Я родилась и выросла на Черноморском побережье. До двадцати двух лет я жила в курортном поселке городского типа. Мои родные до сих пор живут на море, и мы с радостью ездим к ним на отдых – моя семья очень любит эти места и летом и зимой. Своим друзьям мы советуем побывать именно в этом «райском» уголке, да и сами редко выбираем другие курорты.

Вам, наверное, покажется странным после такого вступления мое утверждение о том, что я не хочу, чтобы мои дети росли на море. Я очень хочу, чтобы у моих детей была возможность всегда приезжать в мой родной поселок для того, чтобы насладиться природой, общением с близкими и видеть это местечко… только глазами отдыхающих.

Летний сезон на курорте

Кто не работает, тот не житель побережья

«Люди приехали потратить деньги – давайте поможем им это сделать!» – таков негласный девиз местного населения курортных городов и поселков. Для тех, кто ездит на море в разгар сезона – летом – эти места кажутся сплошным праздником. Действительно, практически круглые сутки все работает и все работают для того, чтобы в следующем году человеку захотелось вернуться именно в это место, чтобы воспоминания остались, что называется, самые «острые».

Лена – молодая мама, воспитывающая двух детей. Она работает на сезонных работах, несмотря на то, что зачастую сыновей ей оставить не с кем. Лена торгует сувенирами на набережной с утра до позднего вечера, дети находятся с ней. Когда малыши устают, они просто ложатся на картон под прилавком и спят…

Жителям побережья важно ухитриться за сезон – 3 летних месяца – заработать на жизнь на весь год. Помимо этого, многие хотят улучшить свой бизнес, поэтому им нужны деньги еще и для того, чтобы во что-то вложить их.

Дети во время летнего сезона выпадают из привычной жизни. Они переходят в режим самостоятельного существования, либо практически живут на рынке вместе с родителями. Многие дети с малых лет помогают родителям в работе. Чаще всего это торговля едой, товарами для отдыха или сувенирами. Торговать здесь умеет практический каждый житель, и вряд ли найдется хоть один взрослый человек, который ни разу не делал этого.

Вспоминаю случай из своего детства. Мне было лет десять, я торговала с мамой на рынке медом. Однажды я увидела свою подругу, которая несколько лет назад с семьей переехала жить в Москву и теперь вернулась в мой поселок как отдыхающая. Мне отчего-то стало жутко стыдно и неудобно от того, что она увидит меня торгующей на базаре. Я спряталась под прилавок, сделав вид, что что-то ищу в сумке. И каково же было мое разочарование, когда я поднялась из-за прилавка именно в тот момент, когда моя подруга поравнялась с нами! «Наташа, привет!» – обрадовалась она. Эта девочка даже не догадывалась, как мне хотелось в тот момент провалиться сквозь землю!

Кому-то из детей нравится торговать – ощущение прибыли затягивает, включается азарт. Но многим подросткам такая жизнь не по душе, они просто делают это, потому что должны.  

Чем занимаются бабушки-пенсионерки, живущие на побережье? Очень редко у бабушек нет хотя бы «сарайки» для того, чтобы «делать деньги» – пускать отдыхающих. Старики также летом работают, не покладая рук. Некоторые пенсионеры ночуют во времянках, в летних кухнях и даже в гаражах, чтобы предоставить свое жилье отдыхающим. Многие бабушки и дедушки занимаются торговлей. Те, у кого сил не хватает, пекут пирожки и сдают их более молодым, способным ходить по пляжу с лотком.

Со стороны может показаться, что все эти трудности придумывают себе озабоченные жаждой наживы люди. Однако, когда ты живешь на курорте, все это кажется таким естественным, что мысль о том, чтобы не оставить на время свою «зимнюю» малооплачиваемую работу (если таковая имеется) и не пойти на заработки – кажется абсурдом. Когда я уже переехала жить с Черноморского побережья, первое время мои родные не могли принять тот факт, что я не брошу семью и все свои дела и не приеду летом на сезонные работы. Если ты живешь на море и не ловишь возможность «заработать на отдыхающих», ты будешь для местных жителей кем угодно, только не здравомыслящим гражданином.

Как правило, местные жители ненавидят эти безумные летние месяцы. Большинство из них, смотря на вольготно слоняющихся отдыхающих, завидует им черной завистью и тихо их ненавидит. Кто ж не хочет как «белый человек» весь год работать на нормальной работе с нормальной зарплатой, а потом взять туго набитый кошелек и поехать на отдых?

Одним летом я работала у друзей в продуктовом ларьке. Ко мне подошли парень и девушка и попросили бутылку минеральной воды. Пытаясь найти ее в огромном морозильнике, я отвечала на вопросы молодых людей о вкусе разных видов газировки. Вдруг девушка неожиданно мне говорит: «Вы – самая хорошая продавщица в этой деревне!» Я опешила и восприняла это в переносном смысле – как намек на то, что я долго не могу найти нужную бутылку. «Да, да, – сказала она, – здесь все такие злые, только вы с нами так мило разговариваете».

Я поняла, почему она сказала так, потому что я знаю, как называют местные жители между собой всех отдыхающих и как относятся к ним у них за спиной.

Превращения

С приходом лета в жизни местного населения происходят чудесные превращения. Например, школьные учителя устраиваются торговать на пляже. Причем, может статься, что наниматься придется к родителям своих же учеников. Всякий, кто торговал на рынке, а тем более – на курортном рынке, знает, что это за места, и насколько сложно интеллигентным людям влиться в коллектив постоянных работников базара. Мелкие чиновники берут отпуск без содержания на время летнего сезона, дабы заработать в несколько раз больше того, что им платит государство. Вы запросто можете встретить преподавателя музыки, сидящего на табуреточке перед стендом с фотографиями и предлагающего экскурсии по достопримечательностям Черного моря. 

Летняя жизнь мужчин на курорте

Летние «превращения» сказываются и на семьях. Моя подруга, чей муж каждое лето зарабатывает, проводя экскурсии на яхте, как-то поделилась со мной: «На море едут девчонки с кучей денег. Они сами приглашают наших мужей, занимающихся работой на пляже, в рестораны, сами все там оплачивают. Эти девчонки приезжают отдыхать и покупают наших мужей как одно из развлечений. Я прекрасно знаю об этом. Это случается каждый год. Когда сезон заканчивается, мой муж становится моим. У меня нет выхода, я всегда предупреждаю его, чтобы только он ничем не заразил меня. И я знаю, что так живут многие его приятели, которые работают с ним».

Летом наш спокойный, некриминальный поселок претерпевал катастрофические изменения. Во-первых, в несколько раз увеличивалось его население. Каких только «шумоголовых» не появлялось летом на улицах поселка! Только во время курортного сезона мы, местные жители, опасались ходить по темноте поодиночке, т.к. в остальное время года все было тихо. Во-вторых, если рядом с чьим-то домом или квартирой располагались отдыхающие, спать соседям приходилось гораздо меньше, чем хотелось бы, т.к. народ приехал веселиться – ему не резон тратить время на сон.

Здоровье или кошелек?

Летом жители побережья работают в прямом смысле слова на износ. Если для отдыхающих это время, когда человек набирается сил физических и душевных, поправляет здоровье, укрепляет иммунитет и запасается витаминами на зиму, то для местных – это недосып, нервы, перекусы вместо нормального питания, дикая усталость и работа «на автомате».

Кстати, всем этим хорошо научились пользоваться многочисленные мошенники, приезжающие на курорт отдохнуть и облапошить, кого возможно. Не раз ко мне подходили дамы, дающие сто рублей и затем утверждающие, что дали пятьсот, то пытающиеся сбить меня с толку, убеждая, что дали мне тысячу, когда вовсе ничего не давали. Однажды моя двоюродная сестра-подросток, видя, что к ней подошли мошенники, решила обхитрить их. Она знала их «ходы» и приготовилась к тому, чтобы разоблачить лжепокупателей. Каково же было ее удивление, когда обманщики сели в машину и уехали, а она обнаружила, что они все-таки смогли обвести ее и украсть у нее деньги!

Плюс к постоянным психическим стрессам, сезонные работы очень сильно подрывают физическое здоровье, как родителей, так и детей, вовлеченных в летний бизнес. Как-то раз, когда рабочий сезон близился к концу, я решила встать на весы. Я увидела, что они показывают на десять килограммов меньше, чем я обычно весила, и  подумала, что они сломались, не придав значения этим цифрам. Когда же вслед за мной на весы встала моя знакомая и сказала: «Все верно, я всегда столько весила», я в ужасе поняла, что не заметила, как за два с половиной месяца потеряла десять килограмм.

В суете сезонные работники не обращают внимания на свое питание, они физически и эмоционально напряжены и иногда даже не ощущают голода. Перебиваются они в основном «чем придется», т.к. супы-каши варить дома некогда, брать их с собой на пляж неудобно, а бутербродов и шаурмы на набережной продают сколько хочешь. Поэтому резкое снижение веса в таких условиях – это далеко не путь к здоровью.

Отдыхающие подчас завидуют местным, у которых такое полезное для организма море всегда «под рукой».  Но многим местным жителям за все лето ни разу не удается искупаться в нем! Вот, что пишет в своем письме один крымчанин: «Каждый житель полуострова целый год ждет лета, но не потому, что это море, солнце и веселье, а потому, что это сезон, сезон для заработка… Хочу сказать – жить на курорте – это совсем не так круто, как приезжать на курорт отдыхать, потому что пока все отдыхают, ты работаешь, а когда работают все, ты отдохнуть не можешь потому, что уже негде и не с кем…»

Тот, кто имеет возможность, по окончании летней торговли устраивает себе отдых в виде поездки куда-нибудь, например, за границу. Люди с более скромными доходами довольствуются отдыхом где-нибудь в горах. Ну, а тот, кто не имеет такой финансовой возможности, либо у кого нет времени, обходится вовсе без отдыха. Благо – зимой жизнь в курортных городах и поселках размеренная, спокойная и несколько унылая.

Много еще можно рассказывать о Черноморском побережье. Но, не смотря ни на что, я люблю свой поселок и очень радуюсь каждой возможности приехать в него снова. А, когда нас с мужем спрашивают, переедем ли мы жить на Черное море, мы задумчиво отвечаем: «Ну, может быть, на пенсии»… 

Фото - фотобанк Лори