Progorod logo

Половина родителей запретили бы детям пользоваться ИИ в школе — правда о рисках и пользе нейросетей

12:53 21 апреляВозрастное ограничение16+
Нейросеть

В последние годы искусственный интеллект (ИИ) и нейросети всё активнее проникают в сферу образования, вызывая как энтузиазм, так и опасения у россиян.

Согласно свежему опросу ВЦИОМ, почти половина родителей не разрешили бы своим детям использовать нейросети для выполнения домашних заданий и работы на уроках. Вместе с тем, около 30% респондентов допускают применение ИИ по отдельным предметам, а 10% признались, что их дети уже используют такие технологии в учёбе.

Это отражает сложное и противоречивое отношение общества к новым технологиям в образовании. Эксперты ВЦИОМ подчёркивают, что восприятие ИИ во многом зависит от возраста и поколения. Молодёжь — зумеры и младшие миллениалы (родившиеся в 1992–2001 годах) — относятся к нейросетям гораздо более лояльно, видя в них инструмент для оптимизации учебы и доступа к знаниям. В то время как представители старших поколений, особенно «поколения застоя» (1948–1967), настроены значительно более скептически и опасаются, что ИИ может обесценить усилия и знания.

Эксперт ВЦИОМа Георгий Рожков отмечает, что ИИ — это не враг, а инструмент, эффективность которого зависит от того, как и в каком контексте его применять. Он подчёркивает, что задача системы образования — не запрещать использование ИИ, а научить детей и педагогов критически взаимодействовать с этими технологиями.

Среди основных рисков, которые видят россияне в использовании ИИ для учёбы, лидируют:

снижение умственной нагрузки (36%),

отсутствие офлайн-общения (31%),

лень и падение мотивации (27%),

риск плагиата и списывания (26%),

ухудшение критического мышления (25%).

Вместе с тем, плюсы тоже отмечаются:

34% считают, что ИИ поможет обучать детей с ограниченными возможностями здоровья,

29% уверены, что технологии сделают образование доступнее для жителей отдалённых регионов,

26% отмечают развитие цифровых навыков у детей благодаря ИИ.

В образовательных учреждениях уже начинают интегрировать цифровые компетенции и работу с ИИ. Например, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» с 2017 года студенты изучают программирование и анализ данных, а с появлением больших нейросетей освоение промпт-инжиниринга стало обязательным элементом обучения.

Эксперты подчёркивают, что для успешного внедрения ИИ в образование важно не просто разрешить или запретить его использование, а создать условия для формирования у детей критического мышления и навыков работы с новыми технологиями. Это позволит не только повысить качество образования, но и подготовить молодое поколение к жизни в цифровом мире.

Ключевые факты о восприятии ИИ в образовании в России: Показатель Значение Родители, не разрешающие ИИ детям Почти 50% Родители, допускающие ИИ по отдельным предметам 30% Дети, уже использующие ИИ в учёбе 10% Основные опасения Снижение умственной нагрузки, потеря мотивации, риск списывания, ухудшение критического мышления Положительные эффекты Помощь детям с ОВЗ, доступность образования, развитие цифровых навыков Поколенческий разрыв в восприятии Молодёжь более позитивна, старшее поколение — скептично Необходимость Обучение критическому взаимодействию с ИИ

Перспективы и вызовы

ИИ в образовании — это не просто модный тренд, а реальная трансформация учебного процесса. Он может помочь адаптировать обучение под индивидуальные потребности ребёнка, расширить доступ к качественным знаниям и развить важные цифровые компетенции. Однако без грамотного подхода и педагогической поддержки риски, связанные с пассивным использованием ИИ, могут привести к снижению мотивации и ухудшению навыков самостоятельного мышления.

Образовательная система и родители стоят перед вызовом — как найти баланс между использованием современных технологий и сохранением традиционных ценностей обучения. Важно, чтобы дети не просто пользовались ИИ, а учились понимать его возможности и ограничения, развивали критическое мышление и ответственность.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: