Кратко об общении с ребенком, во время нахождения в больнице, на лечении:


1. Ребенок боится неизвестности. Никогда не обманывайте ребенка.


Не нужно скрывать от него, что вы идете в поликлинику на прием к врачу или едете ложиться на операцию. Иначе малыш будет думать, что раз вы ему не сказали об этом, значит, с ним там будут делать что-то страшное. Детская фантазия может нарисовать настолько ужасные картины предстоящих осмотров, что лучше подробно рассказать малышу, что и как произойдет с ним в поликлинике. Если ему должны сделать прививку или забор крови - скажите, что ему может быть больно, но совсем недолго. Перед операцией говорите с ним о том, что доктор будет делать, если это общий наркоз, скажите, что он уснет, а когда проснется, то вы будите рядом. Но если вы что-то обещаете, обязательно исполняйте это. Не разрушайте доверие между вами и ребенком.


2. Ваша уверенность и спокойствие передадутся вашему сыну или дочери.

Запретите себе установку: "Больница - боль, страх, опасность". Замените ее на "Больница - помощь, облегчение, выздоровление". Формируйте позитивное отношение, как к улучшению состояния здоровья, так и к работе врачей. Во время операции держите себя в руках, ваш ребенок в надежных руках специалистов, которые делают все от них возможное, что бы помочь ему.


3. Ни в коем случае не боритесь со страхом ребенка с помощью насилия!


Некоторые родители считают, что накинуться всей семьей на малыша, который извивается и кричит; "обезвредить" его брыкающиеся ручки и ножки; схватит голову и насильно влить в рот микстуру - это единственная возможность вылечить ребенка. Бесспорно, вам такое удастся, но не больше, чем однажды. Помните, что это - насилие, а насилие при лечении - худший вариант, так как оно только лишь усугубит детские страхи.


4. Постарайтесь нарисовать для малыша положительный образ врача.


Не пугайте ребенка врачом: «Если не будешь слушаться, врач тебе укол сделает», как раз это и формирует страх у ребенка. Доктор помогает, и чтобы это объяснить, отлично должна помочь сказка "Айболит". После нее детки обычно проникаются уважением к врачу, который помогал маленьким зверюшкам. Поищите также другие книжки или мультики, в которых заботливый доктор помогает своим маленьким пациентам. Как вариант - можно купить малышу набор доктора. Это может быть как игрушечный, так и настоящий, самостоятельно собранный набор: фонендоскоп, шприц без иголки, пипетка, вата, бинтик.


5. Объясните ребенку, зачем нужно принимать лекарства, проходить процедуры, идти на осмотр к врачу.


Малыши не могут понять, зачем им нужно лечиться. Обычно родители говорят, что это "так надо", либо же "чтобы ты был здоровеньким". Такие варианты не годятся. Объясните, зачем и как нужно избавляться от болезни, которая беспокоит Вашего ребенка. Расскажите какую-нибудь сказку о заболевшем зайчике (слонике, котенке и т.д.) и, который вылечился благодаря процедуре, которую нужно совершить. Чем увлекательнее будет Ваша сказка, тем лучше!


6. Не заставляйте ребенка быть храбрым, не бояться процедур.


Если Ваше чадо поведало Вам о своих страхах, не заставляйте его "быть храбрым" или "хорошим мальчиком". Объясните ему, что бояться - это нормально, но сделать все необходимо и вы всегда его поддержите. Если кроха будет знать, что он может заплакать от страха или боли, и за это не будет отруган или наказан - ему будет гораздо легче перенести укол или осмотр ушек или горлышка. Благодаря этому малыш поймет, что ему разрешено показать, что ему больно, в виде плача, а не будет биться в истерике, так как по-другому нельзя.


7. Не сравнивайте ребенка с другими малышами.


Ребенок прекрасно понимает, что есть дети, которые не плачут и не боятся, но проговаривая это на публику, вы только умножаете страх ребенка, увеличиваете его нерешительность и неуверенность в себе. Ребенок должен вам доверять, а как он сможет довериться тому, кто говорит, что Машенька из другой палаты лучше? Вместо этого похвалите его за терпение и выдержку, даже если в реальности его успехи пока невелики.


8. Не запугивайте ребенка!


Запугиванием вы ничего не добьетесь, только усугубите ситуацию и ребенок не только не избавится от существующих страхов, но и приобретет новые. Тем более, ваши запугивания беспочвенны - уколы ребенку, кроме врача, никто больше не пропишет, в больнице вы его не оставите… Будьте честны, так ребенку будет проще понять вас.


9. Разговаривайте с ребенком о происходящем.


Каждый раз объясняйте, что произошло и что ждет ребенка. Не списывайте его непонимание на возраст, Любой малыш способен понять речь мамы - самого близкого ему человека: и в год, и в два, и в семь лет ребенок понимает и доверяет маме, которая общается с ним на равных. Так же обязательно поговорите с ребенком после выписки о том, что он пережил. Похвалите его за терпение. Примите все его страхи и жалобы, согласитесь с ним и порадуйтесь тому, как врачи помогли ему стать здоровым. Если это не последний ваш приезд, то расскажите о том, когда вы снова приедете, и что будет происходить в этот момент.

Примеры ошибок в речи мамы:

  • Не плачь! Будешь плакать, тебе будут еще больше уколов ставить!
  • Будешь так себя вести, позову доктора, он тебе сделает болючий укол (операцию)
  • Ешь хорошо! Будешь плохо кушать, я тебя оставлю здесь, а сама домой уйду! (уколов попрошу поставить, к врачу поведу…)
  • Будешь себя так вести, тебя никогда из больницы не выпишут!
  • Нет, тебе не будут делать эту процедуру, посмотри туда! (в это время неожиданно ребенку ставят укол или делают другую болезненную манипуляцию)
  • Ну не плачь! Ох уж эти врачи, им бы только уколы ставить!
  • Что же ты плачешь! Посмотри никто не плачет, только ты один тут рыдаешь!
  • Не плачь, а то пойдешь на процедуры с чужой тетей!

Самое главное для ребенка - это Ваша забота и любовь. Помните, вы самый близкий человек для вашего малыша, не предавайте его. Он надеется на вашу помощь, поддержку и участие. И не забывайте, ребенок не виноват в своем диагнозе.


Материал подготовлен социальным проектом поддержки детей
с черепно-лицевыми дефектами «Лицом к лицу».
Клинический психолог Ксения Ягур,
руководитель проекта Елизавета Таль : elizaveta@thal.ru