Раздельное обучение мальчиков и девочек: возвращение к имперскому опыту или шаг в будущее?
В мае 2025 года глава патриаршей комиссии по вопросам семьи иерей Федор Лукьянов выступил с резонансным предложением: вернуть в российские школы раздельное обучение мальчиков и девочек, как это было в Российской империи.
По его мнению, современная система образования не воспитывает ответственных мужчин, а совместное обучение способствует формированию «отложенного родительства» и увеличению числа разводов. Давайте разберёмся, в чём суть этой идеи, как она реализуется в пилотных проектах и что говорят эксперты.
Суть предложения: почему снова раздельно?Лукьянов считает, что мальчики и девочки развиваются по-разному, особенно в старших классах, а значит, им нужны разные педагогические подходы. Он уверен: возвращение к классическому раздельному обучению поможет формировать у юношей ответственность, а у девушек — стремление к семейным ценностям. В долгосрочной перспективе это, по мнению инициаторов, снизит количество разводов и повысит интерес к институту семьи и многодетности.
«Стоит обратиться к этому опыту, чтобы нам уже не обсуждать проблему алиментов, чтобы в корне изменить ситуацию в нашей стране, вернуть образ мужчины, отвечающего за свою семью и свое государство», — отметил Лукьянов.
Как это было в истории?В Российской империи раздельное обучение было нормой: мальчики и девочки учились в разных гимназиях, с разными программами и даже разными требованиями к дисциплине и знаниям. Девочек готовили к роли жены и матери, мальчиков — к государственной, военной и технической деятельности. После революции 1917 года и в СССР была введена обязательная совместная система, чтобы обеспечить равноправие в образовании.
Современные эксперименты и пилотные проектыСегодня в некоторых регионах России уже реализуются пилотные проекты с элементами раздельного обучения. Например, в рамках уроков «Моя семья» мальчиков и девочек иногда обучают отдельно, чтобы обсуждать гендерные роли, семейные ценности и навыки общения. В Тверской области такие уроки проходят во всех школах, в других регионах — точечно, чаще всего в 5–9 классах.
Что говорят эксперты и практика?Исследования показывают, что раздельное обучение может иметь плюсы:
Для девочек: меньше беспокойства о внешности, больше внимания учёбе, выше чувство безопасности.
Для мальчиков: возможность учиться в более соревновательной атмосфере, что может быть ближе к их психологии.
Возможность адаптировать учебные программы под особенности возраста и пола, что отмечают и в московских, и в екатеринбургских школах, где такая модель уже опробована.
Однако социологи и педагоги подчёркивают: важно не только разделять детей, но и учить их взаимодействовать друг с другом, чтобы формировать здоровые отношения и навыки коммуникации. В современных школах часто практикуется раздельное обучение только на отдельных уроках, а внеурочные мероприятия проходят вместе.
Альтернативные идеи: школьные дискотеки и романтикаПараллельно с идеей раздельного обучения обсуждается возвращение школьных дискотек. По мнению директора департамента госполитики Минпросвещения Натальи Агре, такие мероприятия помогают детям учиться строить отношения, что в будущем может сказаться на желании заводить семью. Сейчас только 8% старшеклассников видят себя в семейной жизни в 18–21 год — и это тревожный сигнал для демографии.
ИтогИдея раздельного обучения мальчиков и девочек вновь обсуждается на самом высоком уровне. Сторонники считают, что это поможет воспитать ответственных мужчин и женщин, снизить количество разводов и укрепить семейные ценности. Противники указывают на риски изоляции и недостатка навыков общения между полами. Пока в России идут пилотные эксперименты и обсуждения, окончательное решение будет зависеть от результатов этих проектов и мнения общества.