Несколько лет назад в руки попалась тоненькая книжка на английском языке с пьесой Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». Прочитав вступительную статью, где были приведены слова Марка Твена: «В XIX веке было два по-настоящему великих человека — Наполеон и Хелен Келлер», заинтересовалась, стала читать и смогла оторваться лишь, уткнувшись в емкое слово «The end».
Позднее, просматривая афишу московских театров, натолкнулась на пьесу «Сотворившая чудо» идущую на подмостках Российского Молодежного театра (РАМТ). Купила билеты. Зал был полон школьниками, хотя спектакль быль вечерний. Актеры долго и бесцельно расхаживали по сцене, переставляли мебель, накрывали на стол, наливали из колонки воду, было скучно… Потом, произошел провал в памяти. Я вдруг осознала себя стоящей и хлопающей в ладоши, с непреодолимым желанием сдержать слезы и не расплакаться. Зал рукоплескал стоя минут двадцать.
И как часто пишут на сайте «Театральная афиша» «В театр я хожу часто, много чего видела, сильнее этого спектакля, ничего не встречала», могу подписаться под этими словами. На эту пьесу я сводила всех друзей и класс, в котором учится мой ребенок.
Когда актриса, играющая главную роль, ушла в декретный отпуск, спектакль быть снят, через полтора года возобновлен. Я продолжила свою миссионерскую деятельность, агитируя знакомых посмотреть эту потрясающую пьесу.
Для тех, у кого нет возможности увидеть этот чудный мудрый спектакль, посмотрите фильм с одноименным названием, выложенный в Интернете, 1962 года выпуска, черно-белый. Актеры играют с такой отдачей, что сложилось впечатление, что главную роль исполняет по-настоящему слепая девочка. Настолько достоверна ее игра.
К чему все эти восторги и кто такая Хелен Келлер? Это семилетняя девочка, получившая осложнение в полтора года и ставшая слепоглухонемой на всю жизнь. Впоследствии она закончила колледж, университет, стала известной американской писательницей и общественным деятелем, читала социологические лекции по всей стране, организовала фонд поддержки глухих и слепых детей. Закономерный вопрос, как человек, слепой, глухой, немой может читать лекции?! Как смог он социально адаптироваться к среде, которую не видит и не слышит? Этому и посвящена пьеса «Сотворившая чудо». Она основана на реальных событиях и охватывает самое начало этого наитруднейшего воспитательного процесса.
Представьте благополучную семью, папа и мама – любящие и заботливые родители. Их дочка слепая, глухая, поэтому немая. Естественно, они жалеют ее и потакают во всем. Результат - их любимое чадо избалованно, капризно, своевольно и отчасти зло. В семье живет монстр, от которого нет покоя. За любым отказом следует яростная вспышка безудержного гнева. Никто в семье не может дать отпор маленькому агрессору. С одной стороны семья смирилась, дочка - слепая, с другой стороны, терпение на исходе. Все понимают, надо что-то делать. Девочка растет, как сложится ее жизнь? Хелен не умеет ухаживать за собой, не знает норм поведения, не знакома с нравственными понятиями. На горизонте маячит дом для сумасшедших. Родители показывали ее различным специалистам, в надежде вылечить слепоту. Напрасно. Мама девочки предпринимает последнюю попытку, приглашая в дом учительницу, в надежде, что та научит дочку хотя бы элементарным нормам поведения. Приезжает Анна Селливан, двадцатилетняя девушка тоже ослепшая, но прошедшая через ряд операций, частично восстановившая зрение. Она становится учительницей Хелен.
Одна из показательных сцен. Семья обедает. По периметру стола ходит девочка, нащупав еду у кого–то на тарелке, она сгребает ее в кулачок и запихивает в рот. Хелен добралась до тарелки Анны, пытается завладеть ее содержимым. Учительница отталкивает девочку, та злится, пытается дотянуться до еды. Анна продолжает отпихивать Хелен от своей тарелки. Девочка в не себя от гнева. Она получила отказ! С упорством дикого зверька Хелен рвется к еде. Сцена безобразна. Взрослый человек отказывает в еде слепому ребенку! Родители Хелен пытаются сгладить неприятную ситуацию, предлагая гостье новую тарелку с едой. Для Анны Селливан важно дать отпор ребенку, настоять на своем, показать, что в жизни есть ограничения и запрет на определенные действия.
Представьте состояние слепой девочки, вообразите себя на ее месте. Вы живете в мире без очертаний, есть только запах и тактильные ощущения от соприкосновения. Чтобы как то ориентироваться в пространстве, нужно прикладывать неимоверные усилия, что влечет за собой большое внутреннее напряжение. Вы голодны, унюхали - нащупали еду, тянете ее в рот, а у вас ее отбирают. Негодование и возмущение девочки вполне естественно.
Понятно и состояние Анны Селливан, она видит, что никаких методов воспитания нет, есть лишь жалость к слепому ребенку. И вот результат этой жалости: девочка больше напоминает зверька, чем человеческое существо. Анна начинает ломать привычные нормы поведения. А так как встретились две яркие и сильные личности, то можно только вообразить в какой бунт со стороны Хелен и страстное противостояние Анны все это выльется. «Комната превратилась в руины, но девочка сложила салфетку», произнесла Анна, выйдя из столовой, после того, как там ее оставили наедине с Хелен.
Путь ученичества для Хелен был труден. Анна Селливан получала яростный отпор не только от своей ученицы, с ее методами воспитания был не согласен отец девочки. Он считал, что так жестоко и авторитарно нельзя обращаться с ребенком и постоянно вмешивался в воспитательный процесс. Благодаря своей одержимости, страсти и умению настаивать на своем Анна убедила родителей Хелен оставить их вдвоем в летнем домике на две недели. Сопротивление Хелен было не менее упорным, чем желание Анны ее чему-то обучить. Девочка стала воспринимать свою наставницу только после того, как поняла, что полностью зависит от нее. И первые уроки напоминали больше дрессуру, чем процесс обучения: выполнила правильно действие – получи пирожное.
Анна с маниакальным упорством обучала девочку элементарным действиям: взять в руки ложку, есть с тарелки при помощи ложки, складывать шарики в коробку… Она стала обучать Хелен азбуке для слепых. Для девочки из окружающей действительности стали выкристаллизовываться предметы, из осязательно - обонятельных превращались в предметы, имеющие названия: стол, чашка, кукла… Руки девочки стали окном в другой мир, в мир, где не только каждый предмет имеет название, но и каждое действие несет ряд последовательных соприкосновений к ладошке, образующих определенное понятие. Благодаря учительнице Хелен научилась читать и писать. Началась бесконечная череда вопросов к своей наставнице после долгих лет молчания: «Кто сделал землю и людей? Отчего Солнце горячо? Где я была прежде?» Хелен оказалось не только любознательной девочкой, но способной ученицей.
Хорошая история или книга оставляет всегда послевкусие в виде череды вопросов и размышлений. Биография Хелен Келлер демонстрирует, что наш мир предоставляет равные возможности, и право каждого ими воспользоваться. Даже слепой человек может реализоваться, если ему вовремя помогут те, кто находится рядом.
Увечье - это не приговор. «Общественность должна понять, что слепой человек — это не гений, но и в то же самое время не слабоумный и не глупый. Его разум может поддаться образованию, рука — тренировке, а желания — превратятся в реальность. Это наша обязанность помочь слепым стать самыми лучшими, чтобы они достигли света через свой труд», – писала Хелен Келлер.
Судьба Хелен Келлер вызывает восхищение. Это жизнь – преодоление. Огромное уважение испытываешь к Анне Селливан. Пойти вперекор устоявшимся мнениям, преодолеть жалость к ребенку, противостоять детскому нежеланию что-либо менять в жизни и полностью погрузиться в воспитание ребенка. Вот о ком вспоминаешь, когда терпению приходит конец.