Progorod logo

Оценки за поведение в школах: как и зачем это будут внедрять в России

09:23 22 маяВозрастное ограничение16+
Нейросеть

В 2025 году Министерство просвещения России анонсировало пилотный проект по введению оценок за поведение школьников.

Новость вызвала бурное обсуждение среди родителей, педагогов и экспертов: как это будет работать, зачем это нужно и какие варианты системы оценки рассматриваются? Давайте разберёмся по порядку.

Три варианта оценки поведения

Министр просвещения Сергей Кравцов на Всероссийском родительском комитете 21 мая рассказал, что ведомство рассматривает три системы оценивания поведения школьников:

Зачёт/незачёт — бинарная система, где ребёнок получает либо зачёт, либо незачёт за поведение.

Пятибалльная шкала — аналог привычной системы оценок: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «совсем неудовлетворительно».

Трёхбалльная система — «неудовлетворительное», «удовлетворительное» или «образцовое» поведение.

Все три варианта будут апробироваться в рамках эксперимента, чтобы определить, какой из них наиболее объективен, понятен и мотивирует детей к развитию.

Где и когда стартует эксперимент?

С 1 сентября 2025 года пилотный проект стартует в школах шести регионов: Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия. Эксперимент продлится четыре месяца. За это время эксперты оценят влияние нововведения на дисциплину, атмосферу в классах, мотивацию школьников и нагрузку на учителей.

По итогам пилота состоится широкое обсуждение с учителями и родителями. Только после этого примут решение о целесообразности введения оценок за поведение во всех школах России — ориентировочно с 1 января 2026 года.

Как будут разрабатывать критерии?

В Минпросвещения подчёркивают: главная задача — создать комфортную и мотивирующую среду для развития каждого ребёнка, а не добавить ещё одну «страшилку» в школьную жизнь. Критерии оценки должны быть максимально объективными, чтобы исключить субъективизм со стороны педагогов.

Эксперты предлагают гибридный подход:

Базовые федеральные критерии — общие для всех школ, отражающие духовно-нравственные ценности, дисциплину, участие в жизни класса и школы.

Дополнительные критерии — могут разрабатываться каждой школой с учётом её особенностей, возраста детей, социального контекста.

В разработке критериев планируют привлекать учителей, родительские комитеты и даже органы ученического самоуправления для старших классов.

Зачем вообще нужны оценки за поведение?

Формирование социальных норм и ответственности — ребёнок учится понимать, что его поведение влияет на коллектив и на его собственные возможности.

Профилактика буллинга — система оценки поможет выявлять детей, которым нужна поддержка, и создавать психологически безопасную среду.

Участие в жизни школы — оценки будут учитывать не только дисциплину, но и активность в общественной и полезной деятельности.

Важно, чтобы новая оценка не стала просто дополнительным баллом в аттестате, а работала на развитие личности и воспитание.

Новое: единое расписание во всех школах

Параллельно с оценками за поведение в российских школах с 1 сентября 2025 года вводится единое базовое расписание уроков. Это поможет:

равномерно распределить нагрузку,

снизить количество контрольных работ,

облегчить переход между школами при переезде,

чётко учитывать нагрузку педагогов.

Школы смогут адаптировать расписание под свои особенности, но только в рамках федеральных требований.

Итог

Введение оценок за поведение — попытка вернуть в школу инструменты воспитания, сделать среду более мотивирующей и безопасной. Эксперимент стартует в шести регионах с сентября 2025 года, а окончательное решение о масштабировании примут после обсуждения с учителями и родителями. Одновременно школы переходят на единое расписание, чтобы снизить перегрузку и сделать обучение более гармоничным.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: