Обычно дети очень хотят поскорее почувствовать себя взрослым и изо всех сил стараются учиться новому. Но вот одеваться самостоятельно многие не только не умеют, но и не стремятся. Воспитатели детских садов и даже – и такое бывает! - учителя начальной школы  сетуют на то, что сейчас многие дети не способны правильно одеться самостоятельно. И ведь это не ребята с проблемами развития, а вполне по возрасту развитые дошколята и первоклашки.

На большей части нашей страны холод длится по несколько месяцев кряду. Неудивительно, что родители устают от бесконечных одеваний, особенно если детей больше одного. И не просто устают, но и сердятся, и переживают. А толку – чуть. Как же научить малышей (или вовсе уже и не малышей) одеваться самостоятельно и не растягивать процесс обучения на долгие годы?

Фото - фотобанк Лори

 

Правило первое. Выбираем одежду

Мало какая мама может удержаться от покупки ярких красивых детских вещей. И далеко не все задумываются о том, сможет ли ребёнок самостоятельно надеть эти наряды. Тем временем, воспитатели детских садов и родители с опытом «обучения одеванию» эмпирическим путём выработали целый ряд эффективных правил.

И первое из них касается выбора одежды.

  • Носки и колготки

Все мы помним хлопчатобумажные колготки и носочки из нашего детства. Да, возможно, они быстро растягиваются, на коленках и у щиколоток собираются в складки, линяют при стирке и быстро рвутся. Но при этом именно они наиболее удобны для первых самостоятельных шагов детей в процессе «обучения одеванию». Ведь даже совсем небольшой ребёнок ясельного возраста может надеть их без помощи взрослых.

Колготки, в состав которых входят синтетические волокна, дольше выглядят привлекательно, хорошо облегают ножку, реже линяют. Но зато надеть их малышам очень нелегко. А уж если они ещё и с рисунком, то и вовсе беда. Потому что с изнанки таких колготок или носков много нитей-перетяжек, которые цепляются за пальчики, мешают детям и заставляют их нервничать.

Поэтому хотя бы на первое время, до того как сформируются устойчивые навыки, лучше выбирать колготки и носки из хлопка. Красоту оставим для праздников. А для одежды на каждый день важнее удобство.

Очень хороши в этом смысле лосины (для девочек) или спортивная одежда и термобельё (для детей любого пола). Такие детали одежды надеть и снять безо всяких проблем может даже совсем малыш.

  • Верхняя одежда

Проще всего детям управляться с одеждой с крупными «тракторными» молниями. Они легко застёгиваются, бегунки у таких молний большие, с ними могут справиться даже неловкие малышовые пальчики.  Старшим дошкольникам и младшим школьникам вполне подвластны уже и более сложные варианты «застёжек»: кнопки и пуговицы.

Для холодов очень удобны комбинезоны, представляющие собой единое целое. Однако надевать такие без помощи взрослых детям бывает нелегко.

Минимум деталей, усложняющих процесс одевания – тоже непременное требование к детской одежде. Всякие «красивости» пригодятся позже, когда ребёнок сможет справиться с ними без труда.

  • Варежки и перчатки

Разумеется, ребёнку проще надеть варежки, чем перчатки. Но и здесь могут возникнуть трудности. Внутренний слой двухслойных вязаных варежек имеет нехорошую привычку выворачиваться, когда ребёнок снимает их. Самостоятельно вернуть внутренний слой на место детям часто не под силу. Высокие варежки-краги – замечательное изобретение. Но если первую из них ребёнок наденет без труда, то со второй справиться самостоятельно нелегко: мешает уже надетая. Поэтому выбирать варежки следует, учитывая эти и другие нюансы.

  • Обувь

Детям до 5 – 6 лет бывает трудно справиться с молниями на обуви. Лучше остановить свой выбор на моделях на липучках или вовсе без застёжек. Утеплённые резиновые сапоги или обувь со вставляющимися внутрь «сапожками» из тёплых материалов (войлока, флиса и других) не всегда удобны для самостоятельного одевания. Если эти вставные части прикреплены к обуви, то могут при снимании тянуться за ножкой и выворачиваться. Вставить их обратно аккуратно дети не могут. Образовавшиеся складки натирают ножки или мешают при надевании.  Примерно такие же проблемы возникают и с полностью вынимаемыми внутренними «сапожками».

На фото - детская одежда Lassie

 

Правило второе. Вырабатываем условный рефлекс

Нам, взрослым, это может показаться странным, но многие дети совершенно искренне забывают, в каком порядке нужно надевать вещи. Именно поэтому, а не по причине врождённой вредности и желания вывести из себя родителей, они могут надеть сначала куртку, а потом вспомнить о свитере и т.д.

Поэтому желательно одевать детей, когда они ещё не делают этого сами, придерживаясь определённого, раз и навсегда заведённого порядка. Причём обязательно озвучивайте свои действия, проговаривайте, какую вещь следует надевать первой, какую за ней и т.д. Постепенно малыш запомнит повторяющийся изо дня в день алгоритм.

Правило третье. Используем наглядные материалы

Огромным подспорьем для родителей служат простейшие наглядные материалы: памятки или схемы. Что же должно быть в них? Всего лишь уже упомянутый выше порядок действий при одевании, но представленный в нарисованном виде или созданный в технике коллажа. Интересный и очень любимый детьми вариант – фотографии ребёнка, отражающие последовательность действий при одевании: вот малыш стоит только в брючках, на следующем фото – уже и в футболке и т.д.

Памятка по одеванию для малышей

«Этапы большого пути» можно нумеровать или показывать очерёдность действий стрелками – выбирайте сами. Лучше, если рисунки будут яркими и забавными и при этом довольно крупными и понятными. Ребёнок не должен гадать, что изображено на схеме: платье или всё же куртка, носки или сапоги.

Подобные памятки или схемы помогут не только правильно одеться, но и, например, подскажут, что взять с собой на занятия в спортивные или творческие секции. Детям такие «напоминалки» очень нравятся, а родителям они значительно облегчают жизнь. Ведь им теперь можно не повторять  бесконечную «мантру»: колготки – кофта – брюки – куртка – шапка и т.д. Достаточно просто напомнить: «Посмотри в памятку!» Разумеется, «наглядная агитация» должна меняться в соответствии с сезоном.

Алгоритм одевания на улицу

Правило четвёртое. Обеспечиваем доступность и удобство

Почему многие дети, неплохо справляющиеся с одеванием в детском саду, дома саботируют процесс? Нередко в этом виноваты мы сами. И не только потому, что торопим, сердимся и в итоге одеваем чад сами.

Есть и ещё одна причина, про которую мы часто просто забываем: высоко расположенные вешалки или ящики шкафа не дают самостоятельно взять вещи – а в садике всё доступно и легко. Да и сесть, одеваясь дома, часто просто некуда – а в садике в распоряжении детей невысокие скамеечки или стулья. Благодаря этому малыш может полностью одеться сам. Отсутствие необходимости обращаться за помощью к взрослым в мелочах помогает дошколятам убедиться в собственных возможностях и «не впадать в детство», отказываясь одеваться.

Поэтому нам, родителям, если мы хотим добиться результата, следует подумать о доступности и удобстве. Дома у вещей должно быть постоянное место, откуда ребёнок их сможет взять сам, не прибегая к нашей помощи.

Кстати, этот же приём, который можно условно назвать «доступность и удобство», используется и в знаменитой методике Марии Монтессори.

 

Правило пятое. Учимся в игре

Прочитав название этого правила, многие наверняка подумали что-нибудь вроде: «Как надоели подобные советы!» Действительно, часто они кажутся издевательскими. Особенно когда мама с папой опаздывают на работу и мечутся по квартире, лихорадочно отыскивая телефоны, помаду, перчатки и прочие нужные вещи, а ребёнок никак не может надеть куртку. Какие уж тут игры?!!

Однако на просторах Интернета нередко можно найти очень интересные, забавные и – главное – весьма действенные советы, в том числе и по одеванию. Например, ролики, в которых дети надевают куртки буквально за секунду, играючи, благодаря тому, что правильно положили их перед одеванием и знают «волшебное» движение руками. Справедливости ради скажу, что процесс застёгивания молний в роликах не показан. Но быстрота, с которой крохи справляются с одеждой, и их ловкость поражают.

Детей, кстати, подобные «фокусы» забавляют и сподвигают на эксперименты. Наш младший сын теперь подобным образом одевается постоянно. И процесс «напяливания» куртки заметно упростился, а время, затрачиваемое на одевание, уменьшилось. К чему, собственно, мы и стремились, показав ему этот новый способ. Теперь он учит этому «фокусу» своих одногруппников и страшно гордится своими успехами в нелёгком деле одевания.

Есть и другие замечательные лайфхаки, которые нетрудно найти и ещё легче «внедрить» в нашу повседневную жизнь и научить ребёнка одеваться, играя с ним.

Разумеется, за один день, даже используя собранные нами советы, ни один ребёнок одеваться не научится. Но то, что с каждым днём у него это будет получаться всё лучше и лучше – совершенно точно.