«Учу свою дочь быть практичнее, а она – добрая душа – все никак не научится, - сетовала на свою четырехлетнюю Настю ее мама, - готова отдать последнее, поделиться чем угодно и с кем угодно». «О, так это же очень хорошо, - похвалила девочку подруга ее мамы, - большинство детей ни за что не отдадут другому свою игрушку, я и сама долго учила свою дочь делиться». «Что же в этом хорошего? - Настаивала мама Насти, - в наше время быть такой добродушной нельзя, нужно думать только о себе и своем благополучии, потому что люди вокруг злые, каждый сам за себя».

Время у нас действительно сложное. Появляются новые стандарты, новые понятия, подчас полностью противоречащие тем, что были раньше. Родителям, желающим воспитать в своих детях все самые полезные для будущей жизни черты характера, порой приходится задумываться, что важнее привить малышу: искренность или скрытность, доброту или хитрость.

Мамы хвалят своих детей за изворотливость, смеются над тем, как их чада ругаются «по-взрослому». Нам кажется пережитком прошлого наставления типа: «Уступайте старшим место в транспорте», «Помогите бабушке донести сумку». Подрастающее поколение мыслит иначе: «Кто первый встал – того и тапки», «Не справляешься с трудностью – заплати и тебе помогут».

Мало кто из родителей задумывается над тем, как их подросший ребенок будет относиться к ним, во сколько лет слова мамы и папы потеряют для него авторитет, в каком возрасте он вовсе перестанет их слушаться и начнет жить так, как ему будет угодно. А между тем, как мы научим детей вести себя с окружающими, так наши чада будут вести себя и с нами. Мудрый царь Соломон сказал: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». В чем мы наставляем своих детей? Чем они будут руководиться всю свою жизнь?

Быть добрым опасно?


Некоторым людям может показаться, что проявление доброты – это признак слабости, а потому современным детям, а тем более, мальчикам, эти сантименты ни к чему. Кто-то и вовсе считает сердечную доброту опасным свойством характера: ведь так можно и без последней рубахи остаться, если всех жалеть, да со всеми делиться.

Однако, оказавшись в трудной ситуации, мы молим Бога о добрых людях, способных помочь нам, поддержать, справиться с проблемой. Нам нравится, когда к нам относятся с уважением, мы хотим, чтобы и наши дети проявляли в отношениях с нами доброту. Можно ли приучить ребенка быть одним с родителями и другим со всеми остальными? Пройдет ли по-настоящему добрый человек мимо нужды, останется ли равнодушным и безучастным, когда будет требоваться его помощь?

Доброе сердце представляется чем-то опасным лишь для тех, у кого его нет. Русская пословица гласит: «Злой не верит, что есть добрые люди». Тому, кто сам никогда не стремился делать доброе, это кажется чем-то скучным, невыгодным, неудобным и страшно трудным. Потому все чаще мы слышим грубость и ругательства в общественных местах: люди не хотят и боятся уступить другому, что-то объяснить без оскорблений и криков, извиниться, если это нужно.

Расскажите о проблеме


Добро от равнодушия и зла отличить легко. То, как бы вы хотели, чтобы к вам относились люди – это есть добро. Каждый раз, решив пройти мимо нуждающегося человека, или начав громкие разборки в очереди, спросите себя: «Хочу ли я, чтобы другие люди относились ко мне точно также?» Никто не желает себе зла.

Расскажите вашему ребенку о том, что такое добро и что такое зло, «что такое хорошо и что такое плохо» в отношениях с людьми. Приведите примеры из жизни, придумайте истории о том, как люди делают добро и зло. Задавайте вопросы после своих рассказов: кто из героев сделал правильно? Кто был злым? Как делать нельзя?

Дайте ребенку четкое определение характерных поступков добра и зла. Вспомните недавние случаи из жизни малыша, где проявились добро или зло.

Расскажите своему чаду о последствиях доброго и злого отношения к людям, о принципе «что посеешь, то и пожнешь». С малого возраста человек должен осознавать, что просто так ничего не проходит: если мы делаем зло, односторонним оно никогда не останется – вернется к нам же. Если мы грубы, неуважительны, унижаем других людей, надо ожидать, что все это придет и в нашу жизнь. Доброе же отношение к окружающим обернется благом для нас самих. Мы можем даже не ожидать того, насколько наше хорошее поведение благотворно повлияет не только на окружающих, но и на нас. Помимо возвращения к нам нашего же добра, поведайте малышу о том, как легко поднять себе настроение на весь день, сделав приятное другому, оказав даже самую небольшую помощь.

Если вы верите в Бога, в первую очередь ребенок должен знать, что верующий человек призван делать добро. Это остается актуальным даже тогда, когда нам делают плохо: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство, напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны…» - говорит Библия. Добрые дела – это проверка на искренность нашей веры, на ее истинность. Поступать так, как призывает Библия – удел сильных людей, способных увидеть момент, когда зло подступает к сердцу и не дать ему завладеть им, противостать ему своим добрым отношением к обидчику. Мудрец сказал: «Кроткий ответ отвращает гнев…» и «Благоразумие делает человека медленным на гнев…»

Покажите нуждающихся


Кто из нас не нуждается в добре: в любви, прощении, поддержке? Если именно сейчас мы бодры и полны сил, это не значит, что так будет постоянно. Придет момент, когда мы окажемся в числе тех, кому будет необходимо плечо друга, помощь ближнего.

У каждого этот момент может быть своим, мы по-разному остро ощущаем свою слабость то в одной сфере, то в другой, поэтому неправильным будет поставить в ряд нуждающихся только нищих, просящих милостыню, и стариков с тяжелыми сумками.

Объясните ребенку, что каждый из нас может оказаться в обстоятельствах, подобных тем, что оказалась эта бабуля, боящаяся перейти оживленную улицу и растерянно стоящая около пешеходного перехода. И не обязательно это будет именно такая ситуация – возможно, что-то похожее, или совсем не такое, но необходимость в помощи добрых людей останется именно такой.

Откройте в интернете странички, где рассказывается о брошенных детях. Наши малыши должны знать реальность жизни, важно, чтобы они понимали, что не всем ребятишкам выпало счастье жить в семье с хорошими родителями. Это поможет по-новому оценить свое положение и проникнуться сочувствием к сиротам.

В общественном транспорте, на вокзалах и в других местах часто можно встретить людей, просящих милостыню. Сегодня это могут быть не только бомжи, но и молодые люди, сидящие в инвалидном кресле, женщины с грудными детьми и т.п. Учите ребенка быть сострадательным к таким людям.

Подайте пример


Ничто лучше не научит наших малышей творить добро, чем родительский пример. На детей влияет наше поведение сильнее наших слов. Нам кажется, что они заняты своим делом, не видят и не слышат нас, или, когда мы находимся с ними в обществе, они увлечены разглядыванием какого-то предмета, тем не менее, все это время они внимательно наблюдают за всем, что мы скажем и сделаем. Они впитывают как губка все наши добрые и дурные поступки, синтезируя в своей голове все увиденное и услышанное и делая свои выводы.

Многие родители не задумываются о том, каковы будут последствия их недоброго поведения по отношению к окружающим. Не важно, чужой человек или свой: если мы способны сгоряча сделать или сказать что-то злое чужому, то придет время, когда мы направим свой гнев и на своего. Дети тем временем учатся: когда кто-то встал вне очереди впереди тебя, нужно громко обругать этого человека и указать ему на конец очереди. Если в общественном транспорте ты заплатил за себя, не важно, кому рядом с тобой не хватит места: старику, беременной или ребенку, даже, если можно чуть-чуть подвинуться и предложить присесть на краешек – я заплатил первый, я и сижу.

Покажите малышу на личном примере, что в мире не «каждый сам за себя». Реагируйте тактично на грубость и наглость, замечайте рядом с собой стариков, больных, просто нуждающихся в вашей помощи, в совете. Например, в магазине, выбирая продукты, мы часто встречаем людей, долго стоящих над каким-то товаром. Если вы уже покупали его и что-то можете сказать о нем, посоветуйте, брать или не брать его и почему. Это, казалось бы, пустяшная мелочь, однако, и это доброе дело. Ваш ребенок должен видеть и быть уверен в том, что его родители добрые.

Инициируйте детей творить добро


Всегда есть такие ситуации, где можно на практике научить ребенка оказать помощь, поступить правильно по отношению к ближнему.

На детской площадке во время конфликта в песочнице из-за игрушки учите малыша не кричать и всеми силами отвоевывать, а идти на контакт. Если невозможно поделиться своей вещью, объясните, как нужно разговаривать с обидчиком. Скажите, что зло никогда не остановить злом. Почитайте сказки и рассказы на тему «зло побеждается добром».

Когда вы проходите мимо нищих, просящих милостыню, дайте ребенку копеечку, чтобы он сам подал нуждающемуся.

Накануне чудесных зимних праздников открывается отличная возможность стать для кого-то «Дедом Морозом». В каждом городе есть дома престарелых, детские дома, приюты и просто бедные семьи, которые будут очень рады принять от вашей семьи даже самый простой подарок, который вы соберете с ребенком.

Возможно, вы найдете в вашем городе пункт приема вещей и игрушек для нуждающихся. Соберите все из чего «вырос» ваш малыш и вместе с ним отнесите туда.

В общественном транспорте предложите малышу подвинуться (дети обычно занимают гораздо меньше места на сиденье, чем взрослые) и позволить присесть стоящему рядом человеку. Даже если сидеть будет тесновато, мотивируйте ребенка тем, что он делает доброе дело, а это главное в данной ситуации.

Наши бабушки говорили: «Учись доброму, так худое на ум не пойдет». Если вы хотите видеть своих детей целостными личностями, способными на подвиг, увлекающимися стоящими вещами и серьезно подходящих к жизни – учите их добру с малых лет.