Многие сказочные произведения детской литературы повествуют о том, как дети попадают в волшебный мир совершенно одни, без родителей. Вспомним детей Певенси из Хроник Нарнии, мальчика Алешу, познакомившегося с Черной курицей и подземными жителями, Алису в стране Чудес. Некоторым персонажам повезло гораздо меньше. Золушка, Белоснежка и Гарри Поттер потеряли родителей навсегда. Несчастный случай, смертельная болезнь или таинственное исчезновение заставили всех этих героев быстро повзрослеть и научиться справляться с трудностями самостоятельно.

Почему большинство сказочников обрекают своих маленьких героев на странствия в одиночестве? Попробуем разобраться.

Хроники Нарнии

1. Без родителей куда интереснее

Казалось бы, все просто. Юный читатель скрывается за страницами книги от чрезмерной опеки взрослых. Предположим, первоклассник Федя после тяжелых трудовых будней (школы, кружка, прогулки и постоянных нравоучений взрослых) берет в руки книгу с увлекательной историей, где главный персонаж остается один, без взрослых. Ему приходится самому выбирать, самому решать, самому действовать в различных ситуациях, где взрослые точно подсказали бы, что нужно делать. История Федю увлекает, ведь главного героя никто не поучает, не ругает, не повторяет это злобное «нельзя!». Он тут же представляет себя на необитаемом острове, где можно сразиться со львом, построить палатку, и никто не попросит надеть шапку из-за сильного ветра. Но мамин голос, приглашающий на кухню отужинать тут же возвращает к реальности. Сказки сказками, а обед по расписанию.

 

2. Самостоятельный и сильный

Почти всегда дети представляют себя на месте главного героя любимой истории. Здесь простор для действий и героических подвигов. Маленький человек, окунаясь в историю персонажа, оказавшегося без родителей, понимает, что спрятаться не за кем, нужно действовать так, как учили. Тут взрослые могут облегченно вздохнуть — их труды не пропали даром. Наш Федя мигом оценивает ситуацию и начинает рассуждать. Вот здесь он поступил бы точно так же, как книжный персонаж, а там сделал бы наоборот, как учили родители. Федя, оказавшись вместе с главным героем в неизвестном месте, да еще без взрослых, сам того не понимая, повторяет уроки, от которых он несколько минут назад отказывался, демонстративно закрывая уши ладонями.

3. Совершенно свободный

Отцы и дети. Конфликт поколений был, есть и будет. В этом нет ничего страшного. Взрослые были детьми и так же бунтовали против постоянной опеки: «туда не ходи», «это не ешь», «так делать нельзя». И вот они сами становятся родителями. Наш маленький Федя стоит с желанным бубликом в руке, ощущая тонкими пальчиками облачное тесто и шероховатость мака, но внезапно звучит строгий родительский голос: «Положи, сначала нужно съесть суп». Федя приходится идти на жертву — суп ради бублика. Последняя ложка уничтожена, и Федя с чистой совестью хватается за бублик. Со сказкой на коленях и бубликом в руке Федор отправляется в очередное путешествие. Он ест и завидует главному герою — такому же мальчишке, как он сам. Везет ему, путешествует один, делает, что хочет. А главный герой сказки в это время отправляется в путешествие и встречает свирепых пиратов. «Отдай сокровища, иначе мы тебя…». Тут Федя начинает понимать, что мама была права. Суп — это никакая не жертва, могло быть гораздо хуже.

Получается, что сказочные родители исчезают из книг не зря. Как бы ни было жалко главных героев таких сказочных историй, благодаря исчезновению родителей юный читатель осознает, что все эти «туда не ходи», «это не ешь», «так делать нельзя» помогают в жизни. «Вот, главный герой подошел близко к краю оврага и свалился туда, не повезло ему, научить-то никто не мог. А мне родители говорили, что близко подходить нельзя, а то можно упасть. Без родителей плохо», — делает вывод наш юный Федя и идет на кухню помогать маме.