Современные игрушки создаются с учётом пристрастий и нравов детей. А на них серьёзное влияние оказывают мультфильмы, комиксы, компьютерные игры. Вот и появляются  на полках магазинов, а потом и в наших домах куклы с пропорциями, далёкими от реальных, слишком красивыми или, наоборот, уродливыми лицами, а то и разнообразные упыри, монстры, зомби и роботы. Любовь детей к некоторым из них заставляет родителей, воспитанных на других игрушках, недоумевать и ужасаться.

Что делать, если ребёнок мечтает о «плохой» игрушке, а, став счастливым обладателем, играет только с ней? Неужели никак нельзя повлиять на это?

Любовь зла

Специалисты современной игрушечной индустрии работают над тем, чтобы сделать игрушки как можно более привлекательными для детей. Яркие цвета, невероятное количество разнообразных аксессуаров, целые серии игрушек, фигурки героев любимых мультфильмов – не секрет, что у всего этого богатства одна цель: не столько развлечь ребёнка и научить его чему-нибудь полезному, сколько заставить его родителей покупать ещё и ещё.

Но дети влюбляются в эти игрушки, и мы, хотя и осознаём проблему, всё же покупаем их. Даже почти против своей воли. Да и как устоять, если у всех одногруппников или одноклассников горячо любимого чада «игрушка мечты» уже есть?

Зрим в корень

Конечно, дети нередко поддаются веянию детской «моды». Раз у всех есть, то и им тоже непременно нужно. На деле же далеко не всегда желанная игрушка переходит в разряд любимых. Радости от приобретения обычно хватает ненадолго. Конечно, обидно, что деньги потрачены впустую. Но психологи уверены: то, что ребёнку быстро надоедает очередной монстр – это хорошо. Значит, ситуация пока не слишком тревожная.

А вот чрезмерное увлечение какой-либо игрушкой, даже вполне безобидной на вид, может говорить о том, что ребёнку не хватает внимания. Возникшую пустоту он пытается компенсировать «влюблённостью» в игрушку.

Если подобная привязанность очень заметна и тревожит родителей, обязательно нужно присмотреться, как именно дети играют с приобретением. Кто-то умудряется страшных космических монстров использовать в мирных целях, а другой и с симпатичным плюшевым щенком устраивает форменный триллер.

Исправляем ситуацию

Какой бы запущенной ни казалась нам ситуация с «нежелательными игрушечными элементами», повлиять на неё вполне реально. Если они уже поселились в детской, а вы не рады, что не смогли сказать «нет» их воцарению в квартире и сердце ребёнка, то есть способы повлиять на ситуацию:

1.Ложка мёда в бочке дёгтя

Очень действенный способ – наделить антиигрушку положительными чертами.

Мальчики увлечёны какими-то очередными «героями» или роботами? Добавьте в эту бочку дёгтя ложку мёда. Придумайте игры, где задача игрушки – спасать, защищать, оберегать. Причём это могут быть как миссии мирового масштаба, так и вполне «домашние». Пусть супергерой и его хозяин помогут уставшей маме вытащить бельё из стиральной машинки или зорко следят за тем, чтобы «злая межгалактическая пыль» не скапливалась на поверхностях и вовремя «ликвидируют» её. Найти в обычной жизни задачи для настоящих героев можно буквально на каждом шагу.

Игры девочек в неестественно красивых или, наоборот, уродливых кукол тоже можно направить в нужное русло. Даже самые «гламурные» куклы вполне могут вместе с маленькими хозяйками заниматься повседневными домашними делами, ухаживать за любимыми животными, миниатюрным огородом, выращенным на подоконнике, и выполнять прочие полезные и нужные обязанности.

Важно! Если ребёнок сопротивляется «мирному процессу» и наделению игрушки положительными чертами, то это тревожный сигнал. Либо малыш сам склонен к агрессивному поведению, либо перенял его у любимого персонажа. И в том, и в другом случае родителям стоит понаблюдать за ребёнком и, возможно, обратиться за консультацией к психологу.

2. Право голоса

Не скрывайте своего отношения к игрушке. Родители могут и должны высказывать своё мнение о том, чем увлекается ребёнок.  «Ты, конечно, можешь играть с этой игрушкой. Но я бы такую никогда не выбрал», - этих слов иногда бывает достаточно для того, чтобы ребёнок  задумался о правильности своего выбора. Не стоит высказываться резко или обидно, нелестно отзываться о друзьях ребёнка, выбравших такую же игрушку, но тактично и при этом твёрдо обозначить свою позицию необходимо. Можно попросить сделать это и других значимых для ребёнка людей: родных, друзей семьи, воспитателей и т.д. Вода камень точит, как известно.

3. Дружбе – время

Конечно, все мы заняты так, что и отдохнуть не успеваем. На общение с ребёнком и игры с ним времени тем более не хватает. Вот и появляются у наших детей в качестве компенсации дорогие, но далеко не всегда хорошие и правильные игрушки. Но всё же наши дети нуждаются, в первую очередь, именно в родителях.

Дети, а особенно дошкольники, далеко не всегда могут переступить через модель поведения, навязанную игрушкой. Если у монстра злобное выражение лица, то и в детской игре он будет агрессивным. Красивая кукла «модельной внешности» в представлении маленьких хозяек не слишком «монтируется» с игрой в дочки-матери.

Вот тут-то и необходима помощь родителей.  Именно мамы и папы могут расширить горизонты и «научить» страшного робота лечить больных обезьянок или работать в детском саду, а стандартную магазинную куклу превратить в Василису Премудрую, Золушку или маму Малыша из книг про Карлсона.

Совместное чтение, семейный просмотр мультфильмов, старых кинофильмов для детей, походы в театры, обсуждение прочитанного и увиденного – всё это не только даёт новую информацию к размышлению, подстёгивает фантазию, но и обеспечивает ощущение близости с родителями. Как бы ни были мы заняты, но хотя бы иногда необходимо уделять время дружбе с собственными детьми и погружению в их мир. При этом психологи советуют не только декларировать свои взгляды на жизнь, но и внимательно прислушиваться к мнению малышей.

РОБОТЫ-ТРАНСФОРМЕРЫ ЯВЛЯЮТСЯ ЭТАКИМ ГИБРИДОМ СЕРОГО ВОЛКА, МЕЧА-КЛАДЕНЦА И КОВРА-САМОЛЁТА

Дружба с собственным ребёнком  поможет понять, почему же он увлёкся именно такой игрушкой. Нередко оказывается, что мы тревожимся понапрасну. На самом же деле в красивой кукле малышку привлекла милая улыбка («Мама так редко улыбается!»), а в дурнушке девочка видит себя, поэтому жалеет игрушку и не желает с ней расставаться ни днём, ни ночью. Зомби и монстры часто сражают мальчиков своей силой и ловкостью, которых им самим так недостаёт. А роботы-трансформеры являются чем-то вроде современных аналогов сказочных волшебных помощников (этаким гибридом серого волка, меча-кладенца и ковра-самолёта).

И вот тут-то задача родителей не корить себя, не опускать руки, не сердиться и не пытаться калёным железом выжечь антиигрушки из детских сердец и мыслей. Лучше попробуйте сделать правильные выводы и постарайтесь исправить ситуацию: чаще улыбайтесь, уделяйте детям больше внимания, найдите возможность развить в малышах те таланты и способности, которые они так ценят в игрушечных персонажах.

Ребёнка привлекает умение персонажа лазать по стенам – отведите его на скалодром. Он хочет так же ловко бороться со злом – огромное количество спортивных секций, в которых развивают силу, ловкость, гибкость и прочие необходимые «супергерою» качества только и ждут его. Дочка мечтает о единороге – конно-спортивный клуб вам в помощь. И таким образом можно разобраться с большинством «сомнительных» пристрастий.

 

4. Реальные герои

Почаще рассказывайте детям о «всамделишных», настоящих героях. Подвиги героев всех времён и народов вполне доступны пониманию даже самых маленьких ребят. И не нужно ничего выдумывать или приукрашивать.

Александр Матросов, генерал Карбышев, защитники Брестской крепости, Суворов, Ушаков и многие другие – в их историях столько необыкновенного, величественного и поразительного, что дети слушают рассказы о них с изумлением и восхищением. И запоминают навсегда.

А нам, родителям, это и нужно. Потому что на фоне «реальных героев» и их невероятных подвигов игрушечные и мультяшные неизменно блекнут. Пусть не сразу, пусть постепенно, но это обязательно случается.

Девочкам, слишком зацикленным на принцессах, можно показать фотографии настоящих особ царских кровей, хотя бы цесаревен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Причём лучше продемонстрировать не парадные снимки, а те, на которых девушки запечатлены во время работы сёстрами милосердия в госпиталях. Да и на других повседневных снимках есть на что обратить внимание: простые платья и причёски, минимум украшений, спокойные лица, отсутствие яркого макияжа и мягкие улыбки царевен – прекрасный повод поговорить о том, какими же должны быть настоящие принцессы.

Примеры столетней давности кажутся неактуальными? Тогда вполне можно найти достойные образцы для подражания среди ныне здравствующих или живших совсем недавно представителей монархии. Тем более, что про них не только пишут, но и снимают фильмы.

Так что повлиять на засилье антиигрушек вполне можно. Главное, не пускать всё на самотёк и не думать, что ничего нельзя изменить.