Начнем с хорошо известного факта: треть жизни человек спит. Это обычный человек, взрослый. Дети спят больше. Новорожденные, так те вообще только тем и занимаются, что спят, устраивая лишь небольшие перерывы на перекус ("когда не спят - они едят, когда едят - они не спят").

Неудивительно, что сон, как глобальное явление, играет важную роль в человеческом бытие. И, как всякое глобальное явление, процесс сна окружен множеством самых разнообразных проблем. Было бы несправедливо оставить эти проблемы без рассмотрения, особенно с учетом того факта, что вопросы связанные с питанием, гулянием и отдыхом мы уже обсуждали.

Начнем с попытки принципиально разобраться с самим явлением. Что такое сон, для чего он нужен вообще? В течение многих лет ученые придерживались довольно наглядной, логичной и убедительной теории, согласно которой бодрствование сопровождается накоплением в организме человека определенных веществ (факторов сна), вызывающих "усталость мозга". Для нейтрализации этих самых веществ и нужен сон, во время которого "факторы сна" разрушаются, отдохнувший мозг получает возможность бодрствовать, а владелец мозга вести активный образ жизни.

Приведенная выше теория подкупает своей абсолютной понятностью даже для не специалистов. Со специалистами сложнее - пытаясь доказать абсолютно понятные вещи они десятилетиями пытались и пытаются обнаружить "факторы сна", но ничего не получается. Чем больше люди исследуют сон, тем меньше понимают смысл этого явления - нет убедительных ответов на вопрос: зачем человеку следует 1/3 жизни тратить на непродуктивное пребывание в кровати?

Но, какими бы сложными ни были современные теории сна, элементарный жизненный опыт человечества в целом и отдельного человека в частности показывает: сон жизненно необходим. Ну вот так природой заведено - нормальная жизнедеятельность животных (человек здесь рассматривается как частный случай особо умного животного) невозможна без особой формы работы головного мозга, которая носит название сна.

Отношение родителей к детскому сну весьма существенно меняется по мере роста ребенка, как меняются и проблемы сон окружающие. Обсуждение этих проблем вполне целесообразно разбить на три взаимосвязанных части - 1. Сон младенцев (новорожденный и первые месяцы жизни); 2. Сон здоровых детей; 3. Взаимосвязь сна и болезней. Рассмотрим их по порядку.

Сон младенцев (новорожденный и первые месяцы жизни)

Большую часть суток новорожденный спит. Поскольку кроме сна он еще и ест, очевидна теснейшая взаимосвязь этих процессов. Наличие или отсутствие "режима сна" зависит от наличия или отсутствия "режима еды". Очевидный вывод - система вскармливания коренным образом определяет ответ на вопрос: "когда и сколько спать?"

В настоящее время большинство педиатров перестали рекомендовать матерям "строжайшее соблюдение режима питания", что подразумевало кормление с интервалом в 3 часа с обязательным ночным перерывом в 6 часов. Все больше поклонников (как в среде педиатров, так и среди родителей) находит система свободного вскармливания. Суть этой системы - ребенка кормят тогда, когда он захочет есть. Обязательный ночной перерыв, когда голодный ребенок часами орет и таким образом приучается "к дисциплине", уже не советуют, вполне справедливо считая его (ночной перерыв) сознательным издевательством над всеми членами семьи.

Сон младенцев - один из главнейших показателей их здоровья. Ребенок спит до тех пор, пока не срабатывает чувство голода. Если сыт, но не спит - значит что-то не так. Не так либо со здоровьем, либо с тем местом, где ребенку приходиться спать (жарко, холодно, мокро и т.п.). По мере того, как ребенок растет, появляются и удлиняются эпизоды бодрствования, но они не должны (в норме, разумеется) проявляться криками и воплями, - если это так, - причины те же - проблемы либо со здоровьем, либо со средой обитания.

Один из наиболее принципиальных вопросов - детская комната. Вне зависимости от того, комната эта исключительно детская или одновременно детская плюс спальня родителей, существует ряд определенных требований, соблюдение которых - ключ к спокойному сну на радость папе и маме.

Необходимое уточнение: употребляя словосочетание "детская комната" автор имеет в виду место, где ребенок спит. Логичнее, конечно, было бы говорить о "детской спальне", но рядовому нашему соотечественнику трудно представить себе, настолько странную, жизнь, когда у ребенка есть не только своя спальня, но и своя детская комната, где можно играть и учиться. Настоящее уточнение приводится для особо везучих товарищей, успешно решивших проблемы жилой площади.

Главное, применительно к детской комнате, - ответ на вопрос "чем дышать?". Нет ничего более вредного для ребенка, особенно первых месяцев жизни, чем сухой и теплый воздух:

- оптимальная температура - 18-20° С;
- лучше 16° С чем 22° С;
- лучше лишняя распашонка, чем самый наилучший обогреватель;
- в детской комнате не желательны никакие накопители пыли - ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке.

Кроватка желательно деревянная. Никаких подушек!!! Матрац - ровный и жесткий.

В принципе, детская комната предназначена, главным образом, для сна в ночное время. Днем ребенку желательно спать на свежем воздухе и меры здесь нет (т.е. много не будет). Очевидно, что для младенцев, в отличие от детей других возрастных групп, сон на свежем воздухе равносилен гулянию. Поэтому мы не будем повторяться, а читателей, желающих выяснить, как все-таки следует гулять (где, с кем, когда и сколько) адресуем к статье "Гуляем" в третьем номере МЗ за этот год.

В комплексе проблем, окружающих сон младенцев, особняком стоят две:


1. Не спит, пока не укачаем;
2. Не спит в кровати, но прекрасно спит на руках у мамы.

По поводу укачивания заметим, что у детей довольно слабый вестибулярный аппарат (орган равновесия). При качании быстро возникает ощущение головокружения, а в некоторых случаях ребенок просто теряет сознание. На народном языке это называется "укачали". Малыша, привыкшего к качанию, отучить довольно сложно. Понятно, что лучше не начинать, поскольку укачивание не очень полезно для ребенка и не очень приятно для его родственников.

Особый вопрос - сон на руках. С точки зрения Природы, новорожденный человеческий детеныш неразлучен с матерью. Не может дикая человеческая самка оставить малыша одного и уйти. Описанная взаимосвязь реализуется в виде конкретного инстинкта - не ощущая рядом ничего крупного и теплого, ребенок испытывает инстинктивный страх и призывно орет. Взяли на руки - инстинкт реализовался - малыш замолчал.

Выраженность описанного инстинкта у детей разная, отсюда и разная острота проблемы сна на руках у взрослых. Но главное в другом - не находя реализации инстинкт угасает. Поэтому, сутками просиживая с ребенком на руках, - лишь бы в доме было тихо - родители лишь поддерживают инстинкт, замыкая порочный круг. Надо потерпеть - иногда достаточно одного-двух дней, иногда недели, тут уж как кому повезет. Важно лишь быть уверенным в том, что именно инстинктивные страхи являются первопричиной детских воплей. Убедиться в этом, кстати, совсем не сложно - ни одна болячка не пройдет только оттого, что ребенка взяли на руки. Так что если дитя пищит и на руках и в кровати - ищите болезни или неудовлетворенные желания (т.е. хочет, но не может - поесть, попить, пописать, покакать и т.д.), но если на руках молчит, а в кровати орет - наберитесь терпения.

И в заключение подчеркнем: здоровый ребенок, который нормально развивается, сам знает, сколько ему надо спать. Неправильно будить малыша только потому, что, по мнению родителей, ему пора заниматься чем-то другим - есть, например. Для нормального развития и нормального здоровья сон имеет не меньшее значение, чем еда.

Сон здоровых детей

Ни одно руководство по воспитанию детей не обходится без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать - сколько раз и сколько часов. Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической регламентации образа жизни, автор, тем не менее, считает своим долгом привести некие средние значения рекомендуемых параметров.

От 1-го до1,5 лет: количество периодов дневного сна - 2 (1-й - 2 - 2,5 ч, 2-й - 1,5 ч); ночной сон - 10-11 ч;

От 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна - 1, его продолжительность - 2,5 - 3 ч; ночной сон - 10-11 ч;

2 - 3 года: 1 дневной сон продолжительностью 2 - 2,5 ч; ночной сон - 10-11 ч;

В дальнейшем - до 7 лет - рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч) ночной сон 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью - не менее 8 - 9 ч.

Отдав долг "нормам" рассмотрим конкретные проблемы.

Все, что было выше написано про детскую комнату, не имеет возрастной специфики - в любом возрасте оптимальна температура около 18-20°, в любом возрасте не желательны накопители пыли.

С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется достаточно простым - сон должен создавать условия, для адекватного бодрствования после пробуждения. Практическая реализация этого весьма незамысловатого положения окружена проблемами, больше относящимися к другим наукам (педагогике, социологии) - естественно, когда человек спит не потому, что спать пора, а потому, что спать хочется. Естественно просыпаться не потому, что так надо, а потому что выспался. Но правила человеческого общежития не могут (именно не могут, а не не хотят) учитывать эти биологические "фокусы".

Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по особым ритмам (суточным, сезонным, годовым) определяющим потребность и соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время, необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияют множество факторов - упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние здоровья, образ жизни.

Каждому известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные нагрузки сну препятствуют.

Основная родительская проблема - "не хочу спать". Подход к ее решению во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать простое правило: если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет.

Отмечу, что родительский лозунг "пора спать" может быть продиктован интересами самих родителей - папа хочет спать, или, как вариант, папа хочет маму, а комната всего одна. Указанная проблема не может быть решена посредством советов врача-педиатра.

Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой "не уложишь не поднимешь". Влияющие на нее факторы во многом поддаются контролю. Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны, поскольку определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не вызывающее сомнения деление человеческих особей на "жаворонков" и "сов").

Рациональных способов борьбы с детским "спать не хочу" три.

Способ первый. Увеличение физических нагрузок - спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.

Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам, - по крайней мере, не желательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление.

Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в принципе. Учет стремления детей к копированию взрослых. Тема "пора спать" вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания уделяется в семье времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы, чем громче и строже звучит распоряжение: - отправляйся в постель, - тем больше возникает проблем.

Теперь рассмотрим некоторые нарушения сна, имеющие место у абсолютно здоровых детей.

Часто просыпаются с чувством жажды. Основная причина (99%) - нарушение главного правила детского сна - чистая прохладная детская комната. Пересыхают слизистые оболочки, причины понятны (тепло, сухо, обогреватели, ковры, пыль). Если вовремя не изменить физические параметры детской комнаты "ночное питье" закрепляется в виде рефлекса.

Скрежетание зубами во сне. В народных массах нет расхождений при ответе на вопрос о причине этого явления. Абсолютно всем хорошо известно: "коль дитя скрипит зубами - значит, мается глистами". Сие положение, не находит однако, подтверждения. У скрипящих зубами глисты, конечно, встречаются, но не чаще чем у других, зубами не скрипящих. Ни врачи, ни ученые-физиологи, много лет изучающие сон, не знают из-за чего это происходят, но в одном убеждены точно - это не болезнь, это со временем проходит, хотя два отрицательных момента есть - не слишком приятно с эстетический точки зрения и вполне реальная возможность повреждения зубов.

Существует теория, согласно которой причина скрежетания во сне зубами - рудиментарный (т.е. недоразвитый, остаточный) рефлекс, аналогичный рефлексам животных, который таким образом точат себе зубы.

Ночное недержание мочи или энурез. Это весьма неприятное явление имеет место у 10% детей. Существуют десятки способов фармакологической и психотерапевтической коррекции этого явления. Ни один из этих способов не является абсолютно эффективным, хотя отдельные методики у отдельных детей приводят к прекрасным результатам. Врачам причины энуреза до сих пор не известны. Предполагают, что в созревающем мозге иногда формируется особый очаг, который в определенной фазе сна запускает рефлекс опорожнения мочевого пузыря. Поскольку речь идет именно о созревающем мозге, энурез рано или поздно прекращается.

Ночные страхи. Наиболее часто имеют место в возрасте 3 - 8 лет и в периоде полового созревания. Особой опасности не представляют, но их частота и выраженность во многом зависят от психологической атмосферы в семье и от элементарного здравого смысла родителей. Страшные сказочки перед сном, телевизионные ужастики, рассказы про деда Бабая и про непослушного мальчика, которого утащил злой собака-Барбос. Индивидуальная детская комната увеличивает вероятность ночных страхов - вместе с родителями спать поспокойнее.

В то же время страхи на этапе отхода ко сну (боязнь темноты, тишины, шума ветра за окном) требуют уважительного к себе отношения. Ни в коем случае не высмеивать, может быть и посидеть рядышком, пока не уснет.

Важнейшим правилом, регламентирующим отношение родителей к любым детским ночным проблемам, является максимально возможная доброжелательность.

Чтобы не делал ребенок во сне, - скрипел зубами, мочился в постель, ходил, разговаривал, храпел-сопел - он этого не делал. Это был не он, думающая часть детских мозгов не имела никакого отношения ко всем вышеописанным процессам. Еще раз напомню: самые-пресамые специалисты до сих пор не могут понять, что такое сон и для чего надо спать. Все во сне происходящее во многом остается тайной за семью печатями, и ругать ребенка за мокрую постель, по меньшей мере, неразумно.

Сон и болезни

Сон ребенка любого возраста является одним из важнейших критериев состояния здоровья.

Любые существенные отклонения от режима сна - внезапное пробуждение в необычное время и особенно (!) желание спать в необычное время, являются весьма тревожным признаком и требуют особой бдительности со стороны родителей - измерить температуру тела, пораспрашивать (болит-не болит), лишний раз проснуться ночью - посмотреть, потрогать лобик.

Следует помнить, что сонливость типичное проявление высокой температуры тела и критического дефицита жидкости в организме.

Если врачебные назначения не могут быть выполнены из-за сонливости (не пьет жидкость, не хочет глотать лекарства) - это однозначное показание к немедленной госпитализации.

Во время любой болезни, но особенно при острых респираторных заболеваниях, первостепенное внимание должно уделяться детской комнате. Факторы, рассматриваемые нами в качестве желательных для ребенка здорового, становятся обязательными при развитии болезней.

Любая респираторная вирусная инфекция сопровождается повышенным образованием слизи на всем протяжении дыхательных путей - от слизистой оболочки носа, до бронхов. Высыхание этой слизи - важнейший фактор риска, многократно повышающий риск бактериальных осложнений. Скопление и высыхание слизи во время сна более вероятно (более душно, ребенок не двигается и не пьет). Отсюда обязательное условие сна больного ребенка: теплая одежда, но чистый, прохладный и влажный воздух. В течение дня многократная влажная уборка.

Некоторые, хотя и вполне очевидные моменты, касаются ночных действий родителей при детских болезнях. Не закрывать дверь в детскую комнату, быть рядом, напоить, переодеть, успокоить, лишний раз измерить температуру.

В целом режим сна больного ребенка может меняться самым существенным образом - смещаются привычные часы сна, изменяется (как правило, удлиняется) их продолжительность. Это вполне естественно, но важнее другое - восстановление обычного режима сна является важнейшим признаком выздоровления.