Progorod logo

Возвращение оценок за поведение: с 1 сентября в школах нескольких регионов стартует масштабный эксперимент

08:15 26 апреляВозрастное ограничение16+
Нейросеть

С 1 сентября 2025 года в ряде российских регионов, включая Луганскую народную республику (ЛНР), Чеченскую республику и Мордовию, начнётся эксперимент по введению оценок за поведение в школах.

Об этом стало известно на Всероссийском совещании для региональных министров образования, которое прошло в Севастополе. Помимо перечисленных регионов, участие в эксперименте примут Новгородская, Ярославская и Тульская области.

Почему решили вернуть оценки за поведение?

Идея возвращения оценки за поведение в школьной системе обсуждается в России уже несколько лет. Впервые эта практика была отменена в советское время, и вот теперь власти решили её возродить, чтобы усилить воспитательную функцию школы и помочь детям формировать социально приемлемые нормы поведения.

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов отметил, что эксперимент позволит апробировать различные варианты выставления оценок, определить, кто именно будет их ставить — учителя, классные руководители или специальные комиссии, а также выработать чёткие критерии. По его словам, к 1 июля будет сформирован список школ-участников, а у них будет месяц на разработку локальных нормативных актов.

Как будет работать новая система?

Эксперимент рассчитан на четыре месяца апробации, после чего планируется принять решение о масштабном внедрении оценки за поведение с 1 января 2026 года. В течение этого времени школы будут пробовать разные модели:

Как именно выставлять оценки: по пятибалльной системе, в виде комментариев или баллов.

Кто будет ответственным за выставление: классные руководители, педагоги-психологи или специальные комиссии.

Какие критерии будут использоваться: дисциплина, участие в жизни класса и школы, отношение к сверстникам и учителям, выполнение обязанностей и др.

Важным аспектом станет прозрачность и понятность критериев для учеников и родителей, чтобы оценка не воспринималась как субъективное наказание, а служила инструментом воспитания.

В каких регионах стартует эксперимент?

В числе первых регионов, где появятся оценки за поведение:

Луганская народная республика (ЛНР)

Чеченская республика

Республика Мордовия

Новгородская область

Ярославская область

Тульская область

В ЛНР, как сообщил министр образования и науки Иван Кусов, система оценки поведения будет введена с 1 сентября 2025 года, что позволит школьникам и педагогам привыкнуть к нововведениям.

Реакция педагогов и родителей

Введение оценки за поведение вызывает разные мнения в обществе. Многие педагоги считают, что это поможет дисциплинировать учеников, повысить ответственность и мотивацию к учебе и общению. Родители, в свою очередь, надеются, что новая система будет справедливой и поможет детям лучше понимать свои сильные и слабые стороны.

Однако есть и опасения, что оценка за поведение может стать дополнительным стрессом для детей, а при отсутствии чётких критериев — поводом для субъективных оценок и конфликтов.

Почему это важно?

Воспитание — неотъемлемая часть школьного процесса. Оценка за поведение призвана стать инструментом, который поможет формировать у детей навыки социального взаимодействия, уважение к окружающим, ответственность и самодисциплину. В условиях меняющегося мира и новых вызовов важно, чтобы школа не только давала знания, но и воспитывала гражданина с высокими моральными стандартами.

Что дальше?

По итогам эксперимента в указанных регионах Минпросвещения совместно с педагогическим сообществом и родителями обсудит результаты и примет решение о возможном расширении практики на всю страну. Также планируется разработка отдельного законопроекта, который закрепит правила выставления оценки за поведение на федеральном уровне.

Итог

Возвращение оценки за поведение в школы России — это попытка усилить воспитательную функцию образования и помочь детям формировать правильные социальные навыки. Эксперимент в ЛНР, Чечне, Мордовии и трёх областях позволит выработать оптимальные механизмы и критерии, чтобы сделать систему справедливой и эффективной.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: