Продолжение. Начало см. здесь »»

В годы Первой пятилетки, когда была окончательно ликвидирована женская безработица и женщины стали постоянным источником притока рабочей силы (в годы Второй пятилетки численность рабочих в стране росла ежегодно только за счет приема на работу женщин), государство практически целиком взяло на себя функцию воспитания детей. Социальная сфера была также напрямую связана и с производством. Считалось, что организация быта в городе и на селе полностью освободит женщину от семейных забот и позволит ей целиком отдать себя строительству социализма.

Ясли и родильную помощь - работнице и крестьянке
1928 г. Федор Слуцкий. "Ясли и родильную помощь - работнице и крестьянке"

Плакат утверждал: «Тракторы и ясли — двигатели новой деревни» (неизвестный художник [С. Ягужинский–?], 1930). Строительство яслей и детских садов, создание детских площадок попало под неослабный контроль общественности, в том числе — пионеров.

Тракторы и ясли - двигатели новой деревни
1930 г. С. Ягужинский (?) "Тракторы и ясли - двигатели новой деревни! Не забывайте о родильной помощи и консультациях в колхозах и совхозах"

В середине 30-х годов в стране побеждающего социализма возник демографический кризис, связанный с падением рождаемости в результате активного вовлечения женщин в трудовую деятельность. После отмены карточной системы были приняты меры по расширению сети женских консультаций и законодательно запрещены ранее разрешенные аборты (в 1936 г.). Главной задачей плакатов стала пропаганда увеличения численности детей в семье и медицинский всеобуч.

За радостное, цветущее детство! За счастливую, крепкую семью!
1936 г. Виктор Говорков. "За радостное, цветущее детство! За счастливую, крепкую семью!"

Все дети на плакатах второй половины 30-х годов необыкновенно красивы. Они стали настоящими хозяевами страны и им принадлежало будущее, как убеждали руководители государства. Изображения детей украсили многочисленную рекламу мороженого, соков, молока, печенья, мармелада, джемов и бульонных кубиков, незаменимых для участников пионерских походов.

Детская молочная каша
1937 г. К. Лессер

Однако лучшие образы детей были напрямую связаны с изображением вождя, как в работе молодых художников Н. Денисова, Н. Ватолиной, В. и З. Правдиных «Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!» (1938), где Сталин, словно сказочный Дед-мороз, одаривает улыбкой детей на празднике новогодней елки, который был возвращен народу в 1935 году.

Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!
1938 г. Нина Ватолина, Николай Денисов, Владислав Правдин, Зоя Рыхлова-Правдина. "Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!"

Много плакатов на детскую тему создала в предвоенные годы замечательная художница Г. Шубина. Высокое качество рисунка в сочетании с умением передать живость и непосредственность ребенка отличало все ее работы, включая медицинские плакаты, которые играли важную роль в санитарном просвещении молодых матерей («Наши дети не должны болеть поносами», 1940).

Наши дети не должны болеть поносами
1940 г. Г. Шубина. "Наши дети не должны болеть поносами"

В годы Великой Отечественной войны дети со взрослыми встали в один ряд защитников Родины. Они помогали партизанам, выслеживали диверсантов, дежурили на крышах домов во время воздушных налетов, ухаживали за ранеными в тыловых госпиталях, обеспечивали победу на трудовом фронте. Огромные потери взрослого населения в первый год войны потребовали принятия постановления «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (январь 1942).

Всенародной любовью и лаской окружим детей фронтовиков!
1944 г. Галина Шубина. "Всенародной любовью и лаской окружим детей фронтовиков!"

В 1947 году Н. Жуковым был выполнен великолепный плакат, пропагандировавший усыновление семьями детей, потерявших родителей. На плакате художник изобразил свою жену и старшую дочь. Портрет И. Сталина с шестилетней Гелей Маркизовой на руках на стене комнаты напоминал всем об отеческом отношении вождя к детям.

Окружим сирот материнской лаской и любовью!
1947 г. Николай Жуков. "Окружим сирот материнской лаской и любовью!"

Уже в предвоенные годы было принято постановление о создании широкой сети школ фабрично-заводского обучения рабочим профессиям (ФЗО) и ремесленных училищ, воспитанники которых сыграли значительную роль в материальном обеспечении фронта. Однако это стало первым шагом на пути к ограничению доступности общего среднего образования и принудительного создания «юной армии труда». Затем, в 1943 году последовало введение раздельного обучения мальчиков и девочек. Знаменательно, что весной 1945 года М. Нестерова исполнила два самостоятельных плаката «Учись на отлично!», предназначенных для учащихся мужских и женских школ.

Учись на отлично! Плакат для женских школ Учись на отлично! Плакат для мужских школ
1945 г. М. Нестерова. "Учись на отлично!"

В 1944 году в стране было принято новое законодательство о семье, учреждены правительственные награды для многодетных матерей, введен налог на бездетность. Тема материнства получила в плакате официальный политический статус. На плакате Н. Ватолиной «Слава матери-героине!» (1944) образ женщины, окруженной детьми, приобрел монументальность и торжественность. Именно такими страна желала видеть всех советских женщин.

Слава матери-героине!
1944 г. Н. Ватолина «Слава матери-героине!»

В послевоенные годы государство принимало активные меры по ликвидации сиротства, облегчению труда матерей и дополнительному материальному обеспечению детей.


1955 г. Нина Ватолина «Работают матери, спорится труд - колхозные ясли детей берегут»

Пусть в каждом колхозе детсад окружит любовью ребят!
1958 г. Нина Ватолина. «Пусть в каждом колхозе детсад окружит любовью ребят!»

С середины 50-х годов государство стало придавать особое внимание образованию и воспитанию школьников. На протяжении всего этого времени в стране проводилась школьная реформа. На смену раздельному пришло совместное обучение (1954); была введена единая школьная форма для мальчиков (с осени 1954 все мальчики должны были сами подшивать белые воротнички на гимнастерках и кителях); среднее образование стало всеобщим и была отменена плата за обучение в старших классах средней школы; обязательным стало обучение труду (1957) и домоводству; важную роль приобрели предметы, воспитывающие общую культуру…

В начале 60-х годов значительное внимание уделялось пропаганде материнства в санитарно-просветительных листах. Назовем плакаты В. Степанова «Один ребенок — хорошо…», «А я хотела сделась аборт…» А. Доброва (1961), «Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре» Б. Тедерса (1967).

Один ребенок хорошо, два лучше!
1968 г. Василий Степанов. "Один ребенок хорошо, два лучше!"

А я хотела сделать аборт...
1961 г. Александр Добров. "А я хотела сделать аборт..."

Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре
1967 г. Борис Тедерс. "Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре"


Продолжение »»

***
Публикация подготовлена по материалам альбома "МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО В РУССКОМ ПЛАКАТЕ"
Составители А. Снопков, П. Снопков, А .Шклярук
альбом - формат 24 х 33 см — 160 с., 165 ил., фронтиспис; в переплете.
Этот уникальный альбом представляет собой энциклопедию социальной рекламы в России ХХ века. В одном томе собрано 166 избранных работ русских и советских художников, посвященных теме материнства и детства.


***

Читайте также:


Материнство с 1900 до 1960 в иллюстрациях
Грудное вскармливание в плакатах 1950-1960 гг.
Воспитание детей в советском плакате