Готов ли ваш ребенок к школе?
Пусть до 1 сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет вовсю. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже?
Пусть до 1 сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет вовсю. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем?Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другиеутверждают "не стоит лишать ребенка детства". Кто же прав? Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желанияучиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником…
Готов ли Ваш ребенок к школе?К школе готовятся зачастую столь же торжественно, как к свадьбе или к родам (что в принципе оправданно, ибо во всех случаях практически начинается новый важный этап в жизни человека) - но при этом столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают… психологически подготовить самого первоклассника.
Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:
Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика) Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями) Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит опять же любой детский психолог.И разумеется, важным критерием окажетсяжелание (или нежелание)вашего ребенка идти в школу.
Но главное - процесс подготовки к школе должен быть постепенным а не авральным! Честно говоря, никуда не годится ситуация, когдародители тестируют ребенка лет шести по разным методикам "готовности к школе" (иногда берут их из популярных педагогическихизданий, ставя собственный "диагноз") и получают результат - ребенок к школе не готов! О ужас, а сентябрь на носу! Тут же ребенка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители лично сидят с ним по нескольку часов (или нанимают дорогостоящих репетиторов по пестрящим везде объявлениям "подготовим вашего ребенка к школе") - а в результате получается, что такая штурмовщина и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе получит стойкое отвращение (если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет - да он вообще в эту школу откажется идти!)
...В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общемдостаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением… Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно "подтянуть" заранее после собеседования с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснения именно их конкретных требований.Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?… Таким образом ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.
А напоследок могу предложить некоторые критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:
Оценка развития познания
Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.? Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут? Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?Оценка базового опыта ребенка
Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу? Был ли он в библиотеке? Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории? Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?Оценка языкового развития
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.? Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.? Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай? Четко ли ребенок выговаривает слова? Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?Оценка уровня эмоционального развития
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?Оценка умения общаться
Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? Способен ли ребенок слушать других не пере6ивая?Оценка физического развития
Хорошо ли ребенок слышит? Хорошо ли он видит? Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?Зрительное различение
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные? Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?Зрительная память
Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать? Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?Зрительное восприятие
Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? Понимает ли ребенок, что читают слева направо?Уровень слуховых способностей
В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес? Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?Оценка отношения к книгам
Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух? Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?Общая и психологическая готовностьМожет ли ваш ребенок:
Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет? Изъясняться связно, например, "покажи мне…" Понимать смысл того, о чем ему читают? Четко выговорить свое имя? Запомнить свой адрес и номер телефона? Писать карандашом или мелками на бумаге? Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами? Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись? Слушать и следовать полученным указаниям? Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание? Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? Положительно оценивать: я - человек, который многое может? "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора? Проявлять интерес к окружающим его предметам? Ладить с другими детьми?Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)
Нравится ли вам ваш малыш? Слушаете ли вы то, что ребенок говорит? Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами? Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? Поправляете ли вы речь малыша? Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его? Смеетесь ли вы вместе с ним? Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? Играете ли с малышом в какие-нибудь игры? Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка? Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги? Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему? Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями? Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами? Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача? Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору? Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки? Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?...Хочу обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками"да" или "нет": допускаются и варианты"всегда, иногда, часто, редко, никогда".
Также здесь опять же стоит обратить внимание прежде всего на те критерии, на которых делают акцент педагоги именно той школы, которую вы наметили для своего ребенка (а еще лучше - которую выбрали вместе с ребенком).И никоим образом не нужно натаскивать ребенка, чтобы он знал и умел гарантированно больше, чем сверстники. Более того, такие "знания сверх требований" иногда могут быть даже опасными.