Есть мнение, что в маленьком ребенке столько всего своего собственного, что ничего уже не «перезаложишь». Примером этого суждения служат нормальные дети людей, пристрастных к алкоголю. Действительно, ребенок ежедневно видит перед собой праздных дурно выглядящих, вонючих, орущих, дерущихся и деградирующих родителей. А сам при этом может «выбиться в люди» и даже не пить совсем, впечатлившись в детстве этой картиной жизни. Попробуем разобраться, так ли это.
По статистике, у 70% детей алкоголиков формируются навязчивые пристрастия к алкоголю, работе, еде, сексу, лекарствам, азартным играм, а около половины из них вступает в брак с алкоголиком. Вероятность самому стать алкоголиком, у детей, выросших с родителями алкоголиками, увеличена в 4 раза.
Однако, действительно, встречаются дети, которые рано взрослеют и становятся в такой семье «старшими», берут заботу о себе и родителях в свои руки. Их процент очень мал.
Теперь представим, что с таким ребенком полноценно занимаются. С ним говорят на хорошем русском языке, читают книги и отвечают на его вопросы, вместе с ребенком ходят в походы, цирк и на музыкальные представления, стараются привить ему привычку к порядку, правильному поведению в обществе, вводят его в мир искусства, учат читать и декламировать стихи. Ребенок что-то потеряет от этого? По крайней мере, он будет чувствовать себя нужным, любимым родителями, уверенным в себе и своих силах, наконец-то счастливым, у него сформируется программа поведения со своими детьми.
Точно так же, как врожденные данные – отличный оперный голос. Если его не поставить, не заниматься с хорошими педагогами, а вообще оставить как есть, то ребенок, конечно, будет петь, но явно хуже, чем при должном внимании к нему.
Любые исходные данные, заложенные в человеке, можно улучшить, замедлить или ухудшить. К сожалению, в реальной жизни нет возможности «прокрутить пленку» и узнать, как сложилась бы жизнь одного малыша при разных родителях и разных созданных ими обстоятельствах.
Две сестры
У моей подруги есть две племянницы одного возраста. Я встречаю их на ее дне рождения.
Первая, назовем ее Анна, единственный ребенок в семье, родители поженились, будучи еще студентами. Когда я впервые увидела ее, то удивилась про себя ее некрасивости: она была очень неуклюжа, кривонога, ее огромный рот с широкими зубами извергал грубый обрывистый рев. Вторая, назовем ее Вероника, напротив, располагала к себе: ровные белые кудряшки обрамляли ее лицо, большие голубые глаза смотрели с детской наивностью, аккуратненький ротик бантиком кокетливо сжимался в улыбке. Она была долгожданным ребенком. Конечно, Вероника была более приятной, в ней угадывались задатки привлекательной женщины. Но она еще совсем маленькая, ей всего полтора года.
Мы встретились, когда девочкам исполнилось по 4 года. День рождения был на природе и девочки бегали вокруг большого деревянного стола на лужайке. Закончив играть в салки, они принялись ползать друг за другом на четвереньках. Им очень весело. Я заметила, как выровнялась Анечка. Ее фигура стала более равномерной, короткие ножки удачно прикрывались платьем, она больше не кричала, а лишь задорно смеялась. Вероника стала еще симпатичнее. У нее пушистые белые волосы. Девочки весело барахтались на лужайке. Взрослые общались за столом.
Родители Анечки по очереди приглядывали за ней из-за стола. Ее папа принес из дома большую коробку с игрушками. Мама Вероники сидела с отстраненным взглядом. За это время жизнь в семье Вероники изменилась. Отец, очень хотевший дочку, переменился, ребенок его не интересовал, она начал пить и задерживаться по вечерам. Мама ушла в себя. Ее настолько захватили личные переживания, что она тоже охладела к прелестной белокурой девочке. Ее воспитанием занималась бабушка. Даже за столом Вероника сидела рядом с любящей бабулей, а не родной мамой.
Девочки вытащили из ящика с игрушками коробочку с детскими украшениями. Одев на себя все, что имелось в волшебной коробке, они стали кружиться в танце по лужайке. Этого им показалось мало, и они пошли хвастаться своими драгоценностями перед взрослыми. Анечка протянула перед мамой свои черные пыльные ручки с разноцветными кольцами. С восторгом посмотрела на маму и выдохнула:
-Мамочка, правда, так очень красиво?
-Нет.- Тихо ответила мама.
-Почему? - удивилась Аня, разглядывая все десять колечек.
-Посмотри. - Так же тихо продолжила ее мама и показала дочке свою руку - У всех чистые руки. Если ты вымоешь свои, то будет очень красиво. А так как сейчас - никому не понравится.
Затем молодая женщина наклонилась к дочке и что-то неслышно сказала ей. Они вместе прошли в дом и вернулись с чистыми руками.
Вероника стояла одна на лужайке, сверкая украшениями, как маленькая елочка. Она не подошла к столу. Позже я заметила, как плохо она разговаривает в свои четыре года. Не то чтобы она картавила или не выговаривала какие-то буквы. Нет, ее речь практически невозможно было разобрать. Она либо молчала, либо что-то пыталась сказать бабушке, но и та с трудом понимала.
Сейчас девочки ходят в школу и по-прежнему любят играть на лужайке у бабушки. Аня очень хорошо учится, ходит на различные секции. В школе она часто выступает на концертах, т.к. у нее развита способность запоминать стихи и песни. Родители много читали ей, разговаривали, развивали музыкальный слух. С пяти лет она сама свободно читает книги. Родители уделяли внимание развитию бытовых навыков, выезжали на природу. Вероника тоже ходит в школу, разговаривает и читает. Ее родители по-прежнему не могут наладить свою семейную жизнь.
На мой взгляд, если вводить понятие «качества жизни», то Аня живет более интересной и счастливой жизнью, чем Вероника. Для меня интереснее в общении тоже Аня, хотя от рождения ей было дано даже меньше, чем Веронике.
Все родители хотят счастья своим детям, хотят дать им лучшее. Так почему же не дать им «багаж» знаний, умение разбираться в разных жизненных ситуациях, правильно вести себя с окружающими, иметь полезное хобби, которое пригодится им во взрослой жизни.
Как нет лекарства от всех болезней, так нет и кратких четких советов подходящих для всех родителей. Ведь все дети и родители разные. Каждый должен сам выбрать для себя приемлемый способ воспитания своего малыша.