Ученые многих стран, изучающие детскую психологию, уже давно пришли к выводу, что психологические основы обучения закладываются в детей с самого рождения и прочно закрепляются к трехлетнему возрасту. Поэтому вопрос музыкального развития ребенка должен быть поднят не к тому моменту, когда пора будет идти на прослушивание в музыкальную школу, а с самого рождения, если не раньше.
Музыкальная терапия для будущих мам и малышей
Специалисты по перинатальному воспитанию детей утверждают, что младенцы в утробе матери очень хорошо слышат. Они узнают голоса своих родителей и «отвечают» на них радостными всплесками эмоций, отличают интонации и реагируют учащенным сердцебиением на нервные или встревоженные нотки в окружающих их голосах. При спокойных и размеренных беседах, ритм сердца младенца в утробе приходит в норму. Помимо этого плод в утробе матери реагирует и на услышанную музыку.
Беда лишь в том, что многие родители недостаточно развивают этот дар. Некоторые и вовсе приводят детей в музыкальную школу в возрасте 5-7 лет, считая, что музыкой с ними будут заниматься педагоги. В результате неподготовленному ребенку, пусть даже и с абсолютным слухом, бывает очень сложно начать обучение. К тому же упущенное время стимулирует угасание возможностей развития музыкальных способностей.
Мир музыки – волшебный, волнительный, эмоциональный и всегда ярко окрашенный, если речь идет о качественной музыке. Но как быть, ведь не все то, что нам нравится – хорошо, а все то, что точно хорошо – не всегда нам по вкусу? Ни один толковый психолог не посоветует будущей маме беспрерывно слушать современное радио с изливающимися из него потоками пустой и атональной попсы. Скорее даже наоборот. Произведения классиков – Моцарта, Бетховена, Шопена, Глюка, Римского-Корсакова, Мусоргского и многих других именитых композиторов – самая лучшая музыка, проверенная не столько людьми, сколько самим временем. Бесспорно, к лучшим музыкальным произведениям можно отнести и такие шедевры джаза, как произведения Эллингтона, Армстронга, Гудмэна, Гершвина и классику рока – The Beatles, Deep Purple, Pink Floyd, Queen и многих других известных музыкантов. В некоторых случаях хороша также и церковная музыка, особенно качественные записи православных богослужений – помимо смысловой нагрузки, это еще и очень красивые мелодичные голоса, исполняющие произведения без какого-либо аккомпанемента.
В России существует специально разработанная система психологического воздействия на малыша и будущую маму, куда включена также и музыкальная терапия. Она одобрена Минздравом РФ в 1995 году и успешно практикуется. В конце прошлого века французский акушер-гинеколог Мишель Оден в своей клинике организовывал из беременных женщин хоры без аккомпанемента. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. Социологи и врачи утверждают, что в результате вокальных занятий мам малыши рождались на свет более спокойными и здоровыми, да и сами роды протекали существенно легче.
Музыкальное развитие с пеленок
У казахов есть такая присказка про злых людей «Наверное, ему мама в детстве колыбельных не пела». Статистика по этому поводу молчит, но в народе и правда считается, что дети, которым мамы пели на ночь песенки, растут более добрыми и альтруистичными, чем те, кому не довелось часто слышать поющий мамин голос.
Поэтому женщинам, находящимся в положении неплохо было бы подумать заранее о детском песенном репертуаре, в котором обязательно должны быть колыбельные песни. Эти песни несут покой, хорошее настроение и дарят первые материнские чувства. К тому же было бы неплохо выучить и отрепетировать их заранее, прежде чем петь малышу.
Во многих семьях существуют прекрасные традиции танцевать или музицировать. Родителям в этом случае проще воспитывать ребенка, уделяя особое внимание музыке, чем тем, у кого вообще нет музыкального образования и привычек. Но даже если вы не отличаете ноту «ля» от ноты «до», это еще не повод падать духом и пускать музыкальное образование ребенка на самотек. Музыка дает малышу основы эстетического восприятия, формирует вкус и улучшает память, в том числе и музыкальную. Поэтому можно использовать аудиозаписи, доступные сейчас практически всем. Специальные подборки «детской» классики продаются во многих музыкальных и детских магазинах, недостатка в них нет. Преимущество, конечно, имеют родители, хорошо разбирающиеся в музыке, ведь они смогут выбрать для своего малыша самого лучшего исполнителя, например, того же Шопена.
С чего же начинать музыкальное развитие новорожденного? Для начала дайте малышу немного освоиться в новом для него мире. Не стоит включать ему музыку с первого дня возвращения из роддома. Подождите пару недель, а потом приступайте. По словам психологов, до года малыши могут активно слушать непрерывно звучащую музыку не более чем в течение 20-30 секунд, после чего необходимо прерваться на несколько секунд (не более 5) и можно снова продолжить прослушивание. В целом за одно занятие можно слушать музыку 2-3 минуты. Для грудничков в возрасте до 3 месяцев вообще будет достаточно маминого пения. А народных песен для малышей – великое множество, выбирайте, что больше по вкусу вам и вашему ребенку.
С 4-5 месяцев уже можно начинать подыгрывать себе на любом инструменте, будь то фортепиано, гитара, ксилофон, арфа, бубен, колокольчики – да что угодно. Если родители ни на чем не играют, то можно попросту купить детский металлофон, написать на нем ноты и играть самые простые мелодии, например «В траве сидел кузнечик», «Чижик-пыжик», «Серенький козлик» или «Ладушки-ладушки». Ноты почти всегда можно найти в приложенной к металлофону инструкции. После нескольких репетиций у вас все получится. Главное, чтобы малыш не слушал ваших упражнений, для него это точно будет лишним.
На втором году жизни детки могут слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд с перерывом на 1-2 секунды. Всего – не более 2-3 минут. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку уже на протяжении 1-1,5 минут с паузой. Всего – не более 4-5 минут.
В тоже время, если вы видите, что ребенок не настроен на прослушивание – не настаивайте. Отложите занятия на потом. Прослушивание качественной музыки влияет положительно на развитие ребенка примерно так же, как и чтение классической литературы. Однако так же, как и чтение, музыка не может быть системной. Конечно, чтение стихов на ночь и колыбельная – это все же некоторая система, но среди дня не обязательно заниматься музыкой в одно и тоже время. Делайте это тогда, когда вам удобно, а ребенок готов к восприятию. Эффект будет куда более заметен. И если ребенок расположен к музыке в данный момент, не обрывайте занятия, потому что так надо. Дайте ему сполна насладиться процессом.
Прослушивать музыку нужно в тишине, когда ничто другое не отвлекает ребенка от занятий. Желателен также физический и эмоциональный контакт родителем, который тоже внимательно слушает. Ничто так не увлекает ученика, как истинная горячая любовь учителя к предмету изучения – помните об этом. Если вам нравится музыка – ребенок это видит. Если нет – тоже. Постарайтесь выбрать что-то, что вам обоим будет интересно.
Музыкальные игрушки и пение
Первыми музыкальными игрушками у малыша могут быть бубен, маракасы, колокольчики, треугольник, металлофон – любые несложные ударные. Подыгрывать на них смогут даже родители, не владеющие никакими музыкальными инструментами. Но если вы играете, например, на фортепиано – это еще не повод лишать ребенка прослушивания скрипки, арфы, гитары и пр. Чем больше инструментов он узнает в раннем детстве, чем богаче будет его внутренний мир и более развит слух.
Погремушки, в свою очередь, не должны быть очень громкими, во-первых, громкие звуки пугают маленьких детей, а во-вторых, от их шума восприятие начнет притупляться. Самостоятельно проигрывающие мелодии игрушки, конечно, сильно облегчают жизнь современным родителям, но при этом сильно искажают истинное звучание инструментов, сводя их к более механизированным звукам.
Будет куда лучше, если вы сами начнете петь для своего малыша. Это поможет вам научить его подпевать. Ведь прослушивая музыку, ребенок пока еще не догадывается, что песенки можно еще и петь! Так что пойте чаще, разучивайте с ребенком песенки, чередуйте пение с аккомпанементом и без. Очень важно стараться не искажать мелодии, петь не очень громко, но отчетливо и подчеркивать интонациями содержание песни.
Если хотите, чтобы ребенок раньше начал подпевать, то запомните простое правило: чем удобнее в речевом плане песня, чем проще ее слова и чем чаще они повторяются, тем быстрее малыш ее запомнит. А если совместить это с ритмичными постукиваниями в бубен, то у малыша дополнительно будет развиваться чувство ритма.
Танцевальные движения
Танцы развивают чувство ритма и слух. Поэтому уже на первом году жизни можно обучать ребенка простейшим танцевальным движениям. Как правило, это хлопанье в ладоши. Для этих целей вполне подойдет песенка «Ладушки-ладушки». Напевая песенку, хлопайте в ладошки, покажите малышу его же ручками, как надо хлопать и через некоторое время он начнет повторять за вами.
На втором году жизни задачу можно усложнить. Например, «Ручками похлопали, ножками потопали» – ребенок запомнит уже два танцевальных движения. Важно, чтобы все действие происходило под одну и ту же музыку. Тогда, услышав и узнав ее, ребенок сам начнет повторять танцевальные движения. На третьем году жизни, задачка еще немного усложняется. Добавьте третье движение в одну песню, например, круговые движения кистями («фонарики»), приседания или покачивания головой из стороны в сторону.
Если с малышом активно занимались родители, то, как правило, к третьему году жизни он уже осваивает много разных танцевальных движений: хлопает в ладоши, по коленкам, выставляет поочередно то правую, то левую ножку, кружится, переступает с ноги на ногу, присаживается, охотно танцует с любимой игрушкой, держа ее перед собой.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок продолжил свое музыкальное образование, то его нужно отдавать в музыкальную школу. Некоторые столичные школы принимают детей уже в возрасте 3-5 лет, но это редкость. Как правило, музыкальное образование малышей начинается в 6-7 летнем возрасте, когда они уже могут спокойно усидеть полчаса за партой.
Многим из нас родители существенно подпортили жизнь «музыкалкой», в которую нужно было идти каждый раз тогда, когда наши ровесники играли в футбол, гуляли в парке или катались с горки. В свою очередь мы, стараясь обойтись без такого «насилия», вообще игнорируем музыкальное образование наших детей. Но это неправильно. Во всем должна быть золотая середина. Конечно, если ребенку с рождения, что называется «медведь на ухо наступил», бессмысленно заставлять его ходить в музыкальную школу, где над ним все дети будут смеяться. Но это не значит, что не нужно заниматься музыкой дома. Никто не говорит о профессиональном обучении, но общие понятия ребенку хорошо бы знать. И слушать, много слушать, пусть даже фоном, но хорошую классическую музыку. И помните о том, что музыкант – это призвание, которое человек должен осознать сам. Если этого нет, то не стоит подталкивать ребенка к музыке настолько близко, ведь плохой музыкант – это все равно, что плохой врач. Второй врачует тело, а первый – души.