До беременности Беременность Роды От 0 до года От 1 до 3 От 3 до 7 Старше 7 Питание Брат-сестра Семья Досуг Библиотека

«Я не хотела становиться Марьиванной в своем доме»

Материнство уже писало о домашнем обучении в разных его проявлениях, от мягких до самых радикальных. Каждый случай уникален, каждая семья – это отдельная история и собственный опыт. А вопросов возникает множество. Поэтому сегодня мы продолжаем тему получения образования вне школьных стен.

 

Как организовать домашние занятия так, чтобы они были в радость – и родителям, и детям, что на самом деле из себя представляет домашнее обучение, как приохотить ребенка к чтению – об этом и многом другом корреспонденту Материнства рассказала Елена Енгалычевская, мама троих детей (9, 7 и 5 лет), педагог и арт-терапевт. Елена сама обучает своих детей дома, старшие дети не посещают общеобразовательную школу.

 

Хоумскулинг

 

 - Елена, расскажите, пожалуйста, о себе.

 

Сейчас я занимаюсь воспитанием и обучением своих детей, а также веду занятия в школе одного дня «Муми-школа», которая была создана мной как место, где дети не просто обучаются по нестандартной внешкольной программе, достаточно интенсивной для того, чтобы давать сильный импульс к развитию всего за 4 часа в неделю, но и, самое главное, общаются и дружат целыми семьями. Родители не оторваны от процесса обучения. Многие присутствуют если не на самих уроках, то просто отдыхают поблизости, приезжают к нам в гости, и мы поддерживаем полноценный контакт с ними.

 

Муми-школа

 

 - Как и почему вы решили обучать детей дома?

 

- Несмотря на то, что я и сама когда-то преподавала английский в школе, я очень долго совершенно ничего не знала об альтернативных формах обучения: семейное, заочное, очно-заочное. Для меня это стало настоящим открытием! К счастью, я об этом узнала задолго до того, как мой старший сын Илья пошел в школу. У меня не было никаких сомнений относительно того, стоит ли эту возможность использовать, потому что я была не понаслышке, а изнутри хорошо знакома с реалиями школьной жизни, в том числе с классным руководством, работой с коррекционными классами, "сложными" детьми.

 

На заре своего педагогического пути я мечтала о том, как много я смогу делать ради детей в школе. Но мои мечты одна за другой разбивались о суровую реальность, которая заставляла меня проводить больше времени над бумагами и на собраниях, чем посвящать индивидуальному и творческому подходу к обучению. Я поняла, что такой несвободы я не хочу. И ушла из школы, оставив себе репетиторство и мечты о чем-то большем. Поэтому, когда передо мной открылись перспективы оставить собственных детей дома, это выглядело настоящим подарком судьбы. Весьма показательно, что мои бывшие школьные коллеги с полным пониманием отнеслись к такому решению, согласившись, что, как минимум, первые несколько классов начальной школы детям полезнее провести в семье.

 

 - Вы пишете, что были счастливы узнать о том, что ребенка, оказывается, можно не отдавать в школу, как будто школа – это однозначное зло?

 

Я была счастлива узнать, что есть совершенно законная возможность оставить ребенка обучаться в семье, потому что мне всегда нравилось заниматься воспитанием своих детей. Мне это было интересно, я все время искала что-то новое – читала статьи, изучала труды современных психологов и гуманистически настроенных педагогов, сравнивала, делала выводы... Я отнюдь не питала негативных чувств к школе. У меня самой обучение складывалось довольно гладко, я была отличницей и любимицей учителей, отношения с одноклассниками всегда были приятельскими и ровными. В школе мне было порой скучновато, но достаточно легко.

 

Поэтому мой выбор был частично продиктован недоверием к массовой школе как институту, где, по моему личному опыту, сложно реально учитывать потребности, интересы и таланты детей, а, следовательно, невозможно эффективно реализовать их потенциал. Ну а в большей степени он был сделан под влиянием моего собственного энтузиазма - я хотела быть с детьми рядом, учиться с ними, показывать им пример самой своей жизнью. При этом наличие других наставников я отнюдь не отрицаю – тренеры, мастера, другие педагоги – это также очень важный опыт для развития детей. Просто центр образования не смещается, а остается до определенного времени в семье.

 

Обучение в семье

 

 - А как дети отнеслись к вашему решению? Вы с ними советовались?

 

Мы с детьми не обсуждали этот вопрос, потому что такие жизненно важные решения, безусловно, принимаются родителями, осознающими всю ответственность своего выбора, а никак не детьми, которые ничего об этом не знают. Мои дети знакомы со школой по рассказам друзей, по различным книгам и фильмам, и знают, что это является формой обучения других детей. Впрочем, они никогда не изъявляли желания испробовать ее на себе. Наверное, если бы это случилось, я бы им не отказала, если видела бы, что это не каприз, а осознанное желание. Мои дети очень много общаются с другими детьми, обучающимися как в школе, так и вне ее. Старший сын, девятилетний четвероклассник, уже может, в силу возраста, сопоставлять различные факты и видеть разницу между этими формами обучения – организацию, особенности, отношения внутри этих систем. И он может сделать собственные выводы, я уверена.

 

 

«Моему сыну завидуют друзья»

 

 - И какие же выводы делает старший сын?

 

Мой сын воспринимает обучение в семье как норму жизни. Дети, воспитывающиеся в определенных условиях, всегда почитают их за норму, но иногда это неполноценное мнение, так как они не имеют возможности знать о других вариантах. Чаще всего школьники с большим недоверием слышат о том, что есть иные возможности получения образования, будучи воспитанными под влиянием тезисов о том, что "без школы - никуда" или "в дворники пойдешь". Мой сын с удовольствием рассказывает друзьям о своем опыте обучения, и они ему, конечно, в какой-то степени завидуют. При этом он ни разу не спрашивал о том, почему мы выбрали именно такой вариант организации обучения, потому что его совершенно все устраивает, он доволен своим графиком, доволен возможностью заниматься интересными ему предметами, общению с разновозрастными друзьями, и он понимает, что многие возможности были бы ему недоступны из-за очного обучения в школе, поэтому благодарен за то, что сейчас они у него есть. 

 

 

«Я не хотела быть учительницей для своих детей!»

 

- Расскажите, пожалуйста,  как организованны ваши занятия дома. Кто занимается с детьми? Много ли времени, энергии, сил занимает подготовка к занятиям?  

 

Наверное, прочитав о том, что мама педагог, легко подумать, что мне не составляло труда составить программу, создать расписание, организовать аттестации... Ничего подобного! Дело в том, что с самого начала я меньше всего хотела, чтобы мой дом, моя семья превратились в миниатюрное подобие школы. Я ни в коем случае не хотела быть учительницей для своих детей! Нет, конечно, родители всегда играют роль наставников в семье, но я не хотела становиться некой строгой Марьиванной в своем доме. Потому мы пошли максимально свободным путем с самого начала – у нас не было программы, не было расписания, не было даже (о ужас!) учебников. Мы нашли школу, предоставляющую возможность сдавать экзамены один раз в год в дистанционной форме. И продолжили жить так, как жили до этого – гуляли, встречались с друзьями, ездили путешествовать, читали книги, смотрели фильмы, играли в настольные игры... Примерно за месяц до аттестаций мы садились за подготовку к вопросам и, сдав экзамены, были свободны весь год до следующего раза.

 

Старший сын сдал первый и второй классы без подготовки за один год – просто благодаря базовым знаниям, которые появились у него за счет чтения качественной художественной литературы и энциклопедий. В изучении математики не последнюю роль сыграли настольные игры, которые прекрасно тренируют счет, умножение, дроби и т.п. Единственное, чему мне действительно пришлось научить его – это прописным буквам. Но здесь я придерживалась мнения, что чем позже начинать, тем лучше. В нужный момент он освоил их за полтора месяца получасовых тренировок, даже не совсем ежедневных.

 

 

Таким образом, наше расписание было с самого начала и остается довольно расслабленным. Мои дети ходят со мной в Муми-школу одного дня, где я веду занятия. Но я бы не сказала, что они в них участвуют. Находясь на привилегированном положении, они имеют право заниматься своими делами, потому что для нас все-таки обучение не ограничивается местом и временем. Мол, вот тут школа и я учусь, а там – свобода и безделье. Как раз наоборот, когда учеба неотделима от жизни, становится очень сложно сказать, где и когда обучение происходит, иногда это понимаешь только постфактум, увидев, что в каких-то совершенно обыденных вещах, вроде покупок в магазине или перестановке мебели, дети находят возможности изучать и арифметику, и геометрию, и письмо, и многое другое!

 

Тем не менее, отсутствие расписания занятий не означает полной анархии и расхлябанности. Я стараюсь держать определенные режимные рамки для подъема и отбоя, времени для прогулок, поездок и тихих занятий (чтения, рисования и настольных игр) вечером. Другое дело, что благодаря отсутствию навязанных нам границ, эти занятия варьируются достаточно гибко. 

 

Чрезвычайно важным для детей я считаю возможность не только иметь время для интеллектуальных занятий (это, безусловно, продуктивнее делать утром), но и наблюдение за непосредственной работой и учебой взрослого. В течение дня мы с детьми много времени проводим за столом, где я так же, как и они, делаю записи, конспекты, составляю планы занятий, решаю какие-то финансовые вопросы, читаю художественную и обучающую литературу. Вот этот пример, пожалуй, и является наилучшим стимулом для того, чтобы дети тоже были при деле. Не могу сказать, что я действительно занимаюсь с ними, скорее, консультирую, если у них возникают какие-то затруднения или вопросы.

 

Младшие дети часто просят придумывать им смешные и необычные задания, что я с радостью делаю. А в остальном важна преемственность – старшие дети учат младших, мне не приходится проходить все тот же путь снова и снова. Научив читать и писать одного ребенка, мне уже не нужно было беспокоиться об остальных – в четыре года все они уже были достаточно грамотными для того, чтобы начать читать детские книжки и писать свои первые тексты.

 

 

Сейчас дочка-первоклассница с энтузиазмом учится писать прописными буквами. И хотя я знаю, что багажа ее знаний вполне хватило бы на то, чтобы также сдать два класса за один год (старший брат научил ее даже половине таблицы умножения), мы решили больше не спешить – ведь нет повода сокращать детям детство, нам не нужно казаться лучшими, гениальными, особенными. Достаточно просто жить, учиться, развиваться и радоваться жизни.

 

- Какие настольные игры, развивающие математические способности, вы можете посоветовать?

 

Настольные игры, развивающие математические способности, сейчас производятся в огромном количестве, можно найти варианты на любой случай жизни. Любимые математические игры у нас это "Корова 006", "Цветариум", "Этажики", "Делиссимо", "Турбосчет", "Спящие королевы", "Халли Галли".

 

 

«Домашнее обучение не отнимает много сил. Наоборот – наполняет меня радостью и вдохновением!»

 

У моих детей есть возможности дополнительного образования благодаря кружкам, которые они могут выбирать на свой вкус – это и спортивные занятия, и музыкальные, и научные... Хотя честно скажу, они пока только пробуют разные варианты и выбирают то, что им действительно подходит.

 

Так что такой образ жизни не отнимает много сил. Скорее наоборот, наполняет меня радостью и вдохновением. Именно поэтому я и стала вести еженедельные занятия для других детей, чтобы поделиться с ними и их родителями своими представлениями о том, что учиться – это весело, интересно и совсем не сложно! 

 

 - Какая именно форма обучения у ваших детей?

 

Наша форма обучения называется заочной. Это значит, что нам не нужно присутствовать на школьных занятиях, тем не менее, дети входят в контингент школы. Сдают экзамены они дистанционно, благодаря компьютерным технологиям, у нас есть даже несколько вариантов на выбор, как это сделать. Появляться в школе нам не требуется, все вопросы решаются через электронную почту и обычную.

 

 - Какие 3 главных подарка получили ваши дети при такой форме обучения? Видите ли вы минусы заочного обучения для них?

 

Во-первых они хорошо знают, что именно семья должна быть основой обучения детей. Это настолько нормально и здорОво – жить со своими детьми, видеть, как они растут и развиваются, радоваться с ними вместе новым открытиям. Во-вторых, это возможность гибкого графика, соответствующего индивидуальным потребностям каждого ребенка. И в-третьих, погружение в совершенно иную среду – дружелюбную и открытую, полную заинтересованных людей, как взрослых, так и детей, общение без ограничений по возрасту, поиск наставников среди широкого круга людей.

Минусов пока не встретила в своей личной жизни, хотя и зарекаться не буду – у нас еще так много впереди!

 

 

- Каждой ли семье подходит такая форма обучения? Многие мамы боятся, что это требует титанических усилий и большой организованности.

 

Как видите, наш образ жизни не требует бешеной организованности и какого-то особенного вклада сил. Скорее, родителям понадобится достаточно уверенности в себе, поиск внутренней опоры для того, чтобы чувствовать, что они поступают верно. Это действительно правда, что хоумскулинг становится не просто формой обучения ребенка, а образом жизни всей семьи. Сначала ты погружаешься в какую-то невероятную свободу и начинаешь в ней даже немного тонуть, поэтому приходится искать опоры, рамки и границы, которые помогут понять, что здесь истинно и важно, а что является чуждым и порой даже вредным. Свобода наша – это не вседозволенность, не анархия, не образ жизни хиппи. Да, здесь есть определенная работа, но это работа только над собой – над тем, чтобы приводить свою собственную жизнь в порядок.

 

Идея анскулинга никак не связана с титаническим трудом со стороны родителей, потому что анскулинг предполагает самообучение детей, в которое родители не вмешиваются. Так что мы скорее говорим все же про хоумскулинг, и тут, пожалуй, сложно поспорить с тем, что для того, чтобы дети не ходили в школу, а обучались в семье, они должны по крайней мере не оставаться одни дома. То есть, это подразумевает разные варианты, которые я наблюдаю в среде своих знакомых. Самый часто встречающийся, конечно – это мама, которая занимается неким фрилансом, что позволяет ей проводить много времени с детьми. Заметьте, речь не идет о том, что мама не работает! Чаще всего такие мамы имеют очень активную жизненную позицию, которой невозможно не восхищаться – они учатся, имеют какие-то хобби, подработки, социальные проекты и т.п. Второй вариант – когда папа и мама оба имеют частичную занятость, что позволяет им по очереди уделять время детям. Третий вариант – мой, когда работа позволяет находиться вместе с собственными детьми, включая их в свою деятельность.

 

 - Вы не планируете в дальнейшем, может быть, в старших классах отдавать детей в школу?

 

Пока мы не планируем отдавать детей в школу, потому что никакой практической пользы от этого не представляем. Очевидно, что даже если осваивать школьную программу, то это можно сделать в несколько раз быстрее и эффективнее, если заниматься вне массовой школы. Другой вопрос, что сама программа массовой школы представляется нам несовершенной, и поэтому нет никакого желания пользоваться ее услугами. Возможно, если дети захотят, они смогут посещать интересующие их обучающие курсы в старших классах, но это должны быть достаточно качественные курсы, которые мы сможем подобрать для них.

 

- Чтобы вы посоветовали мамам, которые хотят перевести детей на домашнее обучение? 

 

Я посоветовала бы не бояться. Для начала будет полезным найти место общения хоумскулеров вашего города – к счастью, сейчас такие точки кристаллизации растут как грибы после дождя. Там родители делятся опытом, проводят вместе досуг, ходят на экскурсии, создают возможности для совместного обучения своих детей и многое другое. Семейное обучение не подразумевает оторванности от социума – напротив, оно дарит возможность наконец увидеть мир во всем многообразии, познакомиться с новыми людьми, путешествовать и узнавать новое.

 

Пообщавшись с более опытными родителями, можно составить свое мнение о тех школах, которые сотрудничают с "семейниками" и выбрать наиболее подходящую именно для вашего ребенка. 

 

Я думаю, невозможно заранее подстраховаться ото всех ошибок – они, вероятно, будут, как и различные трудности, особенно, если ребенок уходит из школы, ему может потребоваться несколько месяцев для того, чтобы прийти в норму и вернуть свою внутреннюю мотивацию к обучению. Думаю, здесь могут помочь соответствующие тематические интернет-ресурсы и печатные издания (например, журнал "Семейное образование"), где можно изучить статьи психологов и мнения опытных родителей о том, как они справляются с теми или иными вопросами. 

 

Конечно, родителям нужно подумать заранее о том, каким они хотят видеть семейное образование своих детей – что они хотели бы делать сами, а что делегировать другим людям. И это нормально – трезво оценивать свои возможности и искать варианты, наиболее подходящие для вашей конкретной семьи. Да, иногда хочется жить так же идеально, как выглядят со стороны некоторые семьи, но поверьте, у каждой семьи свой путь. И пусть ваш путь семейного образования будет интересным и радостным!

 

 - Многие родители жалуются, что дети не любят читать. Чтобы вы посоветовали – как можно привить ребенку любовь к чтению?

 

Единственный способ приобщить ребенка к чтению – читать самим. Обычно на вопросе «А сколько времени в день лично вы читаете бумажные книги на глазах у ребенка?» срезается большая часть родителей, потому что дать адекватный ответ не в силах. Читайте сами – читать будут дети. Пишите ручкой по бумаге – дети начнут хотеть учиться писать. Это все до банального просто и снова связано с образом жизни. У спортсменов дети спортивны как будто от самого рождения – влияет среда. У нас среда гуманитарная, вот стоит стол в центре комнаты, вот мои книги, многочисленные тетради и блокноты – вот вам дети, которые «сами» читают и пишут.

 

Второй важный момент – соответствие книг возрасту ребенка. Я постоянно, к сожалению, сталкиваюсь с тем, что детям выбирают книги «на вырост» - в три года Муми Троллей, в четыре - Питера Пена... Дети не понимают 95% информации, хотя с виду может казаться, что им и правда интересно. Вот только потом, когда придет действительно время для прочтения этих книг, не все из них захотят читать их снова. Так дети теряют львиную долю прекрасной литературы, которая должна была стать источником их вдохновения для игр и дальнейшего чтения. Выбирать книги стоит очень, очень бережно, аккуратно соотнося возраст ребенка с возрастом главного героя.

 

Ну и, разумеется, общая для нас всех сейчас проблема – конкуренция литературы с возможностями различных гаджетов, которым книги, конечно, проигрывают. Хотите, чтобы дети читали – уберите из их жизни телевизор, компьютер, планшет и телефон. Это звучит так просто, но для некоторых детей, склонных к компьютерной зависимости, это очень сложно реализовать.

 

Беседовала ЕЛЕНА САЙ. Фотографии – из личного архива Елены Енгалычевской

Дата публикации 15.03.2016
Автор статьи: Елена Сай
реклама
комментарии