Ребенок, помимо агрессии, страха, откровенного антиэстетизма, получает ложную и очень опасную информацию об "устройстве мира".
За последнее десятилетие вместе с изменением социально-политической системы вРоссии произошло одно изменение, на которое взрослые, в силу этой самой своейвзрослости, не обратили должного внимания. Коренным образом изменился мирребенка. Родители, дедушки и бабушки современных детей появились на свет, когдамир детства был в основном таким же, как сто, двести, и тысячу лет назад. И вбедных, и в богатых семьях детей любили, им отдавали самое лучшее,рассказывали добрые сказки, ограждали от трудностей и проблем взрослого мира.
А мир этот казался детямудивительным и загадочным. В него хотелось поскорее попасть.
"Вот когда явырасту..." — этими словами начиналась греза о будущей жизникаждого мальчишки и каждой девчонки. О жизни, которая не могла быть никакой иной, как толькопрекрасной...
Ведь взрослый человек все знаети все умеет. Милиционер был добрым и очень высоким. Все знали его по имени. Этобыл дядя Степа. Он и через дорогу переведет, и домой приведет, еслизаблудишься. А если — не дай Бог — в доме пожар, так и из огня вытащит...
Взрослые ходили на работу. И все знали, что всякая работа важна, нужна ипочетна. "Папы всякие нужны",будь он военный, слесарь, пожарник, инженер или кабинетный ученый...
По воскресеньям детей водили в кино. Это былмир героев сказок или ребят, которые старались перещеголять друг друга висполнении детских добродетелей: помочь одинокой старушке, двоечнику,позорящему класс, урезонить драчуна и грубияна...
Добродетели были наивны и милы, а пороки вовсене страшными. Хулиган был нелепой аномалией, затесавшейся в чудную компанию.Перевоспитать его не стоило большого труда. Ведь он, бедняга, полагал, чтохулиганом быть эффектно и выгодно. Нужно было лишь доказать ему его неправоту.Лучше всего это удавалось красивой отличнице. Несколько уроков презрительногоневнимания и хулиган на глазах превращался в лучшего математика в классе илучшего спортсмена во всем городе.
Но вершиной блаженства были"мультики". Это был мир воплощенной красоты очаровательных белочек сдлинными ресницами и пушистыми хвостами, трогательных зайчат, трудолюбивыхбобров, мудрых оленей, сильных и добрых медведей, всегда готовых придти навыручку слабым.
В этом сказочном мире злодеи —волки и лисы всегда оказывались посрамленными и наказанными.
Они были жалкими и нелепыми существами на фонеторжествующего дружного и веселого братства милых зверушек.
Их голоса были похожи на голоса любимых сестер и братьев.Рисованные старики и старухи говорили ласковыми голосами родных бабушек и дедушек.
Никому и в голову не приходило, что трусливого и хвастливогозайчонка может по-настоящему съесть серый разбойник-волк. Единственнымперсонажем, наказанным за свою самонадеянность и неуважение к старшим, былКолобок. Но и его лиса ухитрилась съесть предельно деликатно, без"расчлененки" и сцен насилия.
Представить, что мультик может быть недобрым,было не возможно. Страшные персонажи, наподобие Снежной Королевы или злоймачехи-колдуньи из "Сказки о Мертвой Царевне", были не более зловещи,чем ведущая программы "Слабое звено". А Баба-Яга и Кощей Бессмертныйбыли глупы, смешны, беспомощны и совершенно не страшны. Они обязательнопроигрывали при встрече с мужеством, бесстрашием и настоящей любовью.
Не было тогда драматургов, которые быосмелились утверждать, что "ребенок должен знать правду жизни". Ажизнь была ох как далека от идеального мира кино. Взрослые дяди осиротилиполстраны, но детей все же оберегали от "правды жизни" и в самыестрашные годы...
При том, что в детском кино было много идеологических установок иморализаторства, авторы все же понимали, для кого работали.
Все дышало любовью и трогательной заботой одетях. Фильмы о хороших пионерах были наивными, глуповатыми, но добрыми. А мирмультипликационной сказки был прекрасным, наполненным тайной и чудеснымиперсонажами. А если что и было в этом мире страшного, то рядом были взрослые, которые в любой момент защитятребенка от любой беды и всякого зла.
Не случайно "белоэмигранты", (вотличие от детей комиссаров, просивших прислать им на новую родину ноты,постельное белье и все, что можно выгодно продать) просили прислать для своихдетей и внуков советские мультфильмы.
И вдруг, в одночасье, взрослые дяди и тетиопрокинули и осквернили этот чудный мир. В него ворвались вампиры, демоны, злодеи всех мастей. Зверушки измилых тварей превратились в чудищ, убивающих и пожирающих друг друга. Онизаговорили грубыми голосами уличных хулиганов, обрели повадки и манеры отпетойшпаны.
Одновременно на всех каналах помногу часов в день страшные монстры стали кричать: "Я убью тебя!"
— Нет, это я тебяубью! — ответили им такие жемонстры, которые по замыслу создателей должны были восприниматься какположительные герои.
А за окном с подобными криками сталиноситься по двору друг за другом мальчишки.
И угрозы эти оказались не пустыми...
С каждым месяцем растет число убитых своимисверстниками детей. Убитых безо всяких на то причин. Просто забавы ради. Этопродолжается только что увиденный сериал, только что прерванная компьютернаяигра, в которой нужно убивать всех подряд. Иди - и стреляй. Чем больше убьешь,тем больше очков. Вот, ты уже набрал их больше, чем три приятеля вместе взятые.Ты герой! Ты лучше других. Теперь иди и продолжай делать то, что делал с компьютеромс соседскими мальчишками...
А многим родителям невдомек, что у детей до семилетнего возраставиртуальный и реальный миры абсолютно тождественны... Они просто не умеютотличать того, что им показывают по телевизору, от того, что происходит запределами экрана. Но на экране все интереснее и динамичнее, чем в жизни. Мирзла страшен, но притягателен. Дети, не обученные отличать добро от зла,начинают вести себя, как экранные герои.
Девятилетнюю девочку спрашивают, почему она ударила ножом вживот соседку по парте. Та пожимает плечами и говорит, что в кино это делаютинтереснее.
— Папа, я хочу убивать! — шепчет отцу шестилетний сын. И папа идет к психиатру. Рассказывает о том, что купил"приставку", когда сыну было два года, и что каждый день ребенокпроводил по несколько часов, играя в компьютерные игры. А что делать? Ведь всезаняты.
В последний, шестой год его жизни, ребенок даже к автомобильнымгонкам охладел, а только нажимает и нажимает на электронный курок.
Папе страшно. Ни он, ни мать не могут оторвать его от компьютера.Тем, кто пытается это сделать, сын обещает, что убьет их. И глаза у него охкакие не детские...
И папа, и мама потеряли сон. Онибоятся, что сын исполнит угрозу. Они уже прочитали о том, как в Самаре дочьвыколола глаза спящему отцу за то, что он запретил ей смотреть"покемонов".
Наблюдения над семьюстами детьми, показали, что, если ребенок досеми лет проводит за компьютерными играми более часа в день, стреляя и убивая,то в его подсознании закрепляется доминанта, от которой избавиться практическиневозможно. Попав в ситуацию, сходную с компьютерной игрой, такой ребенокнепременно убьет.
Дело еще и в том, что ребенок, попавший в теле и компьютернуюзависимость, может никогда из нее не выйти. Запретительные меры вызывают в немярость и страшную агрессию. И если в такой момент родители сурово накажут его,на что ребенок не сможет адекватно ответить, то это может привести его ксамоубийству.
Детские самоубийства — это совершенно новоеявление. Пять лет назад всех потрясли самоубийства подростков. А теперь изжизни уходят дети. Экономическим фактором это явление не объяснить. Дети бедныхродителей в петлю не лезут. Уличные бродяжки борются за жизнь и мечтаютпоскорее вырасти, чтобы быть сильными. Для борьбы силы нужны.
Эти трагедии происходят вобеспеченных и очень богатых семьях, где дети перекормлены не толькоделикатесами, но и всевозможными забавами и электронными игрушками.
Эти дети не могут назвать зверушек, изображенных на картинках. Ноони знают киборга, шредера, биороботов, черепашек ниньзя. Их первой в жизниигрушкой был трансформер.
Мальчишки зацикливаются на "стрелялках", а родителям,особенно если они этим же занимаются профессионально, и в голову не приходитотвлечь их от опасной привязанности.
Многие дети, увидев ужасыи сцены насилия на экране, пытаются защититься от них. Но они не могут этогосделать. Защита происходит на бессознательном уровне. Психика не в состоянииадекватно реагировать на слишком сильный раздражитель страха, и она"выставляет" блок: перестает реагировать на страх. Психика тупеет. Наступает, так называемое "скорбное бесчувствие". Ребенок не толькоперестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживатьчужим страданиям.
Мы даже представить не можем, скольких Каевпородили телевизионные и компьютерные "агенты Снежной Королевы", сколько душ заморозили они, сколько пардетских глаз во всех городах и весях в безумном оцепенении смотрят накомпьютерные мониторы, выкладывая из виртуальных ледышек слово "ВЕЧНОСТЬ".
Эти дети не смогут нормально жить, любить, строить семью,защищать от врагов страну.
Они больны. Теле- и компьютерная зависимость убила в них интерес кжизни. Они навсегда "прописались в компьютерном виртуальномзазеркалье".
Степень поражения психикинапрямую зависит от времени, проводимого за компьютерными играми и просмотрамифильмов со сценами насилия. Чем взрослее ребенок, начавший эти опасные игры,тем больше шансов вернуть его к жизни.
Мы должны понять, что детям НЕЛЬЗЯ смотреть на насилие. Им нельзя проводить по несколькочасов в день у компьютера, стреляя и радуясь тому, что фигурка на экране ими убита.
Бегать по дворам и лесам с игрушечным автоматом, играя в"войнушку", и убивать на экране — не одно и то же.Живая игра развивает. И Миша, в которого попал Сережа, продолжает бежать идоказывать, что это он, а не Миша попал. И даже, если после словесной перепалкиони начнут мутузить друг друга, тоже большой беды не будет. Это игра живыхмальчишек.
И как она не похожа на жестокие стычки юнцов, проведших ночь винтернет-кафе...
Американский психолог Дэйвид Гроссман одним из первых в Америкедоказал, что агрессивные фильмы и игры заражают агрессией. Жестокость ианомальные действия на экране провоцируют жестокость и аномальные действия в жизни.Это заявление подтвердили многочисленные эксперименты, которые проводили такиеизвестные ученые, как Зиллман, Доннерстайн, Гербнер и самый авторитетныйевропейский психотерапевт Франкл.
63 процента из опрошенных заключенных в американских тюрьмах, утверждают, что нарушили закон, подражая телевизионным персонажам,а для 22-х процентов телевизор явилсяучителем технологий грабежа и разбоя...
Тупое сидениеу экрана, когда 90 процентов информации воспринимается глазами при почти полнойнеподвижности тела, приводит к гиподинамии, заболеваниям практически всехорганов. В первую очередь сердца, сосудов, мозга, глаз. Жесткое излучение черезэкраны мониторов тоже делает свое дело. Его вредное воздействие сказывается навсем.
Стоит понаблюдать за детьми, проводящими много времени утелевизоров и компьютеров на уроках, в спортивном зале. Они расторможены, вялы.У них нарушена реакция. Особенно это заметно во время игры в футбол илибаскетбол. Некоторые ведут себя просто, как сомнамбулы.
Мяч пролетает мимо, а онимедленно поворачиваются в его сторону.
А что происходит на школьных переменах?! Не успевает затихнуть звонок, как все пространство школыоглашается криками, визгом. Бегают, толкаются, дерутся не только малышня, но истаршеклассники. Многие учителя перестали уже реагировать на это. “Пустьрасслабятся... Засиделись детки”...
Ноесли к этим деткам приглядеться, то становится очевидным, что это не простовыброс энергии молодого здорового организма. Это поведение не нормально. И оносвидетельствует о ненормальности очень многих детей. Их число постоянно растет.Своей ненормальной энергетикой они заражают все вокруг. Учителя не могутсправиться с ними. Не могут справиться и родители.
Некоторые ученые говорят, что мы наблюдаем появление поколения людей ссовершенно особой психикой. Живя в современных музыкальных, неестественноорганизованных ритмах, где частые удары происходят с равными интервалами, ихдуши настраиваются реагировать на окружающий их мир сообразно заданнойчастотности. Из шумового фонасовременных городов они улавливают только то, что укладывается в известныйчастотный диапазон. Остальное пролетает незамеченным. Из огромного разнообразиямира они способны выделять только небольшую эмоциональную и интеллектуальную"пайку".
Очень скоро людей, не способных воспринимать многообразие мирабудет большинство. И они будут преобразовывать мир, делать его сообразнымсвоему восприятию: то есть примитивным и жестоким. Все, что мешает им, будет устранено… Но уничтожать они будут не то, что расчеловечивает человека, ато, что мешает этому расчеловечиванию.
Это, прежде всего, традиционная культура. Отклонение от традиционной культуры ведет к отклонению психики.
И мы это видим. Только не хотим или боимся этопризнать. А в нашей стране эти процессы происходят гораздо быстрее иразрушительнее, чем в Европе, поскольку у нас нет европейского иммунитета. Унас принципиально иная культурная традиция. У нас не было средневековогоромана, в котором одним из действующих лиц был дьявол.
В русской литературе отсутствовал античный архетип, чьи подвигисопровождались потоками крови и горами трупов. Отношение к нечистой силе былосовершенно особенное. На иконах было запрещено изображать бесов. В литературе,за исключением раннего Гоголя, нечистая сила изображалась юмористически.Нечисть можно было обхитрить, посмеяться над ней.
Чтобы понять разницу мировосприятия европейца и русского, достаточносравнить народные праздники, скажем, масленицу и холоуин. Масленицу с блинами,каруселями, песнями, смехом и весельем, заканчивающуюся сжиганием соломенногочучела, которое и отдаленно не походит на воплощение злой силы... и холоуин свампирами с кровавыми подтеками на лицах, жуткими ведьмами, скелетами с горящими глазницами, мертвецами свываливающимися наружу кишками и прочей жутью...
Европейские дети, возможно, и не боятся этих монстров. Возможно,кое-кому даже весело...
Но даже сама мысль о том, чтокому-то может быть радостно от лицезрения этой гадости, кажется дикой.
Естественная реакция на страшное — этострах, а на мерзкое - омерзение.
Но в наших школах (не толькоанглийских) почему-то отделы народного образования стали настоятельно рекомендовать проводитьпразднование холоуина. Да еще называют торжество нечистой силы"праздником всех святых".
В европейской традиции герой совершал свои подвиги в миреторжествующего зла. Он был одиноким представителем добра, окруженным моремзлодеев.
В нашей традиции зло вообще не онтологично. Оно не имеетсущности. Это просто недостаток добра. Очень хорошо сформулировал это Высоцкий: "Зло по-своему несчастно".
А несчастно оно потому, что его никто не любит. Оно обречено наодиночество. А что может быть хуже, когда тебя не берут в свою дружнуюкампанию...
Вспомним героев советских мультфильмов. Бравые пионеры и не менеебравые зверушки не только побеждали злодеев и всяких неприятных личностей, но ипеределывали их. Противной старушке Шапокляк захотелось иметь друзей, злыхсестер не только наказывали, но и прощали, потому что они раскаивались в своихзлых делах.
Зло при встрече с добром всегда проигрывало. И это было законом,при котором было легко жить. Этот закон усваивали дети. Они воспитывались нагероических и романтических примерах.
Детский кинематограф воспитывал,образовывал и даже выполнял психотерапевтическую функцию. Он снимал стрессы.Ласковые интонации успокаивали. Это была настоящая лечебница...
А теперь детское кино приводит ко всеобщей инвалидизации.
В этом можно убедиться, посмотрев на то, что и какрисуют современные дети.
Педагог-психолог предлагаетдетям поиграть в телепередачу: представить, что чистый лист бумаги - это телевизор и его нужно заполнить любымирисунками.
95% детей заполняют экран мортальными образами - образами смерти:дерущимися скелетами, трупами, черепами, костями, уродами сдиспропорциональными частями тела. Краски используются только черные, красные игрязно-коричневые.
Когда детям предлагают придумать игру с двадцатью фигурками, всеучастники до единого устраивают перепалку,в результате которой все оказываются убитыми. Почти в половине случаев"последний герой" пускает себе пулю в лоб.
— Дима, а зачем жеон себя убивает? Ведь он всех победил — спрашивает педагог.
— А на земле недолжно быть жизни — отвечаетсемилетний мальчик.
Его сосед на предложение нарисовать живое существо, рисуетстрашный черный танк.
Педагог долго расспрашивает, почему он его нарисовал. И ребенокотвечает, что ничего иного не может представить.
Их сверстницана просьбу нарисовать себя, рисует ангела с золотыми волосами, потом с минутусидит неподвижно и начинает рисовать над этим ангелом страшную ведьму. И тут жедает объяснение: "Вот такой я должна быть, но буду, как эта ведьма".
Десять лет назад при той жеустановке — нарисовать телепередачу - дети рисовали восновном пап, мам, зверушек, пейзажи. Многие мальчишки рисовали батальныесцены. Но при этом использовали все цвета. И "наши" всегда былипобедителями. Мальчишки рисовали себя могучими героями, а девочки — румяными красавицами в платьях всех цветоврадуги.
Сейчас дети изображают себя очень маленькими и непременно серымцветом. Это говорит о большой тревоге и желании никак не проявляться...
И главное —детские рисунки свидетельствуют о тотальной победе сил смерти над жизнью.
В Японии подобные тесты проводят с двух лет. Если в гамме рисунковотсутствуют какие-нибудь цвета, то специалисты начинают работать с такимребенком.
У нас к помощи психологов прибегают крайне редко. Как правило,родители начинают понимать, что с ребенком произошла беда, когда и психиатр ужене в силах помочь.
К счастью, у нас есть еще чудаки, которые проводят тестированиев детских садах и школах по собственной инициативе. Они не только диагностируютотклонения психики, но и пытаются помочь, попавшим в беду детям с помощьюметода артетерапии.
Детям, которые только что нарисовали уродов, несущих мортальнуюэнергетику, показывает слайды с изображением красивого цветка, бабочки, пчелына цветке, фантастически раскрашенную гусеницу... Звучит спокойная красиваямузыка. Психолог фиксирует реакцию детей. После изображения кошмаров ониспастичны и находятся практически в состоянии эмоциональной эпилепсии. Сильноесердце6иение, задержка дыхания, перегружена печень...
Как выразился один известный ученый:"Современные дети живут под воздействием информационно-поражающего факторабоевого значения". Выдержать его в состоянии очень немногие. Это приводитк информационным неврозам, шизоиднойинтоксикации. Сверхнагрузки на детскую психику имеют тяжелые аномальные последствия...
Ребенок, проводящий долгое время в виртуальном мире, сталкиваясьс реальным миром, неизбежно входит с ним в конфликт. Этот мир не соответствуеттой модели, которая уже вложена в егоподсознание. Он должен быть изменен или уничтожен. Если не получается ни то, нидругое, тогда нужно покончить с собой. Иных вариантов решений создавшегосяконфликта для таких детей не существует. Есть запасной выход —уйти из этого мира, но не совсем. А это — наркомания. Наркотическое опьянение снимает напряжение необходимостисовершать поступки и делать выбор.
Но стоит изменить атмосферу, убрать тревогу,изолировать от мортальных образов, ввести ребенка в мир покоя, красоты и добра, как он на глазах меняется: успокаивается, расслабляется. Дыхание становится ровным.
Получаса созерцания красоты всочетании с успокаивающей музыкой оказывается достаточным для того, чтобыизменился внутренний настрой ребенка. Педагог предлагает нарисовать увиденноена слайдах. И дети начинают использоватьяркие краски...
Директор НИИКСИ В.Е.Семенов, говорит, что телевидение пересталовыполнять свои функции. Оно не воспитывает, не приобщает зрителя к культуре, незанимается образовательными программами. Даже развлекательная функция сталаантикультурной, безвкусной и патологической по сути.
Кто может объяснить для чего мы калечим детей? Для чего мы ихпугаем? Уровень страха, который нагоняет на детей телевидение, запороговый.
Меня поразил недавний репортаж из израильского детского сада. Встране война, а детям принципиально непозволяют играть с оружием. Его просто нет. Никаких пистолетов, никакихавтоматов. Дети играют в светлых, окрашенных в мягкие тона комнатах в спокойныеигры. Все направлено на то, чтобыуспокоить ребенка.
А почему у нас делаютпрямо противоположное? Почему детямпоказывают мультсериал о покемонах — карманных монстрах? В Японии последемонстрации одной из серий болеешестисот человек попали в больницу с эпилептическими припадками. Стоит лишьпосмотреть на этих злобных уродов, чтобы стало понятно, что детям нельзя ихпоказывать. Зрелище это, мягко говоря, не эстетично. Щели вместо ртов, пустыеглазницы, из которых время от времени выбрасываются пучки света. Никакойзанимательности, никакой драматургии. Но самое страшное, это то, что один и тотже "герой" в одном сериале являясь "положительным"персонажем, в очередном оказывается отъявленным злодеем.
Ребенок, помимо агрессии, страха, откровенного антиэстетизма,получает ложную и очень опасную информацию об "устройстве мира". Вподсознании ребенка прочно усваивается идея об отсутствии миропорядка, кактакового, об отсутствии в мире добра. Добро — это лишьфункция. Сегодня она проявилась, а завтра вчерашний ее носитель в подобнойситуации поведет себя прямо противоположным образом. Дети, не обученные тому, каквести себя в этом мире, теряют всякую способность обучиться этому непростомуделу.
Сегодняшним детям настырно прививается идея людоедов и фашистов:"Хорошо, когда я кого-то ем. И плохо, когда меня едят".
Многие зарубежные и отечественные психиатры считают, чтопоявление таких агрессивных молодежных течений, как "скинхеды",напрямую связано не только с неблагополучием в семьях, но и с массированнымвоздействием на детей и подростков агрессивной и патологической информации,получаемой через телевидение и компьютеры.
Очень важно, в какой системеобразов и звуковой атмосфере живет ребенок. Приоткройте дверь комнаты, вкоторой сидит при выключенном свете у телевизора ваш сын или ваша дочь.Фиолетовые всполохи гуляют по стенам. Звук резкий, грубый, механистический.
Кандидат философских наук В.А.Сенкевич доказывает, что подобный звуковой фон отрицательно действует напсихику.
Кроме того, во время монтажазвука на цифровой аппаратуре, после очистки от естественных шумов имикширования, снимается верхняя певческая форманта, сокращается количествообертонов. Звук становится плоским, неестественным, снижается его полетность. Авсе искусственное, резко отличающееся от того, что существует в природе,приводит к разбалансировке психики. Неполное акустическое воздействие вызываетассиметрию в возбуждении и торможении резонансных частей человеческого тела(сердца, костей, легких, мышц, позвоночника, черепа). Это приводит к различнымзаболеваниям.
В институте экспериментальной медицины можно убедиться в этом вовремя проведения исследований. Кардиограф снимает кардиограмму сердца во времяпрослушивания пациентом музыки. На экране компьютера мы видим, как изменяетсяработа сердца в зависимости от изменения мелодичности, громкости. Есливключаются ударные с частотой ударов от полусекунды до полутора секунд, то мывидим, как навязанный ритм мгновенно дестабилизирует сердечную деятельность,увеличивает давление. Энцефалограммапоказывает угнетающее либо резко возбуждающее действие на мозг.
Не трудно представить, что происходит в мозгу молодых людей,слушающих современную музыку через наушники. Отрешенный взгляд, монотонноепокачивание головами говорят о неестественном состоянии. Сама музыка - это частые удары с равными промежуткамии обильным использованием техногенных урбанистических шумов.
Сила звука не должна превышать 80 децибел. Дети и подросткиобычно включают громкость в наушниках от 80 до 120 децибел. Это приводит кпотере слуха, ослаблению памяти, снижению интеллекта, вегетативным расстройствам.Компьютерные тембры музыкальных инструментов имеют гармоники, вредные дляорганизма. Это вызывает заболеваниямозга, сердца, костей, расстройству психики. Практически нет ни одного органа,который бы нейтрально реагировал на подобную "музыку".
Как не похож мир "асфальтового" детства на жизньдеревенских детей. Правда и деревня далеко не та... Но все же еще есть дома, вкоторых ребенок просыпается от крика петуха, шлепает босыми ногами пополовицам, залитым ярким солнечным светом, спускается по деревянному крыльцу водвор, по которому ходят куры, видит через приоткрытую дверь хлева, как бабушкадоит корову.
Маленькой ручонкой он достает из соломы куриное яйцо... Черезнесколько минут бабушка поит его парным молоком из огромной глиняной кружки. Онсидит на крыльце, над ним низко проносятся ласточки, с громким писком подлетаяк гнезду, вылепленному под крышей...
Вот он идет по полю колосящейся ржи, срывает синие васильки...
А в лесу полно белых грибов и уже поспелачерника, от которой мгновенно становятся синими рот и зубы. Под замшелымпеньком стоит огромный ослепительной красоты мухомор с лакированной краснойшляпой, покрытой белыми мушками...
Как радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов, зная,что пока бабушка будет их жарить, можно сбегать к реке и поплескаться смальчишками...
Но эта греза почти не доступна большинству современных городскихдетей. Им приходится постигатьпремудрость жизни в "дворовых университетах"и из экранов телевизоров, в которых их кумиры убивают, бранятся и гоняются наавтомобилях за своими жертвами...
Значит ли это, что нужнополностью отказаться от телевизоров, запретить компьютеры, наушники и все то,что связано с так называемой молодежной культурой?
Во-первых, это невозможно. Мы уже живем в ситуации, когда огромная часть населения находится в теле икомпьютерной зависимости (а это серьезная психическая болезнь). Общество должнознать и понимать серьезность этой проблемы.
Судя по западным публикациям, американская и европейская телеэлита не позволяет своим отпрыскам смотреть то, что они производят.Пребывание у телевизоров они предельно ограничивают очень спокойными иприличными передачами.
Нам нужно последовать их примеру. Они-то знают, что делают. Какникак - профессионалы. Телевизоры ломать не нужно, а изменить то, что по нимпоказывают, давно пора. И в первую очередь изменить то, чем мы кормим через телевизор своих детей.
А это вполнереально. Когда нам говорят, что производство хороших мультфильмов дорого, аденег для этого нет, поэтому мы покупаем низкосортные, но дешевые иностранныеподелки, мы должны понимать, что это лукавые отговорки. Нельзя ребенку даватьвместо погремушки острый кинжал по причине того, что погремушек не оказалось впродаже.
Тем, кто поставляет и прокатывает на отечественномтелевидении фильмы со сценами жестокости, насилия и разврата, нужно знать, чтоесли чума приходит в один дом и ее не остановить, то вскоре вымрет весь город.То, что происходит с соседским ребенком, может завтра произойти с твоим.
Нужно придерживаться главного принципа - не навреди. Есликакой-нибудь фильм представляет опасность для нравственности или для психики,его нельзя приобретать и показывать, даже если его отдают бесплатно.
Пока нет возможности создавать в большом количестве добрые иполезные для детей фильмы, можно показывать "в живую" или в записидетские спектакли. Их очень много. Во всех крупных и маленьких городах естьдетские театры. Есть множество любительских и школьных театров, которыеработают не хуже профессионалов.
Наконец, есть дети, которые сами создают прекрасные добрые икрасивые анимации. Если взрослые люди пичкают их агрессивным уродством, тогданужно предоставить им возможность самим решать проблемы детского кино. Онимогли бы дать полезный урок тем, кто насаждает дурновкусие, уродство,жестокость и разврат. Вот только выйтив эфир злобные дяди и тети этим детямникогда не позволят.
Но мы напомним им сказку о Буратино и его маленьких друзьях. Онивсе же смогли победить злогоКарабаса-Барабаса и открыть золотым ключиком дверь, за которой была странадоброй и прекрасной сказки.