Школьный день состоит не только из уроков, но и из перемен. Не так давно на форуме «Материнства» обсуждалась эта животрепещущая для заботливых родителей тема. Мамы делились тем, как организован отдых детей между уроками в разных городах и даже странах. Думаю, это обсуждение было бы небезынтересно и полезно прочесть руководству школ, и жаль, если этого не случится.
Сама будучи и учителем, и мамой двоих школьников, думаю, что родители учеников не всегда хорошо представляют себе, что такое перемена не с точки зрения ученика, а с точки зрения учителя.
Помню, как моя коллега, больше тридцати лет проработавшая в школе, учила нас, молоденьких неопытных девочек:
– Запомните, перемены для учеников, для учителей – это работа. Мы не имеем права отдыхать на переменах, наша задача сделать так, чтобы хорошо отдохнули дети. – После этого она помолчала, вздохнула и закончила: – Ну, и каким-то волшебным образом успеть сделать всё остальное.
При этих её словах мы начинали смеяться. Потому что под невинными словами «всё остальное» скрывался сущий кошмар любого учителя: вал неотложных дел, которых в школе всегда очень много.
Ну, вот так, например, выглядела моя обычная перемена. На тот момент я, помимо выполнения обязанностей учителя-предметника, имеющего сорок два часа аудиторной нагрузки, была ещё классным руководителем сразу двух классов, девятого и одиннадцатого (случается и такое), и председателем методического объединения словесников. Поэтому моя среднестатистическая перемена выглядела довольно забавно.
За десять-пятнадцать минут мне нужно было успеть подготовиться к следующему уроку и обежать едва ли не всё четырёхэтажное немаленькое здание. Мой забег сопровождался почти непрекращающимися «здравствуйте – до свидания!» При этом бегала я не налегке: в руках классный журнал (тогда они ещё не были электронными), ключи от кабинета, отчёт о воспитательной работе, планы мероприятий на следующую неделю для обоих моих классов и запрос в библиотеку на обеспечение учебниками и пособиями на следующий год.
А руки-то всего две! Поэтому под мышкой – папка с заявлениями родителей на обеспечение их детей горячим питанием и пакет с неизменным дибазолом: его срочно надо раздать своим детям и объяснить им, как следует принимать это лекарство с «умеренным иммуностимулирующим эффектом», которое в наших школах принято было применять как средство профилактики простудных заболеваний.
Во время этих забегов высокие каблуки протестующее стонали и даже похрустывали. Ах, сколько пар туфель почило на этих лестницах, сколько каблуков с треском отлетело и со стоном сложилось!
И вот бегала я и думала: «Так, первым делом на третий этаж к завучу – отдать отчёт и план, потом на второй к секретарю – отнести заявления на питание, затем на первый, в столовую, где надо проконтролировать, как мои драгоценные девяти- и одиннадцатиклашки едят. В столовой не забыть бы раздать дибазол и проследить, чтобы неуёмные Антон и Толик, воспользовавшись извечной столовской неразберихой, не засунули таблетки в булочки или чай одноклассникам». Делали они это регулярно. Не со зла или от вредности – из озорства. Но от этого было не легче.
Наконец первые два пункта выполнены. На лету, не сбавляя скорости, я забрасывала завучу и секретарю отчёт, план и заявления. Теперь главное – столовая. Там главным было не рухнуть на скользкий кафель.
- Здрасьте-здрасьте! Приятного аппетита! Ребята, спокойно садимся, булочки чтобы все съели! Леночка, я сказала: все, значит все. Диету ты будешь дома соблюдать, а твоя мама мне сегодня с утра позвонила и очень просила проследить, чтобы ты поела!
Ребята, вы ешьте пока. А я вам дибазол раздам. Толик, положи дибазол в карман! Я всё вижу, даже не пытайся таблетку Мише подсунуть! Лена, не отдавай булочку Серёже! Ему плохо станет! От переедания. И тебе тоже – от голода. И мне, когда твоя бедная мама будет плакать в трубку и говорить, что у тебя скоро анорексия начнётся!
Толик, не нервируй меня, убери таблетки! Алина, журнал ваш возьми, пожалуйста, и не забудь его после химии в учительскую отнести, хорошо? Вот спасибо. Макс, хороший мой, не надо чашку на журнал ставить! Упадёт, неровен час, чай разольётся, а мне потом журнал переписывать. И другим учителям тоже.
Леночка, съела? Молодец! Антон, спасибо мой золотой, сейчас выпью я свой чай. Что? Ты туда дибазол не клал? Да я и не думала об этом. Но всё равно спасибо. Ты в булочку засунул? Антон-Антон… Хватит издеваться над старой, нервной, легковозбудимой учительницей! Что? Ах, я молодая, спокойная и приторможенная?! Не приторможенная, а уравновешенная?! Ну, это вопрос вкуса. Всё бы вам шутить!
Ира, что случилось? Почему ты не ешь? На алгебре тройку получила? За что? Хорошо, я поговорю с Ларисой Дмитриевной. Ты ко мне после уроков зайди – разберёмся. Ах, тройка – это хорошо? Ты боялась, что «кол» будет? Ну, тогда поздравляю. Молодец! Но давай в следующий раз постараемся что-то повыше заработать. И ешь давай. Жевать и радоваться можно одновременно.
Все помнят, что у вас завтра физкультура вместо географии? Аня, не забудь форму! А то Максим Борисович уже ругался, мне неудобно его просить в пятый раз не ставить тебе два. Анна, будешь дурака валять, я тебе завтра в шесть двадцать утра позвоню и напомню. Почему так рано? Да потому что я в это время из дома выхожу.
Ребят, у меня ещё малоприятная новость, на следующей неделе мы дежурим по школе. Да, я согласна. Да, мне самой уже надоело. И не говорите: в прошлый раз кошмарное дежурство было, каждый день то потоп, то унитаз забился, то окно разбили. Тимур, я помню, что ещё и учебники в библиотеку на четвёртый этаж таскали. Бедные мои! Ну что ж делать?! Мне тоже не хочется. Но надо. Надо.
Да, опять каждый день в семь тридцать в школе. Повязки и бейджики приготовьте. Женя, напомни нам, что должно быть написано на бейджике? Правильно: «дежурный по школе». А не как в прошлый раз у тебя: «ответственный за дурдом». Толик, и не надо больше к моим ногам возлагать цветы и говорить, что я себе памятник при жизни заслужила. В прошлый раз родители первоклашек очень пугались, когда это видели.
Юленька, одевайся, пожалуйста, как-нибудь поудобнее, а то опять или юбка по шву треснет, когда будем полы мыть, или нагнуться не сможешь, потому что это не юбка, а одно название! Ты не сердись, но я человек в возрасте, можно сказать, преклонных лет, старой закалки и считаю, что юбки должны по длине приближаться к коленям, а не стремиться к талии. Почему старой закалки? А как же? Мне скоро триста лет стукнет. Как черепахе Тортилле. Как же триста, когда мне всего двадцать три? А у меня с вами год за десять. Десять на двадцать три – это двести тридцать, а не триста? Мне позволительно плохо считать, я учитель русского языка, а не алгебры. Что вы смеётесь? Я хорошо пошутила? Напрасно вы так думаете. Да я вообще шутить не умею. И считать тоже.
Что, Катюша? Твой папа после уроков зайдёт? Не после уроков, а часов в восемь вечера? Хорошо, пусть приходит. Что-то случилось? Просто узнать, как у тебя дела? Какой ответственный у тебя папа! Ах, да! Он же из рейса на днях вернулся! Поэтому и зайдёт, чтобы проверить, как ты себя здесь без него вела? Хорошо вела. Хочешь, я тебе записку напишу, чтобы ему зря ходить не пришлось? Или пусть мне вечерком позвонит, часиков в одиннадцать. Нет, он решил зайти? Ну, ладно, буду ждать. В восемь – так в восемь. Всё равно до десяти из школы не уйду.
Ну что, поели? Умнички! Лена, ты самая большая умничка, потому что всё-таки смогла в себя булочку запихнуть. Мама будет рада. Так, бегом на информатику. Настя, информатика у нас на четвёртом этаже, а не на третьем. Не перепутай кабинеты, а то опять будешь пугать другие классы вопросами: куда компьютеры подевались и почему вместо Натальи Борисовны какой-то мужчина урок ведёт. Серёжа, проследи, чтобы Настя на этот раз не заблудилась.
Всё, ребят, счастливо. Дима, не толкай малышей! Ах, это ты пройти помогаешь? Возникшую пробку ликвидируешь? Тогда ликвидируй как-нибудь нежнее, а то детей изувечишь! Бегом-бегом! Звонок через минуту. Что? Куда я бегу, если у меня кабинет в другом крыле? Вас провожу, убедиться надо, что вы опять информатику не прогуляете. Максим, не переживай, я успею в свой кабинет до звонка, я быстро бегаю!
Михаил Юрьевич, здрасьте, голубчик! Да, я тоже вам очень рада! Да, надо бы пообщаться. Только когда? Хорошо, забегайте. Нет, на следующей перемене я к завхозу и в медкабинет, отчитаться об «одибазоливании» своих. Вы туда же? Ну, вот там и встретимся!
Настя! Ты почему опять на третьем этаже? Тебе на четвёртый! Все уже в кабинете. Где Серёжа? Он тебя проводить должен был! Потерялся? Ладно, я найду. Беги.
Серёжа! Ты почему у нашего кабинета вместо информатики? Настю потерял? Не переживай, она уже на месте. Всё, скорее, а то сейчас звонок!
Уф-ф-ф. Здравствуйте, ребята! Готовьтесь, пожалуйста, к русскому языку, литературу проведём на восьмом уроке…
Вот примерно так проходила моя обычная перемена. Вот так вели себя мои обожаемые дети. А ведь они учились в старших классах. А не в первом, как можно бы подумать. И ещё. Это были одни из лучших классов в школе. Мои дети были добрыми, умными и не «вредными». Они хорошо учились, мало прогуливали и редко «доводили» учителей. Все годы работы в школе мне с ними очень везло. Да, и в моих классах было не по сорок человек, а чуть больше двадцати.
Конечно, я описала типичную перемену начала двухтысячных. Сейчас всё по-другому, но хлопот-то у учителей меньше не стало. Да, не у всех такие нагрузки и мало у кого два классных руководства. Но и стандартное количество часов, и одно классное руководство – это тоже немало.
Это я к чему? Да к тому, что учителя в большинстве своём тоже очень хотят, чтобы нашим с вами общим детям в школе было хорошо, чтобы на переменах они имели возможность отдохнуть и размяться. Отличные идеи из темы форума, о которой упоминалось в начале, да и многие другие, действительно, было бы здорово воплотить во всех, а не отдельно взятых школах страны. Иногда учителям просто некогда об этом подумать, а иногда креативности не хватает.
Было бы здорово, если бы родители выходили с такими предложениями на школьные советы или напрямую к администрации. Где-то, возможно, откажут, а где-то поддержат и будут благодарны за идеи. И тогда больше станет школ, в которых происходят удивительные перемены с переменами.
Фото - фотобанк Лори