В скором времени вашему малышу предстоит пойти в школу, где его ждут новые социальные условия, новая деятельность, к которой ему придется приспосабливаться. Успешный процесс адаптации во многом определяет отношение школьника к обучению и к тому, как он будет ощущать себя в новом коллективе. Родителям важно поддержать ребенка в непростой для него период.

Первоклассники, как помочь адаптироваться к школе

Коллектив

Поступление в школу вносит в жизнь первоклассника большие перемены, которые затрагивают различные стороны жизни.

Первоклассника ожидает новое социальное окружение. Ребенку предстоит знакомиться и выстраивать отношения с одноклассниками, в его жизни появится новый значимый взрослый в лице учителя. Как правило, дети, посещавшие дошкольные учреждения, легче адаптируются в новой социальной среде, быстрее знакомятся и чувствуют себе увереннее в новом коллективе.

Если ваш малыш не посещал детский сад, старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще находился в окружении сверстников. Опыт выстраивания отношений в дошкольном детстве влияет на дальнейшее развитие и успешную адаптацию в младшем школьном возрасте.

Режим

Школьник столкнется с особыми нормами и правилами, с новым режимом, который будет не похож на режим детского сада.

Постарайтесь максимально честно рассказать ребенку о школе, чтобы не сформировать ложные ожидания. Расскажите, как проходит школьный день, что во время урока дети сидят за партами, внимательно слушают учителя и выполняют задания. Можно в игровой форме провести школьное занятие дома. Такой домашний урок даст малышу небольшое представлением о том, что его ждет в школе.

Часто детей интересует, смогут ли они играть в школе. Некоторые родители, сталкиваясь с таким вопросом, начинают стыдить ребенка. Здесь важно спокойно объяснить малышу, что после уроков наступает перемена, когда он сможет выйти из класса и поиграть с друзьями.

Бытовые навыки

Немаловажным фактором для успешной адаптации к школе является владение навыками самообслуживания. Если в дошкольном учреждении малышам помогают одеваться, то в школе ребенку предстоит самостоятельно переобуться, надеть форму для физкультуры. Когда ребенок без проблем справляется с подобными задачами, он чувствует себя спокойнее и увереннее.

«Не хочу в школу!»

Порой у дошкольника может возникнуть страх и резкое нежелание идти в школу. Подобная реакция вполне объяснима, ведь ребенок не имеет никакого представления о том, как выглядит школа и как там все устроено. Неизвестность порождает переживания и страхи.

Чтобы помочь ребенку справиться с тревогой, организуйте прогулку в школу. Чтобы у него была возможность осмотреться, прогуляйтесь по территории. Посетите день открытых дверей, покажите кабинет, в котором он будет учиться. Если вы заранее знаете педагога, познакомьте его с малышом. Как правило, после такого путешествия в школьный мир ребенок перестает бояться, ведь теперь у него есть четкое представление о том, куда он отправится.

Бывают ситуации, когда тревога не проходит, а напротив, нарастает. И с каждым днем малыш все больше и больше не хочет идти в школу. В подобной ситуации родителю важно обратиться к себе и своим чувствам. Часто детская тревога возникает на фоне тревоги взрослого. 

Родительская тревога или «как же малыш пойдет в школу»?

Часто в голове у родителей будущего первоклассника возникает огромное количество вопросов и опасений. «Как же малыш пойдет в школу, а вдруг будет плохой учитель, а что, если сверстники будут его обижать? А если он не сможет учиться, он же еще такой маленький и беззащитный!»

Подобные страхи могут быть спровоцированы личным негативным опытом или рассказами знакомых о сложной школьной программе или о детских конфликтах. Все это усугубляет и приумножает родительскую тревогу.

 

Почему возникает тревога и как с ней справиться?

Эмоциональное состояние родителя оказывает влияние на ребенка и может поспособствовать формированию страха и ложных опасений у него. Очень важно отследить подобный момент и понять, что действительно не только ребенку сложно привыкнуть к новым условиям, но порой и родитель бывает не готов к изменениям. Ему сложно принять то, что малыш взрослеет и отдаляется.

Необходимо различать собственные переживания и переживания своего ребенка. Существует несколько моментов, которые важно понимать родителю:

  1. Ребенок, достигший семилетнего возраста, в норме, психологически готов к новой учебной деятельности. Его психика способна усвоить полученные знания и адаптироваться к новым условиям.
  1. Школьнику предстоит познакомиться и выстраивать отношения с другими ребятами. Конечно, в детском коллективе, как и во взрослом, по-разному складываются отношения, но это не означает, что ребенка будут обижать. Важно понимать, что с каждым годом он все больше выходит в открытый взрослый мир, который не идеален, но в котором ему предстоит жить, и родитель не всегда сможет быть рядом.
  1. С возрастом ребенок становится более самостоятельным, чаще находится вне дома. И родителю бывает сложно избавиться от тревожных мыслей по поводу своего ребенка и его нахождения в школе. Как правило, подобные переживания не имеют под собой реального основания. Ведь отдавая ребенка в школу, вы не бросаете его на «произвол судьбы». Младших школьников везде сопровождает педагог, который организует не только учебный процесс, но и следит за безопасностью детей.
  1. Личность учителя, его компетенция и отношение к детям часто является предметом волнения взрослых. По возможности познакомьтесь с педагогом заранее, узнайте  программу занятий, расписание учебного дня. Не стесняйтесь задавать вопросы, узнайте, когда проходят родительские собрания и что необходимо купить первоклашке для обучения. Знакомство с учителем внесет ясность, тем самым уменьшит тревогу.

 

Начало учебы

В первые месяцы обучения первоклассник погружается в новую социальную среду, он испытывает большое количество эмоций. Ведь ему столько всего необходимо понять, ко многому привыкнуть, поэтому эмоциональные реакции ребенка поначалу бывают очень разными. Первоклассник может пребывать в эйфории, либо, напротив, впасть в уныние и отказываться ходить в школу. Родителю важно в этот период внимательно отнестись к эмоциональным проявлениям первоклассника и оказать поддержку.

  1. Старайтесь больше говорить с ребенком, интересуйтесь, как дела в школе, с кем он подружился, что нового узнал.  В первые дни ребенок часто испытывает  трудности, не всегда понимает учебный материал или учителя. В этот период он особенно нуждается в поддержке и одобрении родителей. Если ребенок чего-то не понимает, помогите ему разобраться в этом. Безусловно, не стоит делать за него домашнюю работу, но вы можете вместе разобрать условие, задать наводящие вопросы, объяснить непонятные моменты. Подбодрите его, ведь он только в начале пути. Важно поддерживать позитивный эмоциональный настрой, от него зависит, оценка себя как личности в дальнейшем.

 

  1. Новый школьный режим отражается на состоянии ребенка, теперь ему предстоит длительное время сидеть за партой и внимательно слушать учителя. Непривычная деятельность может вызывать физическое и психическое перенапряжение. С такими нагрузками помогут справиться частые прогулки после школы и в выходные дни. Смена деятельности с умственной на физическую благотворно влияет на состояние школьника.
  1. В процессе школьной жизни первоклассника ожидают не только успехи, но и неудачи. В такие минуты ребенок как никогда нуждается в родительской поддержке. Не допускайте сравнения ребенка с более успешными одноклассниками. Такой подход не будет мотивировать на успешность, а напротив, негативно повлияет на самооценку. Если ребенок потерпел неудачу, поддержите его, ведь не всегда мы достигаем успеха. Временные неудачи – это естественный процесс. Помогите разобраться в том, что у него не получилось. Так появится возможность исправить ошибку и смело двигаться дальше.

 

  1. В семь лет ребенок уже достаточно взрослый, но нуждающийся в поддержке и понимании родителей. Будьте рядом, при этом давая свободу и самостоятельность действий. Понимая потребности своего ребенка, вы поможете ему быстро и успешно адаптироваться к новой школьной жизни.

Автор статьи - психолог, педагог Тимофеева Виктория Валерьевна, Психологический центр Грани Сознания

Фото - фотобанк Лори