Дети это не собственность родителей«Действительно ли это так больно?»
Еще бы! В соответствии со статьей 12 Конвенции ООН о правах ребенка, дети имеют право свободно выражать свое мнение по всем интересующим их вопросам, и их точка зрения должна надлежащим образом приниматься во внимание. И вот дети начали говорить о том, насколько они страдают от телесных наказаний. Пауло Сержио Пинейро в своем докладе, представленном в октябре 2006 года на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН, заявляет:

«Во время проведения исследования дети в один голос настаивали на срочной необходимости покончить со всякого рода насилием. Они рассказывали о своей боли, не только физической, но и внутренней, причиняемой насилием, совершаемым с согласия, а то и с одобрения взрослых.
Правительства должны согласиться с тем фактом, что этот вопрос надо решать в самом срочном порядке, тем более, что возник он не сегодня. Вот уже многие века вдали от посторонних глаз и ушей дети страдают от рук взрослых, творящих над ними насилие. Но сегодня, когда размах и последствия такого насилия становятся явными, необходимо безотлагательно предоставить детям действенную защиту, на которую они имеют безоговорочное право».

Многочисленные исследования последствий применения телесных наказаний убедительно свидетельствуют об их потенциальном краткосрочном и долгосрочном вреде. Опубликованные в 2002 году результаты обобщающего анализа 88 исследований бесспорно подтверждают наличие опасности. Это заключение, само по себе не содержащее ничего нового, в определенном смысле слова даже несколько неуместно. Действительно, никто не обращается к результатам научных трудов о последствиях побоев, наносимых женщинам или старикам, для оправдания запрещения таковых: ведь речь идет об основополагающих правах человека.

«Насколько далеко искоренение телесных наказаний продвинулось в Европе?»
Далеко, но не достаточно! Процесс искоренения телесных наказаний начался в школах Европы уже многие века назад. Польша стала первой страной, запретившей их в 1783 году. В 1900 году за ней последовали другие государства, в том числе, Австрия, Бельгия и Финляндия. В Советском Союзе они были отменены в 1917 году.

В Соединенном Королевстве первая зарегистрированная документально попытка выступить против телесных наказаний в школе восходит к 1669 году, когда один «бойкий юноша» представил на рассмотрение парламента петицию «от имени детей этой нации» в знак протеста против «невыносимого ига привычной суровости школьной дисциплины этой нации, ига, под которым стонет наша молодежь». Но все это происходило более чем за три века до введения запрета на телесные наказания во всех школах Соединенного Королевства.
В настоящее время теоретически все государства-члены Совета Европы приняли меры для того, чтобы покончить с телесными наказаниями в школе. Во многих странах они были отменены также и во всех других учебно-воспитательных учреждениях и альтернативных группах продленного дня, вне зависимости от того, имеют ли они государственный, частный или общественно-добровольный статус. Но в некоторых случаях такое запрещение объяснялось в большей степени введением соответствующего внутреннего регламента или рекомендации администрации, а не соблюдением ясного и четко прописанного законодательного акта. Во многих случаях выполнение законов нельзя назвать неукоснительным, поэтому все еще необходимо проявлять повышенную бдительность. Законодательное регулирование негосударственных форм присмотра за детьми – как это бывает в случае с приемными родителями или с воспитательницами-няньками малолетних детей – отличается в разных странах; в некоторых из них лица, которым ребенок отдан на попечение, в принципе имеют право, так же, как и родители, на применение телесных наказаний.

Реформа, направленная на отмену права применения родителями телесных наказаний к своему ребенку, началась в пятидесятых годах.
В Швеции в 1957 году было отменено положение Уголовного кодекса, оправдывающее родителей, причинивших легкие повреждения своему ребенку, а в 1966 году там же было отменено положение Кодекса об обязанностях родителей и опекунов, в соответствии с которым разрешались «внушения». С этого момента шведское законодательство больше не разрешает родителям прибегать к телесным наказаниям, а положения уголовного законодательства о противоправном нападении в равной степени применяется и к актам насилия, совершаемым в отношении детей «в дисциплинарных целях». Но так как этих «незаметных», «тихих» реформ оказалось недостаточно, в 1979 году Швеция становится первой в мире страной, категорически запретившей любые телесные наказания. Шведский Кодекс об обязанностях родителей и опекунов впредь заявляет следующее: «Дети имеют право на заботу, на безопасность и на хорошее образование. С детьми следует обращаться, уважая их человеческое достоинство и их индивидуальность. Они не могут быть подвергнуты телесным наказаниям или же любому другому унизительному обращению».

За последние двадцать пять лет другие станы медленно, но верно стали следовать этому примеру. К концу октября 2007 года 17 государств-членов Совета Европы довели до конца проведение законодательной реформы по полному запрещению всех телесных наказаний детей. В этих странах дети находятся под защитой закона вне зависимости от того, кто им наносит побои и где: дома ли, на улице, в детском саду, в образовательном или в любом другом учреждении. В некоторых государствах законодательная реформа сопровождалась проведением кампаний по привлечению внимания и просвещению общественного мнения в вопросах, касающихся осуществляемых законодательных изменений и права ребенка на защиту. Одновременно велась работа по продвижению идей позитивного и ненасильственного воспитания и попечения. Принимая во внимание традиционно укоренившуюся в сознании привычку бить детей, становится ясно, что воспитательный процесс не должен прекращаться ни на минуту – это процесс постоянный.

«Почему так трудно отказаться от привычки бить детей?»
Потому что многие взрослые все еще путают два понятия: могу и имею право. Если бы взрослым и, в частности, политикам удалось решить этот вопрос, мы бы уже давно признали, что дети наравне со всеми остальными людьми наделены абсолютно теми же правами на уважение их человеческого достоинства, на физическую неприкосновенность и судебную защиту. В действительности же мы, кажется, признаем только право новорожденного, да и то пока он слаб и беззащитен, на особую заботу и защиту, по сравнению со взрослыми.
Взрослым трудно отказаться от того, что до сих пор кажется их «правом», то есть по привычке бить ребенка и причинять ему боль с целью «исправления дисциплины» и поведения. Вероятно, эта привычка уходит корнями в их собственный жизненный опыт. Почти повсеместно в мире большинство взрослых в детстве «получало» от своих родителей.

Теперь же большинство из них поднимают руку и на своих подрастающих детей. Никому из нас не хочется плохо думать о своих собственных родителях и о самих себе, как о плохих родителях для своих детей. Вот поэтому-то так трудно большинству людей, включая политических деятелей, лидеров общественного мнения и даже профессионалов в области защиты ребенка, воспринимать абсолютное запрещение телесных наказаний как основополагающий аспект равенства и соблюдения прав человека. Речь не идет о том, чтобы кого-то осудить – ведь родители действуют в соответствии с тем, что ждет от них общество.

Просто сейчас нам всем надо научиться строить свои отношения с детьми на позитивной, ненасильственной основе.
Желая искоренить телесные наказания детей, мы просто распространяем на них сферу действия полной и абсолютной защиты от насилия и других жестоких и унижающих человеческое достоинство форм наказания, что считается вполне нормальным применительно к нам самим, как взрослым членам общества.

«Социологические исследования свидетельствуют о том, что большинство людей против введения официального, законодательного запрещения телесных наказаний»
Главным образом, результаты социологических исследований зависят от того, каким образом сформулирован вопрос и насколько опрашиваемые осведомлены в нем. Если люди владеют полной информацией о вопросе неравной защищенности детей и взрослых и о целях запрещения, они могут поддержать его. Но, в любом случае, по этой проблеме (так же, как и по любой другой, например, насилие в отношении женщин или расовая дискриминация) ответственные политические деятели должны вести за собой общественное мнение, а не идти у него на поводу. При этом они должны руководствоваться своей абсолютной обязанностью бороться за соблюдение прав человека и отстаивать в данном случае принцип равной защиты человеческого достоинства как детей, так и взрослых. Почти все государства-члены Совета Европы, полностью запретившие у себя телесные наказания детей, ввели этот запрет еще до того, как общественное мнение высказалось в его пользу; и очень скоро общественность поддержала такой шаг. Пройдет несколько лет, и мы, вглядываясь в прошлое, будем удивляться тому, что когда-то телесные наказания считались законными и по закону же можно было бить детей.

«Если родители будут вынуждены отказаться от телесных наказаний, не рискуют ли дети вырасти избалованными и недисциплинированными?»
Нет! Настоящая дисциплина достигается не силой. Она воспитывается на основе взаимного понимания, уважения и терпимости.
Новорожденный ребенок полностью зависим от своих родителей, но по мере взросления он возлагает на взрослых – и, прежде всего, на своих родителей – обязанность поддерживать, вести и направлять его по пути овладения навыками осознанной самодисциплины, свойственной для зрелой личности. Телесные наказания не учат ребенка тому, как ему надо вести себя. Напротив, побои – это урок плохого поведения, внушающий ребенку, что его родители, которые – надо надеяться – его любят и уважают, считают приемлемым прибегать к насилию для разрешения проблем и конфликтных ситуаций. Дети извлекают урок не столько из того, что им говорят родители, сколько из того, как они
сами поступают. Телесные и другие унизительные формы наказания не могут заменить собою позитивные формы дисциплинарного воздействия, которые вовсе не избалуют его, а научат думать об окружающих и о последствиях своих поступков. На государствах лежит обязанность по оказанию поддержки позитивному воспитанию. Рекомендация Комитета Министров Совета Европы (Rec(2006)19) о политике по поддержке позитивных методов воспитания детей родителями содержит необходимые директивы, позволяющие им двигаться по этому пути.

«Ну, драли меня в детстве, ну, и что же тут плохого? По правде сказать, не постарались бы тогда родители, не был бы я сейчас тем, кем стал»
Как знать! А откуда вам это известно? Никто из нас не ведает, как сложилась бы наша судьба и кем бы мы стали, если бы наши родители никогда нас не били и не унижали. Сколько же взрослых, утверждая, что в этом не было ничего плохого, сознательно вычеркивают из памяти перенесенные ими страдания, которые причинялись самыми близкими людьми, полагавшими, что чему-то научить и воспитать ребенка можно только через боль!? Как правило, детей начинают бить потому, что самим доставалось в детстве от родителей. Хотя, как свидетельствуют результаты исследований, родители сами потом испытывают угрызения совести, но все равно продолжают бить своих детей,
когда их терпению приходит конец. Бесполезно сегодня осуждать предыдущие поколения за насилие в отношении детей: они вели себя в соответствии с общепринятыми правилами той эпохи. Но времена меняются, и общество идет вперед. Признание за ребенком статуса наделенной правами личности требует принятия мер, направленных на то, чтобы покончить с законностью насилия в отношении ребенка и социальным согласием с этим злом, точно так же, как в свое время был положен конец попустительству насилию в отношении женщин.

«Родители должны иметь право сами решать, как им воспитывать своих детей. Преследовать родителей надо только в крайних случаях, таких как жестокое обращение с ребенком»
Права человека на отменяются за порогом вашего дома. Ребенок имеет одинаковые со всеми остальными членами семьи права на защиту от побоев, поэтому защищать детей от жестокого обращения в семье так же естественно, как и бороться с домашним насилием в отношении женщин. Конвенция ООН о правах ребенка ввела понятие «родительской ответственности», предполагающее, что высшие интересы ребенка должны составлять основную заботу его родителей. Ведь ребенок не является их собственностью.

«Есть большая разница между побоями и легким шлепком»
С точки зрения закона, эта разница значения не имеет! Удар сильнее и больнее шлепка, но и то и другое квалифицируется как насильственное действие, нарушающее право ребенка на уважение его человеческой личности. Общество не делает разницы, пытаясь оправдать тот или иной уровень насилия в тех случаях, когда оно обращено против женщин или престарелых людей. Так почему же это различие должно учитываться, когда речь идет о детях? Кроме того, здесь явно прослеживается опасная попытка установить связь между чувством любви и побоями. Выражение «легкий шлепок» содержит в себе худшее из противоречий. Этот, на первый взгляд, невинный оборот выполняет роль дымовой завесы, за которой могут скрываться нарушения прав человека.

«Я бью своих детей только для того, чтобы уберечь их от опасности»
Бить не значит защищать! Для защиты своих детей, в особенности новорожденных и младшего возраста, родители должны принимать конкретные меры. Это одна из их прямых и естественных обязанностей. Если ребенок тянется к огню или пересекает улицу в опасном месте, конечно же, родители должны просто физически его отстранить, остановить, перехватить, а потом показать и объяснить ему ту опасность, которой он подвергался. В Общем замечании № 8 Комитета ООН по правам ребенка указывается:

«Комитет признает, что исполнение родительских обязанностей и забота о детях, прежде всего новорожденных и младшего возраста, зачастую требуют осуществления физических действий и вмешательства с целью их защиты; но они сильно отличаются от преднамеренного использования силы с целью причинения физической боли той или иной степени интенсивности, неудобства или унижения ребенка в качестве наказания. Будучи взрослыми людьми, мы по собственному опыту можем различить, когда сила применяется для того, чтобы защитить, а когда – чтобы наказать. Не труднее увидеть эту разницу и тогда, когда речь идет о действиях в отношении ребенка. Законодательство всех государств мира прямо или косвенно разрешает использование силы с целью не наказания, а защиты людей».

«Моя вера обязывает меня прибегать к телесным наказаниям»
Свобода вероисповедания не может вступать в противоречие с правами человека. В Общем замечании № 8 Комитета ООН по правам ребенка утверждается следующее:
«Для оправдания телесных наказаний некоторые люди выдвигают аргументы, связанные с их вероисповеданием. При этом они ссылаются на определенные толкования религиозных текстов, не только оправдывающие использование телесных наказаний, но и возводящие их в ранг обязанности. Международный пакт ООН о гражданских и политических правах (статья 18) гарантирует каждому право на свободу совести и религии, но исповедание религии или убеждений должно быть совместимо с уважением человеческого достоинства и физической неприкосновенностью других лиц. Свобода исповедания религии и убеждений подлежит установленным законом ограничениям для охраны основных прав и свобод других людей».

Религиозные экстремисты, выступающие за сохранение ритуальных телесных наказаний детей с применением соответствующих предметов, должны быть осуждены главенствующими религиозными кругами и общественным мнением в целом. В настоящее время виднейшие религиозные лидеры присоединяются к кампании за полное искоренение всех телесных наказаний. В ходе Всемирной ассамблеи «Религии за мир», проходившей в 2006 году в японском городе Киото, более 800 религиозных деятелей приняли «обязательство религий бороться с насилием в отношении детей», призвали правительства принять законы, соответствующие Конвенции ООН о правах ребенка, и запретить
все формы насилия, включая телесные наказания.

«Если телесные наказания детей будут законодательно квалифицироваться как преступление, то многие тысячи родителей подвергнутся судебному преследованию, и значительно большее количество детей окажется на государственном попечении»
Речь идет не о том, чтобы засадить родителей в тюрьму, а о том, чтобы привить им навыки позитивного воспитания. Нет доказательств роста количества случаев привлечения родителей к судебной ответственности в тех странах, где телесные наказания квалифицируются как правонарушения. Кстати, таких стран становится все больше. Запрещение телесных наказаний соответствует обязательствам государств-членов Совета Европы перед детьми в области обеспечения соблюдения прав человека. Первейшая цель этого запрета воспитательная: речь идет о том, чтобы достучаться до «приватного» мира семейной жизни и донести до него ясным и понятным образом мысль о том, что бить ребенка, как, впрочем, и любого другого человека, неприемлемо и противозаконно. Именно высшими интересами ребенка должны руководствоваться в своей работе составители инструкций по применению этого закона, предназначенных для специалистов в области охраны детства, а также для работников прокуратуры и правоохранительных органов. Судебное преследование родителей и другие формы официального государственного вмешательства в семейную жизнь не идут на пользу ребенку, за исключением тех случаев, когда они являются единственно возможным средством необходимой защиты ребенка, во избежание нанесения серьезного ущерба его здоровью и психологическому состоянию.

«Полное запрещение телесных наказаний приведет лишь к тому, что с детьми будут обращаться еще ужаснее: над ними станут измываться, их будут унижать и лишать свободы»
Ребенок имеет право на защиту не только от телесных наказаний, но и от любых других жестоких или унижающих человеческое достоинство форм обращения. Законодательная реформа должна сопровождаться кампанией по привлечению внимания общественности к данной проблеме и по внедрению в общественное сознание мысли о необходимости развивать позитивные и ненасильственные отношения с ребенком. Конечно же, все родители желают, чтобы их дети имели наилучшую основу для будущей взрослой жизни. В конце концов, у любого родителя, бьющего своих детей, остается горький осадок в душе, смешанный с чувствами подавленности и вины. Большинство из них только сказали бы спасибо за толковый совет: как предупреждать срывы и разрешать конфликты со своими детьми. Политика по распространению позитивного воспитания помогает родителям научить ребенка понимать, воспринимать и соблюдать правила поведения и дисциплины, не прибегая к какому бы то ни было насилию, физическому или моральному. Отказ от побоев и унижения детей и осознание того, что ребенок прежде всего является личностью, наделенной правами человека, способствует улучшению общей атмосферы в семье.

«Зачем сюда еще и закон впутывать? Почему нельзя просто попытаться отучить родителей от телесных наказаний?»
Искоренение телесных наказаний предполагает и то и другое. Тут вопрос о выборе даже не стоит: принцип неукоснительного соблюдения прав человека требует, чтобы впредь дети пользовались, как минимум, той же судебной защитой, что и взрослые как в семейном кругу, так и любом другом месте их пребывания. В любом случае закон сам по себе является действенным педагогическим средством. Само собой разумеется, что законодательная реформа должна сопровождаться мерами по правовому просвещению общественного мнения и родителей. Полное запрещение подтолкнет последних на поиски позитивных подходов к воспитанию своих детей и будет стимулировать деятельность социальных работников, политических деятелей и СМИ по созданию и предоставлению педагогических материалов о позитивном воспитании. Со своей стороны, Совет Европы готов оказать помощь родителям и учреждениям, специализирующимся на работе с детьми, в решении этой непростой задачи.

Оглавление:
Искоренение телесных наказаний детей
Телесные наказания в свете европейских норм в области прав человека
Как искоренить телесные наказания?
Позитивное воспитание
Запрет наказаний: вопросы, ответы и ложные истины