Есть ли связь между проявлениями аутизма и полом ребенка: ученые все выяснили
Учёные из Медицинской школы Университета Калифорнии в Сан-Диего поставили под сомнение широко распространённое мнение о том, что аутизм у мальчиков и девочек проявляется по-разному.
В новом масштабном исследовании специалисты не обнаружили клинически значимых различий между полами у детей с аутизмом в возрасте от 12 до 48 месяцев. Результаты работы опубликованы в престижном журнале Nature Human Behaviour.
Что изучали учёные?В исследовании приняли участие более 2 500 малышей: 1 500 детей с диагностированным аутизмом, 600 типично развивающихся и 475 детей с задержками развития. Все они проходили комплексную оценку в Центре изучения аутизма. Психологи анализировали 19 различных параметров, включая развитие языка, социальные и моторные навыки, повторяющееся поведение, когнитивные способности. Кроме того, использовались современные технологии отслеживания взгляда, чтобы изучить уровень социальной вовлечённости детей.
Главным открытием стало то, что мальчики и девочки с аутизмом практически не отличались по большинству клинических показателей. Единственное небольшое различие — девочки показали чуть лучшие навыки в повседневных действиях, таких как одевание и кормление. Даже при разделении детей с аутизмом на подгруппы по уровню способностей (низкий, средний, высокий) половых различий выявлено не было.
В то же время, среди типично развивающихся детей половые различия были выражены гораздо сильнее: девочки значительно опережали мальчиков в языковом развитии, социальных навыках и умении выполнять повседневные задачи.
Что это значит?Руководитель исследования, профессор Карен Пирс, отметила, что результаты удивили учёных, поскольку предыдущие, менее масштабные исследования предполагали наличие значимых различий между мальчиками и девочками с аутизмом.
Она выдвинула две возможные гипотезы:
Прошлые исследования могли быть ошибочными из-за ограничений методологии и небольших выборок.
Половые различия при аутизме могут проявляться позже, под воздействием социальных факторов и биологических изменений, которые развиваются с возрастом.
Для проверки второй гипотезы необходимы долгосрочные и масштабные исследования.
Почему это важно?Раннее выявление и поддержка детей с аутизмом — ключ к успешному развитию. Профессор Пирс подчеркнула: «Если мы можем помочь малышу улучшить язык и коммуникацию в раннем возрасте, это даст ему возможность раскрыть свой потенциал и строить полноценную жизнь».