Журнал ты принцессаТипология принцесс

«Каждая девочка — принцесса» — провозглашает журнал для маленьких девочек «Принцесса», выпускаемый Disney . Для счастливых мам — фотографии любимых дочек на первом развороте; для дочек — захватывающие истории из жизни Авроры или Белль после свадьбы («Принц Филипп потерял память»; «Чудовище устраивает вечеринку»). Журнал не учит помогать маме, а учит, как сделать корону из фольги и пуговиц, изготавливать бутерброды для вечеринки в форме туфелек и прочим нехитрым премудростям Эллочки-людоедки. Татьяна ШОЛОМОВА считает, что лет тридцать назад девочкам в их счастливом октябрятском детстве как раз не хватало чего-то такого — с красивыми платьями, без забот и чтобы сказка не заканчивалась…

Блондинка в политике


Упомянутый журнал является частью громадного бизнеса, потому что образы диснеевских принцесс широко используются при производстве товаров для детей. Всякая принцесса встречается в природе не просто так, а чтобы приносить деньги. Мультфильмы, игры, ледовое шоу, журналы, карнавальные костюмы и т. д. Единственный островок гламура в современной культуре, который не пытаются преследовать и изобличать по идейным соображениям (из чего, конечно же, следует, что гламур как таковой — порождение инфантильного сознания).

Первый полнометражный мультипликационный фильм У. Диснея вышел в 1937 году , и это, конечно же, «Белоснежка и семь гномов». Те времена были столь целомудренны, что цензура потребовала вырезать сцену, в которой гномы стелили постель Белоснежке — чтобы публика не подумала чего-нибудь не то. Мультфильм раз и навсегда определил облик принцессы Белоснежки для будущих поколений (красный бантик в черных волосах и красно-синие полосатые рукавчики), а также обозначил линию поведения всех будущих диснеевских принцесс. Их нежный голос и легкий нрав превратились в силы, будоражащие мироздание: стоит принцессе запеть, как слетаются подпевать сладкоголосые птички или пускается в пляс кухонная утварь, и всякий раз таланты принцессы и особенности мироустройства раскрываются настолько, насколько позволяет техника мультипликации.

Следующей стала «Золушка» (1950), блондинка в голубых наушниках и голубом бальном платье. Вот интересно: трудно найти девочку, которая нарядилась бы в лохмотья и пожелала бы изобразить Золушку на кухне. Все почему-то предпочитают быть Золушкой после превращения. Потом — «Спящая красавица» (1959), блондинка в розовом. Она даже не успевала толком поспать, потому что принц не дремал, и все это великолепие венчал девиз: «В конце концов, на дворе у нас XIV век!»

Потом появилась «Русалочка» (принцесса Ариэль) (1989), когда в угоду англосаксонскому оптимизму была принесена в жертву главная идея Г. Х. Андерсена о бессмертии любящей души, а потом настали времена «Красавицы и Чудовища» (1991). Это уже культурный конфликт, потому что мы привыкли к «Аленькому цветочку» — и это при том что в «Белоснежке и семи гномах» мало кто распознает «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Филологическая наука до сих пор решает вопрос, каким образом эти сказки проникли на русскую почву — ведь до А. С. Пушкина и С. Т. Аксакова они не встречались среди народных, а потом словно приросли к народному сознанию, теперь уж и не оторвать. Но в одном случае мы хладнокровно взираем на чужеземный пересказ, а другой почему-то приводит нас в смущение.

Потом были еще Жасмин в мультфильме про Аладдина (1992), дочь индейского вождя Покахонтас (1995), полюбившая англичанина Джона Смита (видимо, не в силах примирить необходимость мультипликационного счастья с жестокой исторической реальностью в виде истребления индейцев белыми, раненого Джона Смита отправили на корабле домой в Англию).

А еще по диснеевским принцессам можно отслеживать мировые политические процессы, потому что явно возросшая роль Китая привела к появлению в 2005 году «Мулан», народной героини китайского народа, спасшей родину от нашествия гуннов; а также — извивы политкорректности, потому что, кажется, к 2009 году наконец-то диснеевских режиссеров посетила та мысль, что чернокожий президент в Соединенных Штатах есть, а вот гламурной чернокожей принцессы в пантеоне нет, и так на свет явилась «Принцесса и лягушка».

Антипринцесса


Впрочем, конкуренты не дремали. Студия Dream works в 2000 году предложила миру «Шрека», новое слово в мультипликации, первый полнометражный компьютерный мультфильм, озвученный суперзвездами (а за диснеевских принцесс всегда поют малоизвестные певицы), поставивший с ног на голову традиционную сказочную систему ценностей и опровергший моральные выводы, которые следовало бы сделать из «Красавицы и Чудовища» о том, что человеческий облик предпочтительнее звериного. Странным образом отражение в художественной форме неких глубинных общечеловеческих процессов, сомнений в достаточности человеческого тела осуществилось путем пародирования традиционных диснеевских мотивов. Свежезапущенная в культурный обиход принцесса Фиона оказалась психически здоровым монстром, видящим в лесной живности в первую очередь пищу, а не товарищей детских игр или братьев по разуму.

Вторая серия «Шрека» (2004) подтвердила твердость отказа от антропоморфизма, а «Шрек-3» (2007) явил миру всю обойму принцесс в пародийной форме: Спящую Красавицу постоянно сбивал с ног богатырский сон, Белоснежка обнаружила стремление поубавить количество гномов, Золушка продолжала думать о грязи и уборке, а Рапунцель в стремлении выйти замуж оказалась и предательницей, и лысой (таким образом, Dream works умудрилась заблаговременно спародировать еще, возможно, даже и не замысленный шедевр Disney ). Кроме того, под видом гуманитарной помощи к основному действию привлекли всех возможных фоновых персонажей, вроде сводной сестрички Дорис, озвученной аж Ларри Кингом (чтобы не мелочиться). Национально-освободительная война четвертой части мало добавила к сложившемуся образу сказочного королевства, разве что все поняли, что заканчивать проект надо на самом интересном месте.

Последствия процесса пародирования, похоже, необратимы ни для самих пародистов, ни для героев пародии. Disney как традиционный поставщик сказочных образов и ревнитель традиционных ценностей начал искать новые пути. Сначала путем самопародии продемонстрировали наличие бреши между мирами, когда «Зачарованная» (2007) провалилась из рисованной сказки в реальный мир и, несмотря на все суровые испытания вроде проливного дождя, жесткого обмана и происков конкурентов, продолжала петь, танцевать и кроить веселенькие платьица из занавесок, отсылая тем самым сразу к нескольким явлениям американской культуры. Но, вероятно, чтобы стать товарным знаком, надо остаться рисованной принцессой, и Зачарованная не была включена в пантеон.

Возможно, решив повторить ход конкурентов с превращением красавицы в чудовище (а потом, следуя собственным ценностным установкам, сделать все как было), студия Disney сняла «Принцессу и лягушку», в которой оба героя тоже для начала становились зелененькими. Здесь все было свалено в кучу: и желание иметь собственный ресторан (что делало сюжетно обоснованными песни и пляски среди кухонной утвари), и бальное платье, и стремление стать принцессой. И мультфильм провалился в прокате (хотя чернокожую Тиану и включили в число диснеевских принцесс). Официальной причиной провала считается неудачное название, а также слабо выраженная «мужская линия», то есть отсутствие приключений, интересных отцам и сыновьям. Но дело, вероятно, не только в этом, а в том, что человечество еще недостаточно демократизировалось, чтобы приходить в восторг от ставшей принцессой мелкой буржуазки (на ком бы ни женились настоящие европейские принцы).

Что такое рапунцель?


Однако выводы были сделаны, и в 2010 году золотоволосая Рапунцель отправилась покорять детские сердца. В отечественном варианте открытие оказалось двойным: сказка братьев Гримм про Рапунцель никогда не пользовалась такой популярностью, как «Госпожа Метелица» или «Беляночка и Розочка». Мы рапунцели не едим и даже не знаем, что это такое.

Создатели опять отклонились от канонического текста. Если в оригинале Рапунцель претерпевала притеснения за грехи родителей (мать проявила жадность к толстеньким и свеженьким рапунцелям в чужом огороде; отец ночью пошел их воровать. Вторжение на колдовскую территорию наказуемо, и новорожденную дочь пришлось отдать колдунье), то в мультфильме злобная колдунья приходит в мир людей и уносит из него главную ценность — девочку с волшебной косой, дарующей молодость. Дальнейшее традиционно: заточенную в башне красавицу должен спасти прекрасный принц, и большую часть сюжета составила, как и положено, дорога и претерпеваемые трудности. Все, что случилось с героями, оформлено при помощи спецэффектов. Содержание современного фильма или мультфильма, включая неизбежную мораль, определяется тем, изображение чего будет особенно выгодно в формате 3 D . Это приводит к тому, что зрителю становится интересен уже не столько сюжет, сколько то, как и что изображено. У братьев Гримм в наказание за утрату невинности колдунья выгнала Рапунцель из высокой башни в мрачную пустыню — и все, и больше мы ничего не знаем о ее переживаниях при переходе из одного мира в другой, кроме того, что она там бродит с ребенком на руках. В 3 D -мультфильме первый выход девушки на свободу становится самостоятельным зрелищем: призывно топорщащаяся зеленая травка и зависшие над ней и как бы в раздумье пошевеливающиеся пальчики вызывают ощущение ожидаемого прикосновения босой ноги к мягкой траве. Рекламные ролики обещали живущие самостоятельной жизнью, хватающие жертву и лезущие в драку волосы, но в фильме они, к счастью, самостоятельности лишены (а то вышел бы, пожалуй, ужастик какой) и используются для традиционных увеселений пришедшего в кинотеатр развлечься и насладиться возможностями объемного изображения зрителя: Рапунцель летает и на волосах, которые не кончаются ( 21 метр !), и на коне над пропастью, и от взлетов должно захватывать дух. Животные, однако, молчат и не пытаются ни подпеть, ни потанцевать на заднем плане. Имеют место также неожиданные художественные открытия: например, если заставить коня вести себя ровно так, как собака, то будет смешно. Этот чудесный конь — Максимус — наверняка запомнится всем и обогатит мировой детский фольклор (и кинотеатры уже вовсю торгуют не только неестественно дорогой кока-колой, но и столь же неестественно дорогими стаканами для кока-колы с конем Максимусом и Рапунцелью на трубочке. Плоха та диснеевская принцесса, образ которой плохо продается). А также по-новому ведет себя кухонная утварь: сковорода, оказывается, способна сыграть не только революционно-освободительную, но и консервативно-охранительную роль.

Принцесса — это ты


РапунцельСпас на этот раз красавицу не принц, а бандит по имени Флинн Райдер, который под конец перевоспитался и проникся семейными ценностями. Принца на бандита поменяли из коммерческих соображений (спасибо «Принцессе и лягушке»): мультфильм предназначен для семейного просмотра, следовательно, должен быть интересен любому члену семьи — и маме и папе, и сыну и дочке. И если дочки-матери по старинке предпочитают истории про прекрасных принцев и еще более прекрасных принцесс, то отцы и сыновья, помимо сногсшибательных спецэффектов, жаждут еще и захватывающих и желательно криминальных похождений. Все это в мультфильме есть: полноценными действующими лицами становятся как минимум две бандитские группировки; в одну из них входит гигантский Владимир, с детства любивший единорогов (хотя, возможно, имя этого персонажа в каждой стране переводят с учетом имени действующего премьер-министра). В угоду коммерческому успеху поменяли даже название на Tangled, что можно перевести как «Запутанный» (и что отражено в русском переводе). «Мы не хотим, чтобы о наших проектах складывалось предвзятое мнение, основанное лишь на названии», — сказал Эд Кэтмулл, нынешний глава студии Disney . Возможно, это так, и название не должно полностью исчерпывать содержание произведения. Вот и Рапунцель в конце подстригли, и волосы ее потемнели. Из чего следует, что для юношеских приключений сойдет и блондинка, но мудро править государством сможет только брюнетка.

И тут, конечно, хочется задать вопрос: является ли глубоко порочным искусство, предназначенное для маленьких, хорошеньких, пухленьких и наряженных в розовенькие платья с блестками девочек? Даже если оно только для них и предназначено и непонятно больше никому — ни старшим братьям или сестрам, ни даже какому-нибудь сентиментальному папаше, обожающему свою крошку? Можно, конечно, поприветствовать энтузиазм студии Disney , всеми силами пытающейся облегчить этому ответственному отцу исполнение родительского долга и напичкивающего девчачий мультфильм разбойниками, похищениями, погонями и мордобоями. Но вопрос все-таки в том, является ли культура, ориентированная на девочек трех-шести лет, неполноценной? Надо ли начинать воспитание будущих поколений сразу с экскурсии на кухню или швейную фабрику или следует согласиться с тем, что бывает в жизни короткая, но дивная пора, когда каждая девочка — принцесса, и весь остальной мир занят только тем, чтобы засвидетельствовать это?