До беременности Беременность Роды От 0 до года От 1 до 3 От 3 до 7 Старше 7 Питание Брат-сестра Семья Досуг Библиотека

Выбираем школу: на что обратить внимание?

15 декабря в Москве открылась запись в первый класс. Многие родители начинают выбирать школу задолго до «дня икс». Сейчас те, чьи дети станут учениками в 2018 году, вплотную заняты этим важным делом. И правильно!

 

Каждый из нас имеет то или иное отношение к школе. Я со школой  связана аж четырежды. Во-первых, десять лет была ученицей. Во-вторых, восемь – учителем русского языка и литературы, выпустила два одиннадцатых класса как классный руководитель и три года была председателем методического объединения словесников. В-третьих, теперь и мои старшие дети учатся в первом и втором классах, а вскоре станет учеником и младший. Ну, и в-четвёртых, даже занявшись журналистикой, про школы я не забываю, пишу о них, с редакционными заданиями езжу в разные учебные заведения  и делаю репортажи. Так что школа для меня – дом родной. Поэтому я и решила написать эту статью.

 

 

Как выбирать школу

 

Нелёгкий выбор

 

Как же выбрать школу? На что обратить внимание? 

 

В какие школы отправляли нас? Как правило, в те, что ближе к дому. Это не плохо, и не хорошо. Просто родители заботились о том, чтобы чадам было проще и безопаснее ходить на учёбу и домой. Но такой подход уже давно неактуален. Сейчас к выбору школы принято подходить ответственно.

 

В восемнадцатом – девятнадцатом веках младенцев мужеского полу, только что появившихся на свет, приписывали к полкам. В наши дни ситуация похожая: новорождённых записывают в детский сад и примерно в это же время (ну, или чуть позже) начинают выбирать школу. И вот тут-то оказываются родители на распутье.

 

Ни для кого не секрет, что есть школы хорошие, есть средние и есть… как бы это помягче… школы «так себе». Естественно, если близость второго дома к дому первому  не является принципиальной, то родители стараются выбрать для своих детей учебное заведение получше: с хорошей репутацией, не последним местом в рейтинге, удачно расположенное и прочая, прочая.

 

 

Новостройка или школа «со стажем»

 

Недавно на форуме жителей одного свежепостроенного жилого комплекса развернулась жаркая дискуссия на тему, в какую школу отдать детей. И я с удивлением обнаружила, что многие родители имеют настоящее предубеждение против школ-новостроек. Я за свою бытность учителем успела поработать как в старом здании, так и в только что возведённом, поэтому могу со знанием дела рассказать о каждом из вариантов.

 

Одна из школ располагалась в здании послевоенной постройки. Помню своё первое впечатление: стоптанные сотнями детских ног ступени с заметными «колеями», неудобный проект (5 этажей, маленькие кабинеты, столовая и спортзал, тесные раздевалки и прочие «прелести»), соседство промзоны. Но зато в этой школе под руководством умного неравнодушного директора работал прекрасный сложившийся коллектив. А потому были фантастическая атмосфера, громкое имя, лестная репутация, налаженные контакты с достойными вузами и толпы желающих учиться в этом неудачном здании.

 

На пятидесятом году существования школы коллектив и ученики пережили капитальный ремонт без отселения. Представляете себе напасть? Выдержали и это. Школа посвежела и похорошела. А потом грянула беда: директор, вынесший на своих плечах все тяготы ремонта, не стерпел долгих разборок на предмет «не украли ли сотрудники пару рулонов рубероида» и уволился. Новый, присланный «сверху» начальник, не сумел поладить с коллективом. В итоге за год ушли больше сорока учителей. Результатом стало превращение потрясающей школы в самую заурядную.

 

Вторую школу, светлую и большую, с широкими коридорами, огромными окнами и зимними садами торжественно открывал ещё прежний мэр столицы. Обставлена она была превосходной мебелью, кабинеты были полностью оснащены самым современным оборудованием; спортивные залы, библиотека, столовая – всё выше всяких похвал. Даже замечательный коллектив удалось набрать быстро, а текучка была совсем небольшой и вскоре закончилось. Поэтому слава о хорошей новой школе быстро распространилась. И среди учеников было много тех, кто жил не так уж и близко.

 

Однако идиллия продолжалась всего три года. Популярность школы росла с каждым днём. Директор, которая прошла со своими сотрудниками огонь и воду, испытания медными трубами не выдержала. Если коротко, то её деятельность подходила под статьи уголовного кодекса о коррупции. Так закончилась славная, но, увы, недолгая история ещё одной хорошей школы.

 

Я это к чему? Да к тому, что как старые, так и новые школы бывают разными, в том числе и очень хорошими. Поэтому нужно не шарахаться от обветшалых или слишком свежих стен, а подходить к выбору школы основательно, оценивать всесторонне.

 

 

Какие же аргументы родители обычно приводят против новостроек?

 

А как на самом деле?

Сейчас новые школы прекрасно оснащают. А пустые стенды и стены недолго останутся такими: учителя вместе с учениками очень быстро их оформят. Что касается грязи после отделочных работ, так это детей никоим образом не касается. Когда я только устроилась на работу в новостройку, мы с коллегами с утра до ночи три недели отмывали школу, чтобы дети пришли в чистую и красивую.

 

А как на самом деле?

Учителя тоже люди, они переезжают в новые районы или даже города,  ищут, где лучше, удобнее и комфортнее работать. Поэтому коллективы в школах-новостройках складываются довольно быстро. И нередко это очень достойные коллективы.

 

 

Теперь о школах «с именем»

 

Чем лучше школа, тем больше желающих отдать своих детей именно в неё. Это понятно, приятно учителям, полезно для дальнейшего развития самого учебного заведения. Но это как раз и создаёт множество трудностей.

 

Увы, многие из хороших школ вынуждены тесниться в старых зданиях. Помещения, рассчитанные на относительно небольшое количество учеников, не могут вместить всех желающих без ущерба для комфорта как детей, так и учителей. Отсюда теснота, необходимость отгораживать стенами рекреации, чтобы сделать из них кабинеты (так было в моей первой школе), а, значит, недостаточность места для отдыха ребят на переменах. Так что и с престижными школами всё не так просто.

 

 

Так что же можно посоветовать родителям, выбирающим школу для своих детей?

 

Решили не отдавать ребёнка в ближайшую школу, а выбрать ту, что получше? Тогда подойдите к этому со всей серьёзностью.

 

  1. Узнавайте о школах в округе заранее, но учитывайте и то, что ситуация может измениться в любой момент. Правда, к сожалению, в упадок школы приходят быстро, а вот обратный процесс происходит гораздо медленнее.
  2. Читайте отзывы в Интернете.
  3. Не поленитесь и сами побеседуйте с учениками выбранной школы и их родителями. Причём как учитель советую поговорить не только с ребятами из начальной школы, но и со старшеклассниками. Они часто смотрят на вещи более критично, уже умеют делать выводы и сопоставлять, у них больше опыта. Поэтому если даже максималисты-подростки хвалят школу и учителей, вполне вероятно, что она действительно хорошая.
  4. Погуляйте по территории школы, присмотритесь к ученикам, их взаимоотношениям. Обратите внимание на то, как общаются между собой учителя и дети. Сделать это можно как во время уроков физкультуры, если они проводятся на улице, так и после занятий. Присмотритесь к тому, свободно ли чувствуют себя ребята и их родители.
  5. Изучите сайт школы. Однако не забывайте о потёмкинских деревнях.
  6. Ознакомьтесь с распорядком дня школьников, узнайте цены на платные услуги (они разные и могут стать неприятным сюрпризом).
  7. Учтите, что в некоторых школах ученики с первого класса ходят по кабинетам. Многие родители наивно полагают, что это хорошо, поскольку дисциплинирует и учит самостоятельности. Как учитель не могу с этим согласиться. Семилеткам, да и десятилеткам тоже такие переходы слишком усложняют жизнь, дети не успевают отдохнуть, теряют вещи, нервничают. Вспомните себя в четвёртом или пятом классе, когда мы переходили в среднюю школу и начинали «путешествовать» от кабинета к кабинету. А теперь представьте, каково вчерашним дошколятам в такой ситуации. Поэтому прежде, чем выбрать для ребёнка школу с таким подходом к организации учебного процесса, хорошенько подумайте.

 

 

Что, на мой взгляд, является хорошими признаками, и на что я сама обращала внимание, выбирая школу для своих сыновей:

 

 

 

На что  НЕ СТОИТ обращать внимание:

 

  1. Расписание каникул.

Сейчас школы имеют право выбирать график каникул на своё усмотрение. Однако он не является постоянным и неизменным. Вы можете предпочесть школу, в которой дети пять недель учатся, а потом одну отдыхают (ну, или с привычными нам четвертями), а через год или два ситуация изменится, и придётся привыкать к новому графику.

  1. Громкие названия.

«Школа, ассоциированная при ЮНЕСКО», «международный лицей», «европейская гимназия»… Школа – это не  тот случай, когда «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». За красивым названием может скрываться пустышка, фантик без конфетки.

  1. Скромное здание.

Если здание школы и территория ухоженные и чистые – этого более чем достаточно. Внешние «красивость» и помпезность далеко не всегда являются приметами хорошего учебного заведения.

 

Наверняка к моим наблюдениям можно добавить и другие. Если вам есть чем поделиться – комментируйте, дополняйте, уточняйте. Все вместе мы уж точно выведем правила выбора хорошей школы!

 

Фото - фотобанк Лори

Дата публикации 17.01.2017
Автор статьи: Яна Перепечина
реклама
комментарии