Кадровый кризис в российских школах: почему не хватает учителей и как Минпросвещения борется с дефицитом
В российских школах остро ощущается нехватка педагогов - по данным Минпросвещения, на начало учебного года 2024/2025 дефицит составил около 1,8%, что эквивалентно почти 19 тысячам вакансий.
Однако более глубокий анализ показывает, что реальный разрыв между количеством штатных ставок и работающих учителей достигает сотен тысяч человек. Министерство просвещения России уже разработало план по сокращению дефицита кадров, который включает целевую подготовку педагогов и своевременный подбор специалистов, особенно в ключевых предметных областях.
Масштабы проблемы: цифры и фактыПо официальным данным, в российских школах предусмотрено около 1,636 миллиона педагогических ставок, но занято лишь около 1,047 миллиона учителей. Это означает дефицит почти в 600 тысяч человек - огромный разрыв, который сказывается на качестве образования и нагрузке на действующих педагогов.
Особенно остро нехватка ощущается в следующих направлениях:
Учителя начальных классов - не хватает более 100 тысяч специалистов.
Учителя русского языка и литературы - дефицит почти 80 тысяч.
Математики - более 70 тысяч вакансий.
Физики, информатики, химии, биологии - также наблюдается значительный недостаток учителей.
Учителя иностранных языков, истории, физкультуры, географии и других предметов испытывают серьёзный кадровый голод.
Почему учителей становится всё меньше?Старение педагогического состава. Сейчас каждый седьмой учитель - пенсионер, а доля педагогов в возрасте 45-49 лет заметно снизилась за последние годы.
Уход молодых специалистов. Хотя количество молодых учителей до 25 лет растёт, многие из них не задерживаются в профессии надолго.
Низкая зарплата и высокая нагрузка. Многие педагоги жалуются на низкую оплату труда и большой объём работы, что снижает привлекательность профессии.
Недостаток поддержки и возможностей для профессионального роста.
Как Минпросвещения планирует решить проблему?Министр просвещения Сергей Кравцов подчеркнул, что с учётом строительства новых школ необходимо заранее планировать кадровое обеспечение. Особое внимание уделяется дефицитным предметам - математике, физике, информатике, химии и биологии.
Одним из ключевых инструментов борьбы с дефицитом стала целевая подготовка педагогов: сейчас в педагогических вузах выделено более 8 тысяч мест на целевое обучение, что позволяет готовить специалистов с гарантированным трудоустройством в школы.
Кроме того, в министерстве поддерживают законопроект, который ограничивает переподготовку и повышение квалификации педагогов только государственными организациями, чтобы повысить качество дополнительного образования.
Региональные особенностиДефицит учителей особенно остро ощущается в сельской местности - на неё приходится около 30% всех вакансий. В то время как в Москве и Московской области ситуация с кадрами стабильнее, в регионах наблюдаются значительные проблемы с привлечением и удержанием педагогов.
Почему важно действовать сейчас?Если не принять срочных мер, российские школы рискуют столкнуться с ещё более серьёзным кадровым кризисом, что негативно скажется на качестве образования и будущем детей. Уже сейчас многие уроки остаются без преподавателей, а нагрузка на действующих учителей растёт.
Что можно сделать родителям и обществу?Поддерживать и уважать труд учителей, повышать престиж профессии.
Поощрять молодых людей выбирать педагогическую карьеру, рассказывать о возможностях и преимуществах.
Создавать комфортные условия труда и возможности для профессионального роста.
Вовлекать педагогов в принятие решений и развитие образовательных программ.