старике чабане. Вот о концерте скрипачки Марины Козолуповой:
 
 Нежно звенит и дрожит в тишине
 Песня о счастье в великой стране.
 
 Вот - о солнечных зайчиках, о лыжах, об утках, о красоте зимней и
 летней природы; но, естественно, больше всего в этих детских стихах
 воспевается счастье.
 Все советские дети-поэты являются чуть не с пятилетнего возраста
 представителями так называемой "гражданской поэзии". Подобно своим взрослым
 собратьям, они не могут не петь о героике нашей эпохи, а наряду с этим у
 них пробивается тема, которая до недавнего времени считалась почему-то
 запретной: любовь.
 Школа ханжески притворялась, будто ей совершенно неведомо то
 обстоятельство, что юношам и девушкам девятого и десятого классов
 свойственно порою влюбляться друг в друга. Любовь третировалась школой как
 постыдное подпольное чувство, которое необходимо замалчивать. Эти школьные
 стихи о любви являются протестом против такой педагогики. Виктор
 Яконовский, калининский школьник, пишет о разлуке с подругой:
 
 На листву зеленую, блестящую
 Ветерок веселый набежал -
 Я простился с ней по-настоящему:
 Я ей руку бережно пожал.
 
 Однако, читая и перечитывая стихи, присланные на конкурс, ясно видишь:
 это самотек. Там, на местах, никто не руководил стиховым воспитанием детей.
 Очень были рады их творчеству, проявляли нежнейшую заботу о них и в то же
 время ничему не могли научить их, так как и сами не обладали необходимыми
 знаниями.
 И главное: как ни дорого само по себе наше бережное и заботливое
 отношение к талантливым детям, необходимо признаться, что порою оно кое-где
 принимало чрезмерные формы.
 Вместо того чтобы научить малышей серьезно и требовательно относиться
 к своей литературной работе, курили им такой фимиам, что те нередко
 задирали носы и начинали чувствовать себя боговдохновенными гениями, для
 которых никакие законы не писаны. Помню, в какой-то школе я поднимался по
 лестнице, набитой детьми, - и вдруг мальчишка в бархатной артистической
 курточке, протискиваясь сквозь густую толпу, сильно задел меня футляром от
 скрипки, и когда я, рассердившись, спросил его, как он смеет толкаться, он
 бесцеремонно пояснил на бегу:
 - Я - юное дарование... спешу на концерт.
 Быть юным дарованием сделалось что-то вроде профессии. "Я - юное
 дарование" - эти слова произносились таким же голосом, как: "Я - зубной
 врач", или: "Я - сотрудник газеты "Известия".
 В ту пору стоило ребенку сочинить какой-нибудь колченогий стишок или
 сыграть на скрипке вариации "Чижика", взрослые тотчас же приклеивали ему
 ярлык "юное дарование", причем все это производилось нередко самым
 бюрократическим способом. У меня хранится вырезка из "Красной газеты", где
 приводится текст удостоверения, выданного ленинградской школой одной
 семикласснице:
 
 "Дана сия справка ученице седьмого класса пятой полной средней школы
 Смольнинского района Татьяне Хвостаткиной в том, что... ее по стихосложению
 можно считать одаренной.
 Завуч такой-то"*.
 ______________
 * "Красная газета" от 19 мая 1936 года.
 
 В канцелярии школы к этой чудовищной справке приложили, конечно,
 печать, и таким образом дарование Тани Хвостаткиной уже не могло подлежать
 никакому сомнению.
 Слово "талант" - драгоценное, редкостное, огромное слово, а чиновники
 педагогического ведомства (увы, они не вывелись и до настоящего времени)
 норовят сделать его дешевою кличкою, раздаваемой направо и налево при
 помощи канцелярских бумажек.
 Замечательно, что сами дети, имеющие склонность к искусству, не хотят
 мириться с подобными кличками. За несколько лет до войны в ленинградской
 Академии художеств, в круглом парадном зале, собралось по какому-то случаю
 человек двести детей, стремящихся стать живописцами, и ораторы, обращая к
 ним свои слащавые речи, то и дело повторяли заискивающе:
 - Вы - будущие Брюлловы... Вы - молодые таланты...
 Я тогда же взошел на кафедру и громко запротестовал против этой
 антипедагогической лести, а потом, поговорив в кулуарах с детьми, убедился,
 что среди них немало таких, кому она противна, как и мне.
 - Называть нас талантами вы будете лет через десять... а покуда не
 мешало бы нас поучить, - таков был смысл многочисленных откликов, вызванных
 среди детворы бестактными дифирамбами взрослых.
 И характерно: те дети, которые горячее всех возражали против
 навязываемого им ярлыка "юные дарования", оказались, когда я ближе
 познакомился с ними, наиболее одаренными. Захваливая авансом того или иного
 ребенка, проявившего тяготение к искусству, эти педагоги тем самым
 развивали в нем чванство, способствовали его отрыву от коллектива товарищей
 и готовили ему судьбу неудачника.
 К счастью, все это явственно, у нас на глазах, отодвигается в прошлое.
 Наряду с уважением к детскому творчеству мало-помалу у передовых педагогов
 складываются необходимые навыки для приобщения детей к подлинной словесной
 культуре. Уже среди руководителей школьных литературных кружков порою
 встречаешь работников, которые способны умело и вдумчиво оказать начинающим
 авторам необходимую помощь, оснастить их таланты наиболее совершенной
 писательской техникой. Но таких руководителей все еще мало. Здесь нужны не
 одиночки, а целые кадры литературно образованных людей, вооруженных и
 вкусом, и пониманием, и педагогическим тактом. В последние годы уже созданы
 все предпосылки для того, чтобы эти кадры могли появиться.
 Да и чуткость взрослых наблюдателей к детским стихам повышается.
 "Я думаю, вы правы, - пишет мне Н.Дмитриева из Москвы, - что первый
 намек на хорей получает ребенок от материнских песен:
 
 На гусенышке пушок,
 Спи, мой мальчик, кудряшок.
 
 Я проверила на себе, что всякий другой ритм совершенно не вяжется с
 колыбельной. Заведешь, бывало, гречаниновскую: "Спи, моя девочка, спи, моя
 милая" и т.д., и незаметно перейдешь на удобную любимую: "Спи, мой мальчик"
 (хоть и баюкаешь дочь), да еще на самый простонародный, испытанный мотив, и
 в такт прихлопываешь рукой по маленькому тельцу - как же могут эти первые
 звуки остаться бесследными для ребенка?"
 Жена композитора Ванелова пишет мне о своей маленькой дочери: "Маринка
 с пеленок любила рифмы. Я смеюсь, что она начала сочинять стихи с 1 года 5
 месяцев. Мы увидели поезд. Маринка замахала ручкой и закричала:
 
 Дидидади!
 Тети, дяди!
 
 Обычно она вместо до свидания говорила дидади, так что лишний слог
 прибавила здесь для размера".
 Наблюдение тонкое, требующее повышенного внимания к детской речи. И
 таких наблюдений в последнее время становится все больше и больше. Между
 тем в двадцатых годах, в то далекое время, когда я готовил к печати первое
 издание этой книжки, мне пришлось работать в одиночку, так как ни в семьях,
 ни в детских домах не нашлось наблюдателей, которые сочувствовали бы
 безрассудной затее изучать стихотворство двухлетних-трехлетних ребят.
 
 
 * * *
 
 Выше я сказал, что у особо одаренных детей влечение к музыке стиха, к
 его ритму сохраняется и после того, как они выходят из дошкольного
 возраста.
 Вот, например, прекрасное, богатое живыми интонациями стихотворение
 семилетнего Кости Райкина:
 
 
 УМ ЧЕЛОВЕКА
 
 Быть может, умней человека лисица,
 Быть может, хитрее бизон,
 Но, если вдруг дым из ружья заклубится,
 Тогда убегает и слон.
 
 А это ружье ведь придумали люди.
 И нету ружья у зверей.
 Не могут медведи, не могут верблюды
 Быть человека умней.
 
 Так, значит, сильней всех зверей он на свете:
 Хозяин лесов он и рек,
 Хозяин пустыни и тундры хозяин -
 Могуч и умен человек.
 
 И вот стихи десятилетнего Володи Лапина с безупречным ритмом и точной
 рифмовкой.
 
 
 МОЛОТОК
 
 Я им стучу, стучу, стучу.
 Я гвоздик им заколочу,
 Я табуретку им собью,
 Я им подкову сам скую.
 Он честный друг,
 Он лучший друг
 Моих рабочих рук.
 
 В тринадцать лет тот же Володя писал:
 
 
 ВЕСНА
 
 Лопнуло терпенье:
 Пенье ручейков,
 Первых листьев пенье -
 Пение без слов.
 
 Птиц весенних пенье.
 Нет, нельзя терпеть!
 Лопнуло терпенье:
 Сам хочу запеть!