Progorod logo

В школьных аттестатах появятся новые оценки: не за предметы и экзамены

13:00 27 июняВозрастное ограничение16+
Нейросеть

С 1 сентября 2025 года в ряде российских регионов стартует необычный эксперимент: в 84 школах семи субъектов страны ученикам с 1-го по 8-й класс начнут выставлять оценки за поведение.

Нововведение инициировано Минпросвещения и уже вызвало широкий общественный резонанс.

Где и как будет проходить эксперимент

Пилотный проект охватит школы Новгородской, Ярославской, Тульской, Ленинградской областей, ЛНР, Чечни и Мордовии. Важно, что выпускные классы (9–11) не участвуют в эксперименте — это сделано для того, чтобы не создавать дополнительного стресса перед экзаменами.

Оценку за поведение будет выставлять классный руководитель, учитывая мнение других педагогов и администрации школы. Такой подход призван сделать оценивание максимально объективным и прозрачным.

Как будут оценивать поведение

Школам-участникам предложено выбрать одну из трёх систем:

Пятибалльная шкала — привычная для большинства российских школьников.

Зачёт/незачёт — более мягкий и менее стрессовый вариант.

Трёхбалльная система — "образцовое", "допустимое" и "недопустимое" поведение.

Критерии оценивания разработаны с участием педагогов и родительского сообщества. В них входят дисциплинированность, умение работать в коллективе, социальная активность, правомерное поведение и уважение к окружающим. Особое внимание уделяется профилактике конфликтов и поддержке учеников, оказавшихся в трудной ситуации.

Для чего нужны оценки за поведение

Главная цель эксперимента — не только дисциплинарная, но и воспитательная. Оценки за поведение помогут:

выявлять и своевременно корректировать трудные ситуации в классе,

поощрять положительные примеры,

формировать у детей навыки самоконтроля и ответственности.

Пример:
В одной из школ Тульской области уже опробовали трёхбалльную систему: "Ребята стали внимательнее относиться друг к другу, а родители — больше интересоваться школьной жизнью своих детей", — делится классный руководитель.

Что будет дальше

Если эксперимент окажется успешным, систему оценки поведения планируют распространить на все школы страны. Более того, оценки за поведение могут появиться и в школьных аттестатах — как дополнительный показатель развития личности и социальной зрелости выпускника.

Мнения и перспективы

Сторонники нововведения считают, что это поможет формировать здоровый психологический климат в школе, повысит дисциплину и ответственность. Критики же опасаются субъективности оценивания и возможного давления на детей.

В любом случае, эксперимент станет важным шагом в развитии воспитательной работы в российских школах. Его итоги будут внимательно анализироваться, а лучшие практики — тиражироваться по всей стране.

Оценки за поведение — это попытка сделать школу не только местом знаний, но и пространством для формирования личности, где важны не только оценки по предметам, но и умение быть частью общества.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: