Приключения ТинтинаСтивен Спилберг годами снимал «Индиану Джонса» и не знал, что в основных сюжетных ходах копирует комиксы бельгийского художника Эрже про отважного репортёра Тинтина. Потом он об этом узнал, посмотрел, почитал и полюбил. Результат: «Индиана Джонс» - отыгранная фигура, теперь Стивен Спилберг снимает фильмы в цифровом формате о приключениях бравого репортёра и его друга, пропойцы-капитана, вокруг которого всё и завертелось.

Из этого печального зачина понятно, что сия масштабная экранизация комиксов не принесёт свежей и глубокой мысли ни в мировой кинематограф, ни в головы зрителей. Налицо душераздирающе предсказуемые сюжетные повороты и навязшие в зубах нескладухи, умильно-бодрая мораль из разряда «Никому не позволяй считать себя неудачником, сынок! Кончай излучать негатив, начни излучать позитив! Бейся и добейся!», животные – друзья человека, громы и молнии, дым и пламя, тайные-претайные символы, погони на пароходах, танках, мотоциклах, верблюдах и гидропланах, драки и катастрофы на море, драки и катастрофы в городе, драки и катастрофы в промзоне, горящая пороховая дорожка, мучительно долго бегущая к бочкам, корпус океанского лайнера, разрезающий хрупкую шлюпку…

Теперь о том, ради чего на Тинтина стоит посмотреть. Это очень хорошо сделано. По-настоящему динамично. Захватывающе. С хорошей музыкой. С потрясающей оцифрованной картинкой («до чего техника дошла!» - только и вертелось у меня в голове первые пятнадцать минут фильма). И дети – они ведь ещё могут не знать, что здесь штамп на штампе сидит и штампом погоняет. Им понравится. Они скажут: «Ух ты, здорово!» -- или как там привыкли говорить наши дети. А потом забудут, потому что, как это ни странно, экранные катастрофы, какими бы натуралистичными они ни были, забываются очень быстро. Но всё-таки дети, несомненно, приятно проведут вечер. И будут под присмотром родителей.

А если этого мало? Если хочется из красивой комиксовой экранизации о поисках каких-то бешеных тонн золота извлечь всего лишь одну крохотную, но живую крупинку? Возможно ли это?

В общем, да, наверное. Посмотрите на фигуру капитана-пропойцы. Каждый раз, как он бывает не в силах совладать со своей иссушающей жаждой, происходит нечто ужасное, на грани непоправимого. Это сделано смешно, конечно. Но всё же достаточно убедительно, чтобы поговорить с детьми о вреде алкоголя, если есть желание об этом поговорить. Хотя сама идея тоже далеко не нова. Мне она почему-то напомнила наш фильм «Кин-дза-дза», сцену, где, при торможении на орбите Альфы, пепелацу не удаётся затормозить, потому что герой Евгения Леонова выпил всю тормозную жидкость… Вот, вспомнила, и захотелось показать ребёнку советский фильм: может, в этом и был великий смысл просмотра крутых американских комиксов? Хотя если объективно, то ей пока рановато ещё: в нашем фильме мало динамики, но много глубоких смыслов, находить которые – отдельное наслаждение. Это фильм для людей, осознавших себя взрослыми.

Интересно ли взрослым смотреть на приключения Тинтина? По правде сказать, я очень затрудняюсь определить целевую аудиторию этого фильма по возрасту. Главный герой сделан подчёркнуто неопределённо: не поймёшь, то ли ему пятнадцать лет, а то ли все тридцать. Ужасов там не больше, чем в «Трёх мушкетёрах», а вот сказочных условностей и натянутостей сюжета больше на несколько порядков. Всё-таки, с техническим прогрессом кинематограф всё дальше уходит от реальности. И можно подумать, что взрослым пора бы уж пресытиться штампами и катастрофами. Но в зале смеялись – по-хорошему так смеялись, без сарказма. Значит, понравилось. Значит, имеет смысл посмотреть, приятно провести время вместе с детьми. А потом всё-таки поговорить. Или забыть. И то, и другое неплохо.