Принцессы: от Золушки до Рапунцель
28 декабря 2010Возрастное ограничение16+
Упомянутый журнал является частью громадного бизнеса, потому что образы диснеевских принцесс широко используются при производстве товаров для детей. Всякая принцесса встречается в природе не просто так, а чтобы приносить деньги. Мультфильмы, игры, ледовое
«Каждая девочка — принцесса» — провозглашает журнал для маленьких девочек «Принцесса», выпускаемый Disney . Для счастливых мам — фотографии любимых дочек на первом развороте; для дочек — захватывающие истории из жизни Авроры или Белль после свадьбы («Принц Филипп потерял память»; «Чудовище устраивает вечеринку»). Журнал не учит помогать маме, а учит, как сделать корону из фольги и пуговиц, изготавливать бутерброды для вечеринки в форме туфелек и прочим нехитрым премудростям Эллочки-людоедки. Татьяна ШОЛОМОВА считает, что лет тридцать назад девочкам в их счастливом октябрятском детстве как раз не хватало чего-то такого — с красивыми платьями, без забот и чтобы сказка не заканчивалась…
Блондинка в политике
Первый полнометражный мультипликационный фильм У. Диснея вышел в 1937 году , и это, конечно же, «Белоснежка и семь гномов». Те времена были столь целомудренны, что цензура потребовала вырезать сцену, в которой гномы стелили постель Белоснежке — чтобы публика не подумала чего-нибудь не то. Мультфильм раз и навсегда определил облик принцессы Белоснежки для будущих поколений (красный бантик в черных волосах и красно-синие полосатые рукавчики), а также обозначил линию поведения всех будущих диснеевских принцесс. Их нежный голос и легкий нрав превратились в силы, будоражащие мироздание: стоит принцессе запеть, как слетаются подпевать сладкоголосые птички или пускается в пляс кухонная утварь, и всякий раз таланты принцессы и особенности мироустройства раскрываются настолько, насколько позволяет техника мультипликации.
Потом появилась «Русалочка» (принцесса Ариэль) (1989), когда в угоду англосаксонскому оптимизму была принесена в жертву главная идея Г. Х. Андерсена о бессмертии любящей души, а потом настали времена «Красавицы и Чудовища» (1991). Это уже культурный конфликт, потому что мы привыкли к «Аленькому цветочку» — и это при том что в «Белоснежке и семи гномах» мало кто распознает «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Филологическая наука до сих пор решает вопрос, каким образом эти сказки проникли на русскую почву — ведь до А. С. Пушкина и С. Т. Аксакова они не встречались среди народных, а потом словно приросли к народному сознанию, теперь уж и не оторвать. Но в одном случае мы хладнокровно взираем на чужеземный пересказ, а другой почему-то приводит нас в смущение.
Потом были еще Жасмин в мультфильме про Аладдина (1992), дочь индейского вождя Покахонтас (1995), полюбившая англичанина Джона Смита (видимо, не в силах примирить необходимость мультипликационного счастья с жестокой исторической реальностью в виде истребления индейцев белыми, раненого Джона Смита отправили на корабле домой в Англию).
А еще по диснеевским принцессам можно отслеживать мировые политические процессы, потому что явно возросшая роль Китая привела к появлению в 2005 году «Мулан», народной героини китайского народа, спасшей родину от нашествия гуннов; а также — извивы политкорректности, потому что, кажется, к 2009 году наконец-то диснеевских режиссеров посетила та мысль, что чернокожий президент в Соединенных Штатах есть, а вот гламурной чернокожей принцессы в пантеоне нет, и так на свет явилась «Принцесса и лягушка».
Антипринцесса
Впрочем, конкуренты не дремали. Студия Dream works в 2000 году предложила миру «Шрека», новое слово в мультипликации, первый полнометражный компьютерный мультфильм, озвученный суперзвездами (а за диснеевских принцесс всегда поют малоизвестные певицы), поставивший с ног на голову традиционную сказочную систему ценностей и опровергший моральные выводы, которые следовало бы сделать из «Красавицы и Чудовища» о том, что человеческий облик предпочтительнее звериного. Странным образом отражение в художественной форме неких глубинных общечеловеческих процессов, сомнений в достаточности человеческого тела осуществилось путем пародирования традиционных диснеевских мотивов. Свежезапущенная в культурный обиход принцесса Фиона оказалась психически здоровым монстром, видящим в лесной живности в первую очередь пищу, а не товарищей детских игр или братьев по разуму.
Вторая серия «Шрека» (2004) подтвердила твердость отказа от антропоморфизма, а «Шрек-3» (2007) явил миру всю обойму принцесс в пародийной форме: Спящую Красавицу постоянно сбивал с ног богатырский сон, Белоснежка обнаружила стремление поубавить количество гномов, Золушка продолжала думать о грязи и уборке, а Рапунцель в стремлении выйти замуж оказалась и предательницей, и лысой (таким образом, Dream works умудрилась заблаговременно спародировать еще, возможно, даже и не замысленный шедевр Disney ). Кроме того, под видом гуманитарной помощи к основному действию привлекли всех возможных фоновых персонажей, вроде сводной сестрички Дорис, озвученной аж Ларри Кингом (чтобы не мелочиться). Национально-освободительная война четвертой части мало добавила к сложившемуся образу сказочного королевства, разве что все поняли, что заканчивать проект надо на самом интересном месте.
Возможно, решив повторить ход конкурентов с превращением красавицы в чудовище (а потом, следуя собственным ценностным установкам, сделать все как было), студия Disney сняла «Принцессу и лягушку», в которой оба героя тоже для начала становились зелененькими. Здесь все было свалено в кучу: и желание иметь собственный ресторан (что делало сюжетно обоснованными песни и пляски среди кухонной утвари), и бальное платье, и стремление стать принцессой. И мультфильм провалился в прокате (хотя чернокожую Тиану и включили в число диснеевских принцесс). Официальной причиной провала считается неудачное название, а также слабо выраженная «мужская линия», то есть отсутствие приключений, интересных отцам и сыновьям. Но дело, вероятно, не только в этом, а в том, что человечество еще недостаточно демократизировалось, чтобы приходить в восторг от ставшей принцессой мелкой буржуазки (на ком бы ни женились настоящие европейские принцы).
Что такое рапунцель?
Однако выводы были сделаны, и в 2010 году золотоволосая Рапунцель отправилась покорять детские сердца. В отечественном варианте открытие оказалось двойным: сказка братьев Гримм про Рапунцель никогда не пользовалась такой популярностью, как «Госпожа Метелица» или «Беляночка и Розочка». Мы рапунцели не едим и даже не знаем, что это такое.
Создатели опять отклонились от канонического текста. Если в оригинале Рапунцель претерпевала притеснения за грехи родителей (мать проявила жадность к толстеньким и свеженьким рапунцелям в чужом огороде; отец ночью пошел их воровать. Вторжение на колдовскую территорию наказуемо, и новорожденную дочь пришлось отдать колдунье), то в мультфильме злобная колдунья приходит в мир людей и уносит из него главную ценность — девочку с волшебной косой, дарующей молодость. Дальнейшее традиционно: заточенную в башне красавицу должен спасти прекрасный принц, и большую часть сюжета составила, как и положено, дорога и претерпеваемые трудности. Все, что случилось с героями, оформлено при помощи спецэффектов. Содержание современного фильма или мультфильма, включая неизбежную мораль, определяется тем, изображение чего будет особенно выгодно в формате 3 D . Это приводит к тому, что зрителю становится интересен уже не столько сюжет, сколько то, как и что изображено. У братьев Гримм в наказание за утрату невинности колдунья выгнала Рапунцель из высокой башни в мрачную пустыню — и все, и больше мы ничего не знаем о ее переживаниях при переходе из одного мира в другой, кроме того, что она там бродит с ребенком на руках. В 3 D -мультфильме первый выход девушки на свободу становится самостоятельным зрелищем: призывно топорщащаяся зеленая травка и зависшие над ней и как бы в раздумье пошевеливающиеся пальчики вызывают ощущение ожидаемого прикосновения босой ноги к мягкой траве. Рекламные ролики обещали живущие самостоятельной жизнью, хватающие жертву и лезущие в драку волосы, но в фильме они, к счастью, самостоятельности лишены (а то вышел бы, пожалуй, ужастик какой) и используются для традиционных увеселений пришедшего в кинотеатр развлечься и насладиться возможностями объемного изображения зрителя: Рапунцель летает и на волосах, которые не кончаются ( 21 метр !), и на коне над пропастью, и от взлетов должно захватывать дух. Животные, однако, молчат и не пытаются ни подпеть, ни потанцевать на заднем плане. Имеют место также неожиданные художественные открытия: например, если заставить коня вести себя ровно так, как собака, то будет смешно. Этот чудесный конь — Максимус — наверняка запомнится всем и обогатит мировой детский фольклор (и кинотеатры уже вовсю торгуют не только неестественно дорогой кока-колой, но и столь же неестественно дорогими стаканами для кока-колы с конем Максимусом и Рапунцелью на трубочке. Плоха та диснеевская принцесса, образ которой плохо продается). А также по-новому ведет себя кухонная утварь: сковорода, оказывается, способна сыграть не только революционно-освободительную, но и консервативно-охранительную роль.
Принцесса — это ты
И тут, конечно, хочется задать вопрос: является ли глубоко порочным искусство, предназначенное для маленьких, хорошеньких, пухленьких и наряженных в розовенькие платья с блестками девочек? Даже если оно только для них и предназначено и непонятно больше никому — ни старшим братьям или сестрам, ни даже какому-нибудь сентиментальному папаше, обожающему свою крошку? Можно, конечно, поприветствовать энтузиазм студии Disney , всеми силами пытающейся облегчить этому ответственному отцу исполнение родительского долга и напичкивающего девчачий мультфильм разбойниками, похищениями, погонями и мордобоями. Но вопрос все-таки в том, является ли культура, ориентированная на девочек трех-шести лет, неполноценной? Надо ли начинать воспитание будущих поколений сразу с экскурсии на кухню или швейную фабрику или следует согласиться с тем, что бывает в жизни короткая, но дивная пора, когда каждая девочка — принцесса, и весь остальной мир занят только тем, чтобы засвидетельствовать это?