«Приличного» и «культурного» родителя новость о том, что его такой же «приличный» и «культурный» ребенок матерится в школе или сплошь нецензурно выражается в социальных сетях, как правило, застает врасплох и, без преувеличения, потрясает. Недоуменные, сказанные прежде всего себе оправдания вроде «я не слышу от него ничего такого дома» и «у нас в семье так никто не говорит, мы воспитанные люди», только усиливают в родителе чувства стыда, растерянности и непонимания собственного ребенка. О детской матерщине и о том, как может ответить на нее родитель, пойдет речь в этой статье.

Что такое детская матерщина?

  • Намеренное или случайное оскорбление других людей
  • Способ выразить сильное внутреннее напряжение
  • Средство показать себя крутым и взрослым
  • Прием, с помощью которого можно войти в среду сверстников, в какую-либо компанию, в которой принято материться. Возможность стать в обществе ровесников «своим».
  • Совершение запретных, порицаемых действий с целью рискнуть, испытать себя, «пощекотать» себе нервы.
  • Возможность справиться с последствиями сильного потрясения, травмы.
  • Способ переживания сексуального напряжения, эротических фантазий и романтических привязанностей


О чем родителю следует задуматься в первую очередь?

  • Какие ситуации провоцируют ребенка на «крепкие» выражения? Ссора с друзьями,плохие оценки в школе, конфликт в семье? 

Это указывает на те обстоятельства, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, в которых накопились острые вопросы, ждущие своего решения, многовероятно – с помощью тактичного участия взрослых.

  •  
  • На кого направлены мат и ругань? Или это что-то пространное, вроде вылетевшего в досаде «блин»?


Так можно понять, в отношениях с кем именно ребенок переживает напряжение и дискомфорт, или его отличает постоянно присутствующее в душе чувство досады, неудовлетворенности, раздражения. 

  • Ругань является явной, неприкрытой или ребенок старается, чтобы взрослые его «выражения» не слышали?


Это позволяет задуматься о том, может ли ребенок сдержать себя, или его поведение вышло из-под его контроля, например, из-за сильного внутреннего напряжения.

  • Ребенок предпочитает «выражаться» вслух или позволяет себе «крепкое словцо» только при переписке?


Открытое выражение гнева или обиды (которое и может представлять собой матерная речь) характерно для «переполненных» или уверенных в себе детей. Переписка со сквернословиями может указывать на сильный страх получить наказание, порой - на желание напакостить, нежели чем отыграть нанесенную обиду. 


Каковы распространенные причины того, что ребенок ругается матом?

  • В среде сверстников распространены соответствующий лексикон и манера «выражаться».
  • У ребенка недостает слов и способов выразить свои чувства и переживания приемлемым способом.
  • Кто-то из авторитетных и близких для ребенка взрослых употребляет нецензурные выражения в своей речи.
  • Матерные выражения приветствуются сверстниками, вызывают смех, одобрение, признание «крутым».
  • У ребенка «накипело». Внутреннее напряжение достигло высокого градуса и заставляет избавиться от себя любым способом.
  • Ребенок остро переживает романтические чувства, эротическое напряжение и сексуальные фантазии, что может быть вызвано как имеющимися у него отношениями любви к сверстникам, так и эмоциональной реакцией на процессы полового созревания и развития в теле.
  • В семье по отношению к ребенку установлены жесткие правила и запреты, нарушить которые можно и матюгнувшись.
  • Ребенок лишен возможности заявить о себе «хорошими» способами и ему приходится прибегать к «плохим», чтобы получить недостающее внимание.

Чего не следует делать, узнав, что ребенок сквернословит?

  • Бить по губам, лупить

Физическое наказание унижает ребенка и вызывает у него внутри чувства обиды, может быть – злости, гнева. Они могут быть настолько яркими, что отвлекут ребенка от причины, их вызвавшей, войдут в фокус внимания, вытеснив из него осмысление совершенного проступка. Как следствие, ребенку будет трудно увидеть свои действия со стороны и задуматься над тем, как следует вести себя впредь.

  • Наказывать ребенка сильнее, чем сам проступок


Употребление мата и скверных слов порицается. Слышать брань неприятно и оскорбительно. При этом ругань или, как ее еще называют психологи, «вербальная агрессия» (то есть причинение морального вреда собеседнику словами, враждебное отношение, выраженное на словах), продемонстрированные ребенком, часто получают незаслуженно суровое наказание. «Перегибая палку» в таких случаях, взрослый перекладывает всю ответственность за случившееся на ребенка. Очень серьезное наказание как бы говорит ребенку «это целиком и полностью твоя вина». А это не так. Важно совместно найти причины и понять, какую роль сыграл воспитывающий взрослый в том, что ребенок начал сквернословить. 

  • Оставаться невключенным в ситуацию и ждать, когда это «само пройдет»


Делать вид, что ничего предосудительного не происходит, не стоит, потому что причины употребления матерных слов, которые я описала выше, требуют от взрослого вмешаться в ситуацию и исправить ее.

  • Выставлять ребенка на посмешище, придавать проступок ребенка широкой огласке


Каждый ребенок имеет право на ошибку и ее тактичное обсуждение с родителем наедине. Чувство стыда, вспыхивающее в ребенке в ситуации публичного неуспеха, становится препятствием к осознанию проступка и раскаянии. Также уединенная беседа с родителем располагает ребенка к откровенности, что позволяет понять мотивы его проступка. 

  •  
  • Оставлять проступок ребенка без последствий


У здорового ребенка есть понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, и определенные моральные ориентиры. Возможность искупить вину за случившееся и исправить положение дел способствуют формированию совестливости и порядочности. Например, можно обратиться к ребенкс предложением: «Бывает, что люди совершают проступки. Ты сказал очень обидные слова своему однокласснику. Давай вместе подумаем, как ты можешь искупить свою вину передним».

  • Впредь считать ребенка «опустившимся», «деградантом», «испорченным»


Людям и тем более детям, которые еще только взрослеют и усваивают нормы поведения в обществе, свойственно ошибаться. Порой «правильные» формы поведения обнаруживаются ребенком только путем проб, поиска среди, в том числе, и не самых «красивых» вариантов. Понимание того, что ребенок может измениться и стать с поддержкой взрослого другим – порядочным, добрым, честным, помогает ему реже совершать проступки и со временем совсем избавиться от них. При этом однажды каклеенный на ребенка ярлык располагает его к тому, чтобы оправдывать негативное мнение взрослых о себе.

Как поступить, если вы замечаете, что ребенок часто употребляет мат и ругательства?

  • В случае получения новости о сквернословии ребенка, справиться с чувствами стыда, гнева и негодования, настроиться на ровный твердый разговор.
  • Спокойно сказать, что вы знаете о факте употребления ребенком бранных слов, и попросить объяснить, что его побудило к матершине.
  • Предложить ребенку вместе разобраться в том, что произошло, и что именно он хотел выразить своим поступком.
  • Помочь ребенку задуматься о последствиях собственных действий, о том, как получение оскорблений отразилось на других людях и его собственных отношениях с ними.
  • Поняв причины проступка ребенка, приложить усилия к их устранению.
  • Помочь ребенку извиниться перед тем, кому были адресованы его оскорбления, и взрослыми, ставшими этому свидетелями (например, учителем).Найти способы искупления ребенком своей вины.


Порой родителю сложно справиться со своими эмоциями или провести с ребенком доверительный, понимающий разговор. Иногда трудно разобраться в причинах проступка и понять, что же спровоцировало огорчительный инцидент. Сотрудничество с психологом помогает родителю в разрешении неоднозначных вопросов в воспитании детей и нахождению способов повлиять на поведение ребенка и способствовать его гармоничному развитию.

Фото - фотобанк Лори