Ритуал – точно и строго определенное в своей последовательности действие, имеющее конкретную цель и некую "магическую" подоплеку. Зачем ритуалы нашим детям? Откуда они возникают, и нужно ли их соблюдать?
Детские ритуалы играют роль заклинания и приручения реальности, внушая ребенку веру в то, что он властен над событиями и явлениями своей жизни – аналогично тому, как наши первобытные предки верили, что, потанцевав у костра под завывания шаманов, гарантируют себе удачную охоту и прекрасную погоду.
По мнению историков, магические ритуалы когда-то сыграли очень важную роль в человеческой эволюции: благодаря им люди обретали веру в свои способности и возможности обуздать природу в тот непростой период, когда сама природа ежедневно убеждала их в обратном. Прибегая в помощи ритуалов, дети убеждаются в том, что могут больше, чем кажется, что способны управлять своим окружением и особенно собой – в тот непростой период, когда всем в детской жизни заправляют родители и обстоятельства.
Психологи утверждают, что ритуалы помогают детям обрести уважение к себе, почувствовать самоценность и всемогущество, поэтому очень важно, чтобы "ритуальные" чувства и действия разделяли близкие ребенку люди, чтобы мама и папа не высмеивали "нелепые" привычки ребенка, а активно участвовали в них.
Фото - фотобанк Лори
Откуда возникают ритуалы?
Первые ритуалы изобретают не дети, а мамы – в процессе совместной деятельности: кормления, гигиенических процедур, гимнастики, игр. Мы сами, оказываясь в непривычной (или даже пока незнакомой для нас) ситуации «младенец в доме», стремимся организовать, упорядочить свой быт, привычки и даже мысли. Одним из способов становится придумывание ритуалов. Психологи и педагоги нередко советуют намеренно создавать ритуалы для сложных воспитательных ситуаций, например, укладывания непоседы спать (умывание – расстилание постели – чтение сказки – поцелуй на ночь – мама гасит свет и выходит из комнаты).
Еще толком не осознавая происходящее, ребенок запоминает, буквально «впитывает с молоком» ощущение предсказуемости, уверенности в каждом следующем действии и психологический комфорт. В дальнейшем, подрастая, малыш будет на каждом «непростом» этапе развития, будь то самостоятельный отход ко сну или прощание с мамой в раздевалке детского сада, прибегать к созданию ритуалов, чтобы напомнить себе, что он ценен, важен, и что именно он, а не «бабаки» из страшного сна или малознакомая воспитательница решает, что с ним будет происходить дальше.
Зачем ребенку нужны ритуалы?
Ритуал, в том числе детский, всегда имеет «магическую» составляющую: точное соблюдение определенной последовательности действий всегда приводит к предсказуемому, заранее известному и даже ожидаемому результату.
Какие бывают ритуалы?
«Классика жанра» – чтение одной и той же сказки каждый вечер, даже если ребенок ее давно знает наизусть; засыпание только с соской или только в обнимку с любимой игрушкой; просмотр одного и того же мультика. Многие классические ритуалы можно «расшифровать» следующим образом:
- повтор любимой сказки или истории – ребенок заранее знает, что с героем все будет в порядке, поэтому не испытывает эмоционального напряжения и страха, но получает удовольствие от успехов героя во время повествования. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает положительных эмоций;
- чтение сказки с мамой перед отходом ко сну – что бы ни случилось за день, какие бы события или неприятности ни произошли с малышом, и как бы он ни отреагировал, мама все равно сядет рядом и почитает. Вероятная причина ритуала: ребенку не хватает поддержки и одобрения;
- прощание с мамой через окно детского сада (помахать ручкой, послать воздушный поцелуй и т.п.) – сейчас мама уходит, но обязательно вернется. Вероятная причина ритуала: ребенку страшно оставаться одному или страшно, что мама не вернется;
- раскладывание вещей по строго определенным местам или в строго определенном порядке – противодействие внутреннему хаосу, попытка упорядочить мысли. Вероятная причина ритуала: родители многого ожидают и требуют от ребенка, устанавливают слишком высокую планку.
Существуют и не такие очевидные примеры:
- ребенок старается обходить трещины на тротуаре и не наступать на них;
- без конца расчесывает волосы, следя, чтобы ни один волосок не торчал;
- слишком часто моет руки.
Иногда ритуалы доставляют неудобства не только родителям, но и самим детям. Многим из нас знакома ситуация, когда малыш, потеряв любимую игрушку "для сна", в отчаянии ходит по квартире, в двадцатый раз заглядывает под диван и отказывается ложиться, а все-таки приняв горизонтальное положение, ворочается и никак не может заснуть... Если у малыша есть "его" кружка или тарелка, из которой он ест дома, в гостях или в детском саду у него может "пропасть" аппетит.
Почему для некоторых детей ритуалы более важны, чем для других?
Ритуал отражает детское беспокойство по поводу каких-либо изменений или ситуаций в его жизни. Чем важнее для вашего малыша ритуалы, тем неувереннее он себя чувствует. Вероятно, сказывается наследственность (склонность к тревожности, возбудимость); черты характера и темперамента; строгость или гиперопека в семье; постоянные жизненные перемены или одно изменение, но серьезное и очень важное (например, развод родителей, смерть близкого человека или переезд).
Очень важно отличать ритуалы от капризов. Что может помочь? Наблюдение и анализ: обращайте внимание на то, что спровоцировало бурную реакцию – привычное конкретное действие, которое не удалось совершить, или нечто "стороннее" или абстрактное.
Можно попытаться помочь ребенку избавиться от ритуалов. Например, с малышом, который ставит игрушки в строго определенном порядке или настаивает, чтобы ложка перед едой лежала в 5 сантиметрах от тарелки (не больше - не меньше), психологи советуют время от времени играть в "разбросаем вещи" или "битву подушками".
Ритуалы не вечны. Чем увереннее становится ребенок, тем меньше нуждается в них. Кроме того, даже самые беспокойные или консервативные дети начинают с возрастом испытывать любопытство по отношению к окружающему миру, а затем – исследовательский азарт, страсть ко всему новому, которые постепенно вытесняют из их сознания потребность в ритуалах и "ритуальные" привычки. Впрочем, если возникнет непростая ситуация (посещение детского сада), или ребенок будет тяжело переживать какое-либо детское потрясение (братик родился), или попадет в непривычную для себя среду (в больницу без мамы), попробуйте предложить ему создать новый ритуал – его тщательное соблюдение поможет ребенку вернуть душевный покой и уверенность в завтрашнем дне.
Если ритуалов становится слишком много, или ребенок слишком остро реагирует на их изменение или прерывание, то можно показаться психологу: "крайние" проявления обычно указывают на наличие у ребенка проблем, с которыми он не может в одиночку справиться.
***
Ирина Кузьмина, психолог, педагог, арт-терапевт:
«Точного соблюдения ритуалов обычно требуют дошкольники, и, в более гибком варианте, младшие школьники. Ритуалы можно условно разделить на две группы: связанные с началом действия (пробуждение, выход на прогулку, подготовка к занятию, подготовка к приему пищи и т.д.) и связанные с завершением действия (уход в садик-школу, с детской площадки, из гостей, отход ко сну и т.д.). Ритуалы бывают нужны детям, чтобы привыкнуть к «режимным» моментам – научиться мыть руки перед едой, накрывать на стол, убирать за собой тарелку после еды или быстро и спокойно самостоятельно заснуть. Особенно соблюдение ритуалов полезно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Впрочем, полезны только «осознанные» ритуалы, положительно влияющие на развитие ребенка. А такие ритуалы, как «зайдем домой мультики смотреть», «пойдем на занятие и шоколадку купим», «папа с работы придет - что-то принесет», «мимо магазина идем – без игрушки не выходим», «не спим, не едим без мультфильма» и т.д. – сомнительные, в дальнейшем приводят к непониманию родителями своих детей.
Одна мама привела ко мне ребенка на консультацию с проблемой «отсутствие мотивации к занятиям в детском саду». Она была сильно удивлена, когда выяснилось, что у ребенка закрепился ритуал «покупка» (после занятий ей покупали «киндер»), а так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра, то и ребенок погрузился не в игру «школа», а в игру «мне купят киндер». Ребенок знал: прошло занятие – получу «приз». Мотивации для самих занятий, для получения знаний не было. Когда успехов «в учебе» не наблюдалось, родители «киндеры» не покупали, и постепенно ребенок совсем прекратил заниматься. Стоит помнить, что действие, повторенное даже 2-3 раза, может стать для ребенка «ритуалом» - определенной моделью поведения».