Эту мою колонку мне хочется предварить эпиграфом. Недавно мы с семьей отпраздновали годовщину того, как мы поменяли всю нашу жизнь и переехали в Берлин. И мои заметки в рамках этой авторской колонки – это мои впечатления о жизни Германии. Мои чувства, мои эмоции, история нашей семьи. Я пишу о том, что я вижу вокруг себя. Это не официальный путеводитель и не учебник истории. Просто одна личная история одной семьи. Давайте не будем об этом забывать. Cпасибо за понимание!
Итак, немецкие соседи. Их, признаться, я начала побаиваться еще из России. Муж искал квартиру в Берлине, я перелопачивала горы информации о жизни в Германии, штудировала форумы и сайты, пугаясь заранее разных историй о том, как вредные немецкие бабушки русским семьям жизни не давали (Хм.. название для вполне себе триллера!)
Когда наконец-то муж нашел квартиру, радости моей не было предела. Но в его описании - «Большая квартира! Три огромных комнаты! Балкон! В пяти минутах прекрасный парк с прудом и бассейном!» - за перечислением всего этого благолепия ясно ощущалось какое-то весомое «но». НО – все соседи – немецкие пенсионеры.
Ага! Я так знала, что все это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Въехали мы с двумя детьми и котом в немецкий дом, в подъезд, состоящий сплошь из пенсионеров. Самой молодой девушке под нами — не меньше 65 лет. Дети есть только в нашей квартире. Сначала я ужасно из-за этого переживала — что дети будут шуметь, соседи будут жаловаться (все-таки не надо было читать всех этих ужасных историй в интернете). Но соседи были очень милы. Через несколько дней после приезда я напекла гору печенья, и мы с детьми обошли все квартиры в доме с угощением и познакомились (потом мне сказали, что это было очень и очень по-немецки).
Потом мы часто забирали у соседей наши посылки (если курьер приезжает в то время, когда вас нет дома, он может оставить вашу посылку соседям), бабушки приносили детям на Пасху шоколадные яйца, а мне предлагали немецко-английские словари. Мы здоровались на лестнице, перебрасывались парой фраз о погоде, и я думала, что мы — баловни судьбы, не иначе! Сняли чудесную квартиру в чудесном доме рядом с парком и безо всяких «но»!
«...Интересно, что когда бабушка-божий одуванчик приносила пару раз наши посылки, она два раза настойчиво интересовалась, почему наш сын не посещает школу и все время дома по утрам? Мы в тот период как раз делали регистрацию и ждали ответа из школы...»
А через год мы получили письмо от хозяина квартиры, в котором он довольно нежно и деликатно, но все-таки ощутимо нас пожурил за постоянный (!) ежедневный (!!) детский (!!!) шум из нашей квартиры, на который жалуются соседи!
Сказать, что мы были с мужем удивлены — это не сказать ничего. В моей картине мира кажется совершенно нормальным сразу сообщить о неудобствах, напрямую тому человеку, который эти удобства причиняет. Если бы нам мешали соседи, я бы сказала об этом именно им. И сразу. Мы, конечно, ответили, что постараемся вести себя потише, детей стали по вечерам переводить на тихие игры. Да скоро и сами дети перестроились на немецкий режим дня и стали засыпать в 20.00. Но осадочек, как говорится, остался.
Мне было интересно — как давно мы мешали соседям? Сколько времени они молчали? Почему не сказали об этом нам? А как же все эти улыбки, милые разговоры, шоколадные яйца и при этом — жалобы на нас хозяину квартиры? Все это вместе не укладывалось у меня в голове. Вот тут я впервые почувствовала, насколько же мы разные ментально. Сейчас мы продолжаем улыбаться и мило беседовать о погоде, но теперь я постоянно держу в голове, что за всеми этими улыбками могут стоять письма с жалобами на нас.
Потом я услышала еще несколько похожих историй — про милые улыбки, подарки детям, оставленные на придверном коврике, и параллельно с этим — сбор подписей по дому на выселение семьи.
Чтобы почувствовать себя увереннее, я решила узнать, на каких основаниях нас могут выгнать из квартиры и могут ли вообще! И выяснила, что в Германии действует закон о детском шуме. В рамках этого закона дети могут шуметь, сколько им влезет. Правда, только до 22.00 вечера. Бегать, прыгать, плакать, кричать, смеяться, смотреть мультики, устраивать истерики. Нельзя в квартире кататься на роликах и велосипедах. А все остальное до 10 вечера — очень даже можно. Выселить семью с детьми практически невозможно.
Я почувствовала себя увереннее, но ссориться с соседями все равно не хотелось. Тем более что Интернет исправно мне подкидывал разные ужасы о немецких соседях, которые:
- стучали семье с младенцем, который имел наглость плакать из-за колик, в потолок
- собирали и подкидывали в почтовый ящик окурки в качестве мести за шум
- так громко и бурно занимались сексом, что бедные дети не могли заснуть (вот тут даже завидно немного)
- писали жалобы и присылали каких-то специально обученных людей из специальных ведомств замерять уровень шума
Но самая жуткая история произошла с моей виртуальной приятельницей. И, к сожалению, эта ситуация продолжается до сих пор.
В интеллигентной порядочной семье родился здоровый долгожданный малыш. Мальчик рос и радовал маму с папой — делал первые шаги, играл в кубики, смеялся и плакал. Спать ложился по-немецки – в 19.00. На велосипеде по дому не катался. После детского отбоя родители соблюдали режим тишины. И при этом уже два года соседи сверху и снизу от этой семьи пишут на них жалобы в управление дома. Если ребенок падает или роняет что-то — тут же начинается одновременный стук в пол и потолок. Очевидно, что все остальные жильцы дома договорились действовать сообща, чтобы вынудить семью выселиться. Что делать в этой ситуации — не понятно. Правовая сторона известна, но от ежедневного стресса мама стала чаще болеть и скатываться в депрессию. И, ох, как я ее понимаю! Я знаю истории, когда в итоге из-за таких соседей семьи съезжали из квартиры и покупали свой дом! Чтобы точно уже никому не мешать.
А как быть тем, у кого нет возможности съехать? Вопрос риторический. Выселить семью из-за детского шума никто не может. Так что малыш имеет полное право жить полноценной жизнью со всем ее шумовым разнообразием. Но при этом соседи также имеют право писать жалобы, вызывать полицию, которая обязана реагировать, и всячески трепать семье с ребенком нервы. Замкнутый круг.
Мне кажется, это очень страшно. Когда нормальная здоровая семья может вот так вот запросто, на пустом месте подвергнуться коллективному моббингу. Представляю себя на месте этой мамы и… сразу покрываюсь мурашками от ужаса. Да, я знаю, что закон на моей стороне. Но плохое знание языка делает меня в конфликтных ситуациях ужасно уязвимой, неуверенной, слабой. Да и крепко вбито в нас желание остаться для всех «хорошей девочкой». И совершенно не хочется ссориться с соседями. Но лишать детей детства и превращаться в зануд из разряда: «не бегай-не прыгай-не кричи» тоже не хочется. Пока мы балансируем, пытаясь найти разумный компромисс. Но на Хэллоуин, когда разряженные дети собирали по соседним домам конфеты, в нашем подъезде я им этого делать не разрешила. На всякий случай.
Фото - фотобанк Лори