В школьных аттестатах появятся новые оценки: не за предметы и экзамены
С 1 сентября 2025 года в ряде российских регионов стартует необычный эксперимент: в 84 школах семи субъектов страны ученикам с 1-го по 8-й класс начнут выставлять оценки за поведение.
Нововведение инициировано Минпросвещения и уже вызвало широкий общественный резонанс.
Где и как будет проходить экспериментПилотный проект охватит школы Новгородской, Ярославской, Тульской, Ленинградской областей, ЛНР, Чечни и Мордовии. Важно, что выпускные классы (9–11) не участвуют в эксперименте — это сделано для того, чтобы не создавать дополнительного стресса перед экзаменами.
Оценку за поведение будет выставлять классный руководитель, учитывая мнение других педагогов и администрации школы. Такой подход призван сделать оценивание максимально объективным и прозрачным.
Как будут оценивать поведениеШколам-участникам предложено выбрать одну из трёх систем:
Пятибалльная шкала — привычная для большинства российских школьников.
Зачёт/незачёт — более мягкий и менее стрессовый вариант.
Трёхбалльная система — "образцовое", "допустимое" и "недопустимое" поведение.
Критерии оценивания разработаны с участием педагогов и родительского сообщества. В них входят дисциплинированность, умение работать в коллективе, социальная активность, правомерное поведение и уважение к окружающим. Особое внимание уделяется профилактике конфликтов и поддержке учеников, оказавшихся в трудной ситуации.
Для чего нужны оценки за поведениеГлавная цель эксперимента — не только дисциплинарная, но и воспитательная. Оценки за поведение помогут:
выявлять и своевременно корректировать трудные ситуации в классе,
поощрять положительные примеры,
формировать у детей навыки самоконтроля и ответственности.
Пример:
В одной из школ Тульской области уже опробовали трёхбалльную систему: "Ребята стали внимательнее относиться друг к другу, а родители — больше интересоваться школьной жизнью своих детей", — делится классный руководитель.
Если эксперимент окажется успешным, систему оценки поведения планируют распространить на все школы страны. Более того, оценки за поведение могут появиться и в школьных аттестатах — как дополнительный показатель развития личности и социальной зрелости выпускника.
Мнения и перспективыСторонники нововведения считают, что это поможет формировать здоровый психологический климат в школе, повысит дисциплину и ответственность. Критики же опасаются субъективности оценивания и возможного давления на детей.
В любом случае, эксперимент станет важным шагом в развитии воспитательной работы в российских школах. Его итоги будут внимательно анализироваться, а лучшие практики — тиражироваться по всей стране.
Оценки за поведение — это попытка сделать школу не только местом знаний, но и пространством для формирования личности, где важны не только оценки по предметам, но и умение быть частью общества.