Когда будете листать театральную афишу в поисках спектакля для души и сердца, остановите свой выбор на незатейливом названии «Незабудки». Спектакль по пьесе Л. Улицкой «Мой внук Вениамин» идет на подмостках театра на «У Никитских ворот».

Театр камерный, рассчитан на 68 мест. Зрители настолько близко сидят от сцены, что видно, какими нитками подшита тюль на окне. А какое счастье разглядывать выражения лиц актеров, которые от тебя на расстоянии «вытянутой руки»! И выходя из зала, приходится наклоняться, чтобы не задеть театральный реквизит, свисающий у двери.

Помещение настолько компактно, что не ощущаешь себя в театре, а чувствуешь соседом по коммуналке, заглянувшим в распахнутые двери. Мы - невидимые свидетели «отдельной истории об отдельных людях» (Л. Улицкая).

В пьесе - четыре актера. Это число оптимально для крошечной сцены. Декорация во время спектакля не меняется, да и она не нужна. Она лишь чуть обозначила тот временной отрезок, когда разворачивается предложенная нам история. Подобный сюжет мог иметь место в конце восьмидесятых, (когда была написана пьеса), мог случиться и в наше время.

На первый взгляд кажется, что тема спектакля «Что такое еврейская мама и что с этим делать?» Ответ: «С этим ничего поделать нельзя. Это факт. Это явление». Помните анекдот: «Чем отличается еврейская мама от арабского террориста? — С террористом можно договориться».
Но это на первый взгляд…

Действующие лица


Людмила Улицкая так представляет действующих лиц:

Эсфирь Львовна
«Жестоковыйный народ» — сказано про ее породу. Темперамент полководца, вдохновение, артистизм. Убеждена, что ей дано нечто, в чем отказано всем остальным. Самопожертвованию ее нет границ. Деспотизму — тоже. Автора при столкновении с нею не раз душили порывы с трудом сдерживаемой ярости. И восхищения — тоже. Она — последняя местечковая еврейка.

Елизавета Яковлевна
Бездетная акушерка. Кто не понимает — объясню: это умирающий от жажды разносчик воды. Жертва ее отвергнута. Когда такой человек обижен и оскорблен, он становится Каином. Когда смирен и тих — Елизаветой Яковлевной.

Сонечка
Огромные светлые глаза овцы. Овечка. Идет, куда ведут. Послушна и кротка. Между добром и злом едва ли различает. Обижать таких стыдно и скучно. Она — сосуд. Личности в ней почти нет.

Витя
Проходит действительную службу в рядах Советской Армии. Член комитета ВЛКСМ. Проявил себя как хороший товарищ и принципиальный человек.

Спектакль - Незабудки

Кто-то из великих писал, что не надо придумывать сюжет, нужно писать характеры, тогда и родится пьеса. И представленные выше персонажи настолько ярки и самобытны, что действие рождается самостоятельно. Подарите жизнь героям, и они подарят вам пьесу.

Добавьте к столь колоритным личностям изумительную актерскую игру, получится то, что называют спектаклем - событием.

Актеры


На роль Лизы была приглашена заслуженная артистка России Екатерина Аркадьевна Райкина, Фиру (Эсфирь) играет народная артистка Латвии - Райна Борисовна Праудина. Грешно говорить, что актеры играют, они проживают свою роль. И молодая актриса, играющая Соню, настолько вжилась в свою роль, что еще долго не могла выйти из амплуа и продолжала всхлипывать и утирать слезы на заключительных поклонах.

Состав неизменен, единственная роль, где меняются актрисы – это роль Сони.

Сюжет


Тема еврейской мамы не только фольклорная, она жизненная. Если разбить монологи на отдельные фразы,никто с ними не может поспорить:

Кто лучше всех знает своего ребенка? Мама
Кто желает ему счастья? Мама
Кто положит свою жизнь во имя ребенка? Мама.

Вроде бы все позитивно и направлено во благо. В результате же получается, как говорят одесситы: «Страшное дело!» Под неумолимой колесницей маминой любви рушатся жизни. Еврейская мама - это танк без тормозов, это самонаводящаяся ракета дальнего действия, атомный взрыв с многолетними последствиями.

Сюжет классичен для еврейского менталитета. Мама решила женить своего великовозрастного сынка. Она лучше него знает, что ему уже давно пора связать свою жизнь перспективного ученого узами Гименея. Она знает, какая жена ему нужна. Она не только знает, но и находит ему подобающую невесту, которая будет не только хорошей женой, но и принесет здоровое потомство. Наша героиня, Фира, преследует и национально-демографические цели, она хочет возобновить местечковые традиции, вновь объединить два старинных еврейских рода.

По сути, мама ничего плохого не делает. Она не хочет сидеть и ждать, пока сын созреет к женитьбе и не понятно на ком. Она пожилой человек, много что повидала и лучше разбирается в жизни и влюдях, чем ее сын, по маковку погруженный в науку. Вот почему она кесарю оставляет кесарево: сыну - науку, себе - решение бытовых проблем, поиск и обучение невесты.

Не будем выдавать все сюжетные перипетии. Они неожиданны и своевременны. Представьте, как сложно было режиссёру - Марку Розовскому выстроить спектакль, где одно лишь «говорение», без движений по сцене, без танцевально - музыкальных номеров, ярких костюмов и декораций. По сути, спектакль - это диалог двух пожилых еврейских женщин.А как задевает и выворачивает душу! Ходишь оглушенным. И не хочется даже анализировать составляющие этой «оглушенности». Желание одно – не расплескать впечатление от увиденного и услышанного, как можно дольше оставаться в этом. Может, именно это и называют большим искусством?

Спектакль настолько жизнен и понятен, мотивирован каждым участником этого квартета, что хотелось сидеть, смотреть, слушать без конца. Вот она - наша жизнь, не в зале, а на сцене.

Добавьте к этому местечковый еврейский говорок, еврейские напевы и песни, идущие ненавязчивым аудирядом. А ужимки, жесты, пластика движений! Глаз радуется, душа поет, руки неистово хлопают в финальной сцене.

И оказывается, что спектакль о вечном, о любви. Главная героиня живет так, как пел В. Высоцкий: «Я люблю, и значит, я живу!»

Все пропитано любовью, каждый побудительный мотив наполнен ею. Главной героине любовь нужна как воздух, она не может жить не любя. И ее любовь намного шире, чем чувства между женщиной и мужчиной. Она всеобъемлюща. Она любит все, что ее окружает, к чему прикасаются ее руки, вплоть до бытовых мелочей. Фира так и говорит: «Люблю, когда все красиво, люблю, когда за столом собирается много народа, люблю одевать людей, люблю…»

Когда Эсфирь понимает, что сын в ней уже не нуждается, она начинает любить девушку, которая оказалась рядом, и русского солдата, который случайно затесался в привычный уклад жизни и будущего внука, который по крови ей вовсе не внук. И любовь дает ей смысл жизни, и силу и веру, и надежду на то, что все будет хорошо.

Послевкусие


Хороший спектакль, как и любое истинное произведение искусства, дарит не только приятное послевкусие, но и рождает клубок вопросов, воспоминаний, недосказано - непроговорённых фраз, обрывки ассоциаций… Спектакль продолжает в тебе жить.

А, какая она, идеальная мама? Та, которая тотально растворяется в своем ребенке?
И безоговорочно верует в гениальность и богоизбранность своего чада? А может быть та, которая может вовремя отойти в сторону и дать свободу ребенку? Где та золотая середина, когда тебе хорошо и твоему ребенку тоже хорошо? Может быть идеальная мама, все дающая и ничего не требующая взамен? Но не вырастет ли ребенок эгоистом? Как строить отношения с уже выросшим ребенком, сохранив тесный душевный контакт и не вламываясь локтями в его уже взрослую самостоятельную жизнь?

Спектакль нужно посмотреть не только потому, что он изумителен, но и потому, чтобы вновь задуматься: «Какая я мама?»

Фото с сайта театра: http://www.teatrunikitskihvorot.ru/all_spe...i.htm