Девочек нужно любить — это аксиома. Все девочки принцессы — это тезис, не нуждающийся в доказательствах. Все, без исключения, все девочки нуждаются в помощи и советах мудрых родителей. Потому что принцессы нуждаются в любви и защите. Каждая девочка уникальна, но всё же у них есть кое-что общее, они все одинаково капризно взрослеют.

При правильном воспитании и достойном образе действий результаты педагогических усилий будут впечатляющими. Медленно читаем Стива Биддалфа и учимся воспитывать настоящих принцесс.


Стив Биддалф (Steve Biddulph, 1953) родился в пятидесятых годах в Йоркшире, «мировой столице негативного воспитания» тех лет. В семидесятых годах, будучи начинающим психологом, он изучал семьи и знакомился с вопросами воспитания в Новой Гвинее, Калькутте и Соединенных Штатах, потом стал основателем семейной терапии в Австралии. Просто написанные, но сильные книги Стива переведены сегодня на 27 языков, они имеются в домах четырех миллионов семей во всем мире.

Ниже мы публикуем отрывок из книги Стива Биддалфа «Почему принцессы кусаются».


Почему принцессы кусаются


Каждая девочка уникальна, но все же у них есть кое-что общее и все они проходят примерно через одни и те же стадии взросления.

СТАДИЯ 1. БЕЗОПАСНОСТЬ.


НЕ УГРОЖАЕТ ЛИ МНЕ ОПАСНОСТЬ?
ЛЮБЯТ ЛИ МЕНЯ? (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ)


Дети — самые несамостоятельные маленькие существа на планете. Они рождаются полностью беззащитными и инстинктивно знают, что взрослые, окружающие их, должны их любить, иначе им не предоставят должной заботы. Малыша недостаточно просто кормить и одевать, ведь с этим справится и машина, но только люди могут развить умственные способности ребенка и воспитать в нем необходимые чувства. Ребенок, не умеющий общаться с другими людьми и не знающий, что такое доброта и сострадание, поистине странное существо. По-настоящему маленький человек растет, когда родители всячески демонстрируют свою любовь: играют и разговаривают с ним, поют ему песни, смеются вместе с ним, целуют его. Только так маленькая девочка сможет понять, что жизнь прекрасна. Только так будут удовлетворены ее не только физические, но и эмоциональные потребности. В результате девочка приходит к очень важному выводу: «Меня любят, и мне не угрожает опасность». И это чувство она пронесет через всю жизнь.

СТАДИЯ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МИРА.


ИНТЕРЕСЕН ЛИ МИР И ПРИЯТНО ЛИ В НЕМ ЖИТЬ? (ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ ЛЕТ)

На этой стадии девочка учится интересоваться окружающим миром, развивает свои умственные и творческие способности. При этом она опирается на важный вывод, сделанный ею на первой стадии: «Если люди заботятся обо мне, то можно спокойно играть с игрушками, копаться в саду, бегать по траве и по лужам, кидать камни и зарываться с головой в листья».

Девочки, не уверенные в своей безопасности, боятся отходить от родителей, опасаются исследовать окружающий мир, потому что боятся, что их мама и папа бросят их.

На этой стадии девочка учится рисовать, строить из кубиков, делать что-то своими руками; она знакомится с животными и с другими людьми. Если близкие ей люди все время занимаются с ней и поддерживают ее интерес к окружающему миру, то ее мозг настраивается на постоянное обучение. Вы даете ей понять, что мир — это увлекательное приключение. Все новое и неожиданное будет для нее поводом для исследований и источником радости, а не тревог и волнений.

СТАДИЯ 3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ.


МОГУ ЛИ Я ЛАДИТЬ С ДРУГИМИ? (ПЯТЬ — ДЕСЯТЬ ЛЕТ)

Общаться с другими людьми — с мамой и папой, с окружающими взрослыми, с братьями и сестрами — иногда бывает сложно, но по большей части приятно. Ваша дочь со временем начинает понимать, что лучше немного уступить, не настаивать всегда на своем, стараться играть и учиться вместе — так ведь веселее, чем в одиночку. Осознание того, что общение с другими — это важно, приходит не ранее трех-четырех лет, и такую идею довольно трудно осмыслить. Но, наблюдая за мамой и папой, а затем за другими людьми, девочка понимает, что она не центр вселенной. У других людей тоже бывают чувства.

В начальных классах девочка постепенно овладевает одним из самых трудных и важных навыков — умением оценивать себя и других, относиться к ним с уважением. И опять же, развитие на этой стадии основано на предыдущих результатах: если тебя окружали добротой, ты вырастешь доброй; если тебе уделяли много внимания, ты приучишься обращать внимание на других; если с тобой поступали честно, то и ты будешь поступать честно с другими.

Итак, девочка постепенно приходит к выводу, что люди по большей части совсем не плохие. «Они мне нравятся. Давайте поиграем вместе!» В этом случае ваша дочь станет общительным человеком. Умение ладить с людьми останется с нею на всю жизнь.

СТАДИЯ 4. ПОГРУЖЕНИЕ В СЕБЯ.


ЧТО Я ЗА ЧЕЛОВЕК НА САМОМ ДЕЛЕ И ЧТО ДЕЛАЕТ МЕНЯ СЧАСТЛИВОЙ? (ДЕСЯТЬ — ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ)

Становясь подростком, девочка испытывает потребность разобраться в своих чувствах, понять, что она за человек и чем отличается от других. Она пока еще не женщина, но уже и не ребенок. Как дерево зимой, она накапливает внутренние ресурсы, готовясь к цветению. В эти годы у нее начинает формироваться самооценка, девочка становится самодостаточной. Это время, когда ей нужно задуматься о том, что ее увлекает на самом деле, чем она интересуется, какие ставит себе цели и задачи. Часто на этой стадии девочки находят свою отличительную «искорку» или занятие по душе, которое заставляет их проявлять свои творческие способности. И это повод для того, чтобы не терять интереса к жизни.

Определив свое призвание и найдя увлечения, девочка привыкнет полагаться на свои силы и не будет испытывать слишком большой потребности в одобрении со стороны окружающих. Ее минуют страхи, которые вынуждают многих заниматься неинтересными делами, чтобы только избежать насмешек.

Душа девочки — словно дикое животное, сильное, сообразительное, но пугливое. По мере исследования своей души, девочка делает важные выводы и решает, каким путем она будет следовать дальше, какого образа жизни придерживаться, каких подруг выбирать. Уверенная в себе девочка может быть мягкой внешне, но твердой и несгибаемой внутри; она не поддается на уговоры лжеподруг и легкомысленных мальчиков. Она не бросает своих настоящих друзей и умеет их защищать; она знает, что такое верность другим и себе.

СТАДИЯ 5. ПЕРЕХОД К ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ.


МОГУ ЛИ Я НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ? (ЧЕТЫРНАДЦАТЬ — ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ)

В восемнадцать лет ваша дочь становится взрослой, но подготовка к этому грандиозному скачку начинается лет в четырнадцать. По большей части она касается практических вопросов: как распоряжаться деньгами, водить автомобиль, планировать время, питаться, следить за своим здоровьем и заботиться о своей безопасности? Но заодно коренным образом может измениться и поведение девочки. В этот период — начиная с четырнадцати лет и заканчивая официальным переходом к самостоятельной жизни — девочке требуется особое, знаковое событие (приятное или не очень), своего рода посвящение или ритуал, что будет значить: с этих пор она сама несет ответственность за свою жизнь. Понять это непросто, многих это поначалу пугает. Не поддавшись тревогам и ощущая поддержку старших женщин, девочка оставит позади детские страхи и подростковую уязвимость, научится принимать взвешенные решения и поймет, что каждый поступок имеет свои последствия. Если ждать, пока жизнь сама преподнесет такой урок, то может статься, что урок этот слишком жесток. Кроме того, некоторые люди так и не взрослеют, они всю жизнь поглощены своими страданиями, винят во всем окружающих и никогда не признают ответственности за свои поступки.

Поэтому девочек лучше специально подготовить к взрослой жизни и проследить за тем, чтобы этот переход произошел как можно более естественным образом. Если действовать правильно, результаты будут впечатляющими. Девочка научится отвечать за свои поступки и найдет свою собственную дорогу в жизни.

У каждой стадии свои вопросы и свои выводы. Надеюсь, вам было нетрудно понять, в чем заключаются особенности пяти стадий взросления девочки. Не забывайте, что каждая девочка уникальна, поэтому у каждой девочки стадии эти могут проходить неодинаково и начинаться в разные годы. К тому же эти стадии пересекаются, ведь природа так устроена, что она не дожидается, пока будет усвоен один урок, прежде чем переходить к другому. Надеюсь, вы не станете обижаться на нее за это!

Главное — понять, что в конце каждой стадии девочка делает очень важный для себя вывод, который в дальнейшей жизни будет помогать или мешать ей. Например, представьте себе девочку, которая с большим трудом прошла через все пять стадий и пришла к следующим выводам.

• Жизнь непонятна, никто меня не любит.
• Новые вещи и идеи пугают.
• Людям нельзя доверять, с ними невозможно иметь дело.
• Во мне нет ничего интересного, я никто.
• Быть взрослой тяжело. Я не хочу взрослеть. Я не хочу принимать ответственные решения и делать выбор. Пусть все идет само собой, как получится.

Это самый пессимистичный сценарий, но он, к сожалению, хорошо знаком тем, кто имеет дело с девочками. Каждый родитель может посмотреть на свою дочь, на дочерей своих знакомых, на их школьных подруг и увидеть подобные результаты. Некоторые девочки делают положительные выводы, некоторые нет. Но эти решения имеют далекоидущие последствия, и от них зависит вся дальнейшая жизнь девочки.

К счастью (если вы уже впали в панику от страха), к таким выводам девочка приходит не сразу, не за один день, а постепенно, под влиянием самых различных впечатлений и событий. Не следует чрезмерно беспокоиться о том, чтобы поступать правильно всегда, во всех без исключения случаях. Стадии развития длятся годами, и у нас много возможностей все исправить.

Самый главный совет родителям — не сдаваться. Вам помогут любовь к дочери и желание помочь ей справиться с трудностями на каждой стадии. Если ваша дочь уже миновала несколько стадий, но вам кажется, что она пришла не к тем выводам, к каким хотелось бы, не отчаивайтесь. Она еще может поменять свои взгляды на жизнь.

Конечно, если ваша дочь совсем еще малышка и вы читаете эту книгу, чтобы правильно воспитывать ее с самого начала, то вам действительно повезло. Но при достаточном желании и упорстве помочь своей дочери усвоить важные уроки можно на любой стадии.

Купить книги Стива Биддалфа