Ситуация проступка - это ситуация, в которой ребёнок знает, что он поступает плохо, что так делать нельзя, но всё равно делает.
Проступок – это разовая ситуация, когда ребёнок поступает так впервые или делает это очень небольшое число раз. Почему ребёнок делает то, что запрещено? На это могут быть разные причины. Чтобы понять ребёнка и помочь ему в будущем не совершать проступков, очень важно выяснить эти причины и помочь ребёнку от них не зависеть.
В данном случае причинами являются те мотивы, которые побуждают его к совершению проступка. Попытаемся обозначить и рассмотреть действие основных мотивов совершения проступка.
1. Удовлетворение жизненных потребностей. Ребёнок может хотеть есть, пить, ему может быть холодно, но приемлемые способы удовлетворения этих желаний отсутствуют. В результате он идёт на воровство, шантаж или обман.
2. Власть желания. С этим мотивом особенно трудно совладать дошкольникам и младшим школьникам. Когда в группу детского сада или в школу дети приносят какую-нибудь удивительную игрушку или другую вещь, то желание поиграть в неё, обладать ей может стать таким сильным, что ребёнок её украдёт и принесёт домой.
3. Корысть, желание обладать деньгами, вещами. В этом случае ребёнок ворует не потому, что борется за выживание, а потому, что хочет удовольствий, связанных с наличием денег, предметов.
4. Стремление быть не хуже других (соответствовать требованиям референтной группы). Ребёнок комплексует, если у всех его друзей фирменные кроссовки, а у него отечественные «динамки», и ворует кроссовки в спортивной раздевалке, чтобы быть как все. Подростки особенно сильно переживают такие ситуации, так как хотят быть не хуже других. Одноклассники могут подчёркивать имущественное неравенство, например, обзывать «голытьбой» ребёнка, у которого нет мобильника. Ребёнок страдает, стесняется своего положения, недостатка материальных возможностей своих родителей. Увидев пьяного, у которого из кармана торчит мобильник, он его вытаскивает, чтобы изменить своё положение.
5. Стремление быть принятым группой. Дети, входящие в состав какой-либо группы, говорят ребёнку, что они возьмут его в свою группу, если он пройдёт испытание. Например, побьёт такого-то мальчика или на их глазах украдёт из универсама полуторалитровую бутылку пива.
6. Повышение своего престижа, статуса. Ребёнок стремится повысить свой ранг в групповой иерархии и для этого делает то, что продемонстрирует его силу, решимость и другие значимые для иерархии качества. Чаще всего это реализуется через агрессивные модели поведения: обзывания, оскорбления, провокации, драки. Ребёнок может драться «без тормозов», так как о нём пойдёт слава, что с ним лучше не связываться, его будут бояться и уважать.
7. Желание попробовать. Дети, как мы знаем, развиваются через подражание взрослым и экспериментирование. Им хочется всё испытать на себе, примерить на себя, в том числе, и запретное, негативное, если у них не сформировано собственное отношение к этому явлению. Именно желание попробовать водить машину часто становится причиной угона автомобиля.
8. Стремление испытать себя в ситуации риска. Это желание продемонстрировать свою смелость, ощутить драйв, связанный с нарушениями запретов, опасностью. Этот мотив является возрастной нормой для детей 10-12 лет и связан с преодолением зависимости от взрослого человека. Поэтому детские шалости часто направлены на незнакомого взрослого, который может поймать и наказать детей. Что именно могут делать дети? Они звонят в дверь и убегают или звонят по телефону и говорят, например: «Наберите ванну воды, сегодня вечером отключат воду». Позднее звонят вновь: «Воду набрали? Хорошо, мы приведём бегемота купать». Или: «Это столовая?» «Нет». «А почему макароны из трубки лезут?» Дети могут бросать что-то из окна на проходящих внизу людей или кидать из засады камни по проезжающим автомобилям, мелом ставить крестики на спинах покупателей магазина или подбрасывать прохожим кошелёк на верёвочке. В деревнях дети залезают в чужие сады и огороды, хотя в их огородах растёт всё то же самое. Особым шиком является бегать по территории, у которой есть сторож, так как в этом случае дети вступают в открытое противостояние с взрослым, а, значит, больше рискуют. Я думаю, каждый из сегодняшних родителей, читающий эти строки, может вспомнить подобные ситуации из личного детского опыта.
9. Стремление доказать свою смелость в ситуации, когда ребёнка «берут на слабо». Дети провоцируют друг друга на совершение рискованных действий. Например, один ребёнок заявляет другому, что тот трус и в возникшей словесной перепалке предлагает доказать обратное, например, пройдя по краю крыши. В эмоционально заведённом состоянии ребёнок бросается доказывать, а «провокатор» получает удовольствие от зрелища. При этом сам он, скорее всего, не может сделать то же самое.
10. Стремление привлечь внимание. Это желание удивить, показать себя, эпатировать публику. Возможно, оно связано со стремлением, чтобы тебя заметил нравящийся человек или с желанием удивить, изменить мнение о себе. Стремление привлечь внимание может быть гипертрофировано вследствие генетических особенностей или социальной изоляции. Например, пятиклассница взяла деньги у родителей, накупила на них сладостей и мелочей и раздавала их подружкам. Подружки бегали за ней, пытались просить у неё что-то ещё, и она чувствовала себя прекрасно, так как удовлетворялась значимая для неё потребность.
11. Действия «назло». Как правило, возникают как ответ на ситуацию унижения, обиды, оскорбления, общего недоверия ребёнку. «Я плохой? Ну и буду плохим!» или «Я Вас ненавижу. Вас раздражает, когда я курю? Значит, буду курить, даже если не хочу».
12. В целях восстановления справедливости. Например, ребёнка обсчитали в школьной столовой. Он ворует булочку, чтобы восстановить справедливость. Или ребёнка оскорбил продавец киоска, вечером он разбивает окна киоска камнем.
В общении друг с другом дети прибегают к формам суда, точнее, самосуда, чтобы с кем-то, как они говорят, «разобраться» и считают, что действуют во имя справедливости.
13. «Как все» или за компанию. Я читала о подростке, который утром спас тонущую девочку, а вечером на дискотеке избил юношу вместе со своими друзьями. Он делал то же, что и все. При этом, действуя один, он спасал жизнь, а за компанию – отнимал её. Часто дети считают необходимым поддерживать своих, демонстрировать преданность группе.
Школьники забросали камнями электричку. Объясняя свой проступок, каждый сказал, что он действовал как все.
14. Из страха перед шантажистами. Старшие ребята заставляют более младших воровать или отбирать деньги и отдавать им, угрожая физической расправой ребёнку или членам его семьи. Ребёнка запугивают, что если он кому-то скажет, то ему точно не миновать расправы.
15. Для достижения позитивных социальных целей. Например, ребёнок вытаскивает кошелёк у пассажира троллейбуса, чтобы его поймали, поставили на учёт в детской комнате милиции и разрешили работать в подростковом центре «Новое поколение» и получать приличную для подростка зарплату, так как туда принимают на работу только детей, стоящих на учёте, а он хочет материально помочь родителям. Или герой одного фильма начинает прогуливать школу, получать двойки для того, чтобы помирить родителей, собирающихся разводиться, переключив их с выяснения взаимоотношений на общую для них проблему срочного спасения сына.
Таким образом, мотивы совершения проступка могут самыми разными, мы перечислили не все из возможных, и нам действительно очень важно их знать. Среди этих мотивов есть позитивные, негативные и нейтральные. Если мотив негативный, то нам необходимо помочь ребёнку от него избавиться. Негативными из названных выше являются мотивы с №№2, 3, 4, 9, 11, 13, 14 (власть, корысть, стремление быть не хуже других, вестись «на слабо», «назло», за компанию, из страха перед шантажистами). Нам важно показать ребёнку, что данные стремления он должен научиться преодолевать, не зависеть от них. Например, ребёнок должен понять, что раскрытый шантажист уже не страшен (13), так как он может творить свои дела, только пока о нём не знают. Что «брать на слабо» (9) - это приём манипулирования человеком, который выполняя задание манипулятора не может доказать свою смелость, так как показывает свою глупость: как легко его сделать клоуном.
Если мотив позитивный (12, 14) или нейтральный (то есть сам по себе не имеет направленности и приобретает её в контексте особенностей личности ребёнка, например, для закомплексованного ребёнка стремление привлечь внимание – это хорошо, для ребёнка, у которого складывается характер «воображули», - плохо), то ребёнка надо научить удовлетворять его социально приемлемыми способами, то есть не через проступок, а через поступок. Например, если ты хочешь привлечь к себе внимание, то сделай это не через ситуацию хамства учителю, а через проведение для ребят творческого вечера твоей любимой рок-группы, тематическое выступление, исполнение роли, организацию конкурса и т.д. Если ты хочешь добиться справедливости, сумей доказать, что буфетчица обсчитывает ребят через согласованные со взрослыми (например, с родительским комитетом класса) контрольные закупки и их оформление протоколом, то есть современными правовыми, а не противоправными методами.
«Ни одна нормальная девушка не будет курить»
Значимость мотива для подростка, и, как следствие, значимость работы с мотивом, ярко видна на следующем примере: «Когда мне было 11 лет, я попала в компанию подростков 14-15 лет. Мне было безумно приятно, что такие взрослые ребята обращают на меня внимание. В этой компании были, в основном, мальчики, и все они курили. Естественно, мне тоже захотелось попробовать и я стала регулярно покупать сигареты и курить. Мне нравилось быть как все в этой компании, быть взрослее. Конечно, мои родители заметили, что я курю. Что они только не придумывали…. Не отпускали меня гулять, не давали денег, обижались на меня, наказывали, пытались подкалывать, называя курилкой – всё было бесполезно, родители никак не могли повлиять на меня. Так продолжалось несколько месяцев.
Как-то я поехала с родителями в гости к тёте. Её сыну, моему двоюродному брату, было около 20 лет, и он был для меня авторитетом. Раньше мы с ним не разговаривали личные темы, а тут вдруг разговорились. Он мне сказал, что ему очень нравилась одна девушка, но она курила. Он отзывался о курении с отвращением и сказал: «Ни одна нормальная девушка не будет курить». Его слова настолько повлияли на меня, что вскоре я перестала курить».
Итак, задача взрослого в ситуации проступка выяснить мотив его совершения. Если ребёнок не называет мотив (Отвечает: «Я не знаю»), то возможно, он стесняется признаться, ведь многие из мотивов имеют отрицательный смысл с точки зрения этики, или сам не до конца осознаёт, почему сделал именно так. Не соглашайтесь, когда ребёнок говорит, что он сделал это «просто так», что никакого мотива нет: у всего есть свои причины. Одной из задач работы с ребёнком может стать продвижение ребёнка в понимании себя, в осознанности собственных действий. Для этого Вы выдвигаете гипотезу о возможном мотиве действия ребёнка и обсуждаете с ним её вероятность. Определив и осознав мотив, Вы начинаете с ребёнком оценку мотива: является ли он социально приемлемым, нужно ли ещё совершать проступки или поступки ради этого мотива.
Рассмотрим ситуацию проступка на конкретном примере.
Украл деньги на подарки друзьям
«Сын в 10 лет взял без спросу у бабушки 300 рублей, купил на них игрушки и раздал друзьям.
Решение: Узнав обо всём, папа посадил сына в машину и повёз его собирать игрушки у друзей. Собрав игрушки, они отнесли их обратно в магазин. Папа попросил продавщицу больше не продавать ничего этому мальчику. Дома провели беседу о бабушкиной пенсии, которая приходит только раз в месяц. На сына подействовали воспитательные действия папы. Сейчас ему 18 лет и он никогда не возьмёт без спросу ни рубля».
Да, последствия проступка, безусловно, оставили сильный след в душе ребёнка. Но боюсь, не только позитивный. Ведь забирать у друзей подарки, возвращать их в магазин – для ребёнка это было унизительно и тяжело. Да, папа проявил свою порядочность, логичность, ответственное отношение к воспитанию сына. Но: сможет ли за этот проступок когда-то простить себя ребёнок? Учёл ли папа, почему ребёнок повёл себя так? Не было ли одной из причин проступка наличие у ребёнка комплексов, из-за которых он так хотел угодить друзьям? Не появились ли эти комплексы из опыта похожих способов реагирования папы на действия сына в прошлом?
На мой взгляд, разобравшись в ситуации, родители должны были вернуть 300 рублей бабушке и показать сыну, как им пришлось в связи с этим урезать свой семейный бюджет, то есть взять на себя часть вины за проступок. Ребёнок должен видеть, что родители огорчены из-за его поведения, но что они верят, что этого больше не повторится. Кроме того, важно было помочь сыну понять себя, разобраться, зачем он это сделал. Если для того, чтобы его больше любили и ценили друзья, чтобы повысить свой авторитет, то надо помочь ему понять, что так авторитет не повысить. Напротив, «друзья» начинают понимать, что можно управлять твоим поведением, учатся извлекать из него выгоду. Важно было помочь ребёнку разобраться, кто такой друг и какие друзья ему нужны. Кроме того, необходимо помочь ребёнку повысить свой авторитет в классе за счёт демонстрации своих умений. Можно помочь мальчику подружиться с хорошими ребятами, создав условия для совместной деятельности в гостях у сына.
«Ты воруешь и у себя тоже»
Ещё один пример: «В детстве я воровал деньги у родителей. Сначала я брал немного, затем всё больше и больше, пока родители не заметили. Я думал, что родители будут долго на меня кричать, говорить всякие неприятные вещи и не простят мне. Но, к моему удивлению, меня не отругали, а просто объяснили мне: «Ты воруешь деньги не только у нас, но у самого себя, ведь эти деньги общие, поэтому, прежде чем брать их, подумай, а сколько у нас их осталось». После этого я никогда не брал деньги без спросу, поскольку сказанные родителями слова оказали на меня такое воздействие, которого невозможно было бы получить руганью и наказаниями».
Вернёмся ещё раз к формуле наказания, которую мы приводили, обосновывая ненужность наказания в ситуации трудной для самого ребёнка.
Чувство вины = Проступок – Наказание
Теперь в фокусе нашего внимания ситуация проступка, то есть как раз та ситуация, за которую наказание может последовать. Каким оно может быть? В приведённом примере мы увидели, что именно отсутствие наказания побудило подростка больше не совершать воровство. Наказанием в ситуации проступка может быть просто совместная ликвидация его последствий, демонстрация огорчения родителей, придание некоторой огласки событию. Жан Жак Руссо предлагал такой метод наказания – метод естественных последствий. В этом методе ребёнок, совершивший проступок, сам испытывает на себе дискомфорт, вызванный последствиями проступка. Например, если он сломал стульчик, не нужно спешить доставать ему новый. Пусть какое-то время поживёт с ломанным стулом. Если разбил окно - с разбитым окном и т.д. Самое главное в ситуации проступка – верить в своего ребёнка, в то, что он сам понимает, что ошибся, поступил плохо.
Психологи полагают, что проступки в своей жизни совершали все. В японском управлении производством есть правило: «Ошибившийся работник дороже стоит». Ведь допустивший ошибку приобрёл опыт и сможет её больше не повторять. Мы с Вами должны понимать, что ребёнок имеет право на ошибку, но важно помочь ему, как пишет Ш.А. Амонашвили, «превратить шалость в мудрость», то есть осмыслить полученный опыт и научиться не повторять ошибок, не совершать аналогичного проступка в будущем. Но важно, чтобы дети стремились не совершать проступков не из-за страха перед грозящим им наказанием, унижением, а из собственного внутреннего понимания недопустимости такого поведения.
Из книги "Родительская азбука взаимодействия с ребёнком". Санкт-Петербург, 2010
Фото - фотобанк Лори