До беременности Беременность Роды От 0 до года От 1 до 3 От 3 до 7 Старше 7 Питание Брат-сестра Семья Досуг Библиотека

Вечный двигатель. Дети с СДВГ дома и в школе

Иногда на детских площадках или в других местах можно видеть детей, на которых неодобрительно посматривают окружающие. Не нужно быть физиогномистом, чтобы на их лицах прочесть: «Полное отсутствие воспитания! Куда только смотрят родители?!»

 

Действительно, эти дети чрезвычайно подвижны, очень активны и буквально пяти минут не могут просидеть на месте.  Но дело вовсе не в невоспитанности.

 

Причина такого поведения – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Многие непосвящённые люди, услышав об этом диагнозе, думают, что «болячкой со сложным названием» страдают дети, которым не хватает любви, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей. Но это не так. При таком синдроме отмечается неврологическо-поведенческое расстройство развития, характеризующееся расторможенностью, проблемами с концентрацией внимания и гиперактивностью при почти полном отсутствии самоконтроля.

 

 

Сложно не узнать

 

Гиперактивных детей сложно не заметить. Они словно укомплектованы вечным двигателем: постоянно находятся в движении, скачут, бегают, а если и сидят, то недолго, да ещё и пританцовывают при этом.

 

Их можно сравнить с маленькими ураганами. Буквально всё, что попадает в поле их деятельности, неизменно страдает: игрушки ломаются, вещи рвутся и пачкаются, посуда бьётся, а животные обиженно прячут оттоптанные лапы и прищемленные хвосты.

 

Увидеть гиперактивного ребёнка аккуратно одетым и опрятным можно разве что в первые пару минут после того, как заботливая мама выдала ему свежевыстиранные и  отглаженные вещи (если, конечно, она ещё и помогла чаду одеться правильно). Но стоит маме отвернуться, как ребёнок тут же умудряется испачкать или помять одежду, вылить на себя сок, обрызгаться с головы до ног, всего лишь пытаясь почистить зубы, разлохматиться и привлечь на свою и без того многострадальную голову ещё двадцать два несчастья.

 

И ведь всё это не злонамеренно!

И ладно бы только бытовые проблемы. Однако и с учёбой тоже беда. У детей с СДВГ, как правило, неплохо развит интеллект (особенно если родители уделяют им много внимания), они нередко обаятельны, хорошо (и много!) говорят, имеют собственное мнение. Казалось бы, никаких проблем в школе быть не должно. Но нетерпеливые, непоседливые «вечные двигатели» всегда и везде спешат: отвечают, не дослушав задание, а если работа письменная, то читают задания «по диагонали», неправильно понимают их и в результате получают двойки или тройки. Глупые ошибки из-за невнимательности, помарки, огромное количество исправлений, неумение работать в соответствии с правилами – их бич. «Способные, но безалаберные» - это про таких детей.

 

 

Рекомендации неврологов и нейропсихологов

 

Тем не менее, синдром дефицита внимания и гиперактивности – состояние хотя неприятное, но всё же далеко не приговор. Помочь таким детям и подкорректировать их состояние можно. Главное – не прятать голову в песок, а действовать.

 

Что же следует делать родителям?

 

Помочь в борьбе с проявлениями СДВГ может и лечебное питание. Рекомендации довольно очевидные, но при этом весьма эффективные:

 

  1. Детям с СДВГ нельзя есть много сладкого: чрезмерное употребление сахара и других сладостей приводит к перевозбуждению, усиливает утомление.
  2. «Фаст-фуд» и газированные напитки, любые продукты, в состав которых входят синтетические красители, чипсы – всё это тоже нужно давать ребёнку как можно реже.
  3. В рацион питания обязательно должны входить продукты, богатые витаминами группы В, С, магнием, калием, цинком и фолиевой и пантотеновой кислотами (овсяная каша, говяжья печень, яйца, молоко, сельдь, креветки, красные сорта рыбы, бобовые, зерновой хлеб, сухофрукты, кисломолочные продукты, цитрусовые, смородина, свежая зелень).

 

 

А как же воспитание?

 

Если ребёнку поставили диагноз СДВГ, то, скорее всего, его раздражающее окружающих поведение обусловлено именно этим, а не отсутствием воспитания.  Наглядно иллюстрирует это такой факт:  немало есть семей, в которых из нескольких детей только один «трудный» ребёнок. Всех ребят произвели на свет и воспитывают одни и те же родители, но вот результат совершенно разный. Ведь всё дело в злосчастном синдроме. Такие родители лучше других знают, что СДВГ – это не миф (как думают многие из тех, кому посчастливилось иметь беспроблемных детей), а грустная реальность.

 

Тем не менее, детей с СДВГ воспитывать можно и нужно. Да, с ними нелегко, они слышат своих родителей хуже, чем другие ребята, но всё же слышат. А вода, как известно, камень точит. И даже самые непростые дети поддаются воспитанию.

 

Учителя, которые работают с «вечными двигателями», отмечают, что разница между детьми, родители которых не сдаются, и теми, на кого уже махнули рукой, несомненна. В первом случае ребята с СДВГ, конечно, непростые, требующие от родных и окружающих особого внимания, но при этом они вполне социализированы, знают правила поведения и стараются (пусть и не всегда успешно) вести себя в соответствии с ними, уважают родителей и прислушиваются к их советам и мнениям. Во втором – дети с каждым годом ведут себя всё хуже и хуже, а родители, в определённый момент решившие, что ничего сделать со своими чадами не могут, а потому не стоит и напрягаться, вскоре полностью теряют контроль над ситуацией.

 

 

Неподдающиеся? Вовсе нет!

 

Да, у многих из тех, кто сталкивался с проявлениями СДВГ, могут возникнуть мысли, что сделать почти ничего нельзя, что такие дети «трудновоспитуемые». При таком настрое и до упаднической философии недалеко. Ведь трудно вести вечный бой, да ещё и с неочевидным и весьма отдалённым во времени успехом. Однако специалисты уверены: бороться можно и нужно, а вот опускать руки категорически противопоказано.

 

Подтверждением тому одна реальная история:

 

В первом классе одной школы учатся несколько детей с диагнозом СДВГ. Одного из мальчиков родители воспитывают довольно строго (но не чрезмерно), следят за его поведением, стараются прививать ему хорошие манеры, учат быть отзывчивым и заботливым, добрым и внимательным. При этом они постоянно контактируют с классным руководителем и консультируются у невролога. А вот родители двух других ребят придерживаются странной позиции под условным названием «наши дети хорошие, просто шалуны, а мы не можем на них повлиять».

 

Никто и не спорит, дети, конечно, не виноваты, и, разумеется, они хорошие. Но вот такая страусиная политика взрослых приводит к тому, что мальчики в свои восемь лет уже совершенно неуправляемые, да ещё в придачу к этому у них абсолютно не развиты такие необходимые качества, как доброта, умение сострадать, готовность помогать и многие другие.

 

В первые недели в школе они могли позволить себе во время урока с ногами залезть на парту или лечь на пол в проходе, мешали одноклассникам, а на переменах задирали буквально всех. Причём игры у них были далеко не безобидные, другие дети от таких «развлечений» страдали. Конечно, опытный учитель справилась с этой ситуацией. Но скольких сил ей это стоило!

 

Что касается сына строгих родителей, то он  гораздо быстрее привык к дисциплине и школьным требованиям. Да, на переменах он всё так же гиперактивен, иногда забывается и на уроках, не в силах сдерживать себя. Но в целом его поведение намного лучше. Кроме того, усилия родителей не проходят даром. Приветливый, доброжелательный, неагрессивный, пусть и несколько расторможенный мальчик легко вписался в коллектив. Его любят одноклассники и учителя.

 

Фото - фотобанк Лори

Дата публикации 14.04.2017
Автор статьи: Яна Перепечина
реклама
комментарии