Священник Алексий Грачев


4 мая 1998 года ушел из жизни замечательный московский священник о. Алексий Грачев, настоятель храма Рождества Христова в Митино. На тридцать девятом году жизни, в самом расцвете сил, среди множества незавершенных дел и прекрасных планов оставил он здешний мир. Трудно представить, сколько людей потеряли бесконечно дорогого и близкого человека. У отца Алексия не было просто знакомых, у него были друзья. Близким для него становился всякий человек, с которым ему доводилось встречаться. Он сам необыкновенно умел быть близким. Можно сказать, что он жил с постоянной необходимостью проявлять и выражать свою любовь к ближнему. Не случайно, отступив от семейной традиции, он поступил в медицинский институт, закончил его и стал педиатром, неонатологом, врачом первых четырех недель жизни человека. Работая в роддоме, он помогал беспомощным малышам, как он говорил, «зацепиться за жизнь», а позже, закончив семинарию и став священником, он помогал не только младенцам, но и взрослым вступить в жизнь духовную. Еще будучи мирянином, по благословению духовника, он крестил некоторых слабых или безнадежных младенцев «ради смертной опасности», давая им имена по святцам. Потом он молился о них, а когда стал священником, то вынимал за них частички на проскомидии. Таких имен у него в синодике было несколько десятков. Как-то его разыскала бабушка одного из крещеных им в роддоме младенцев. Мальчик был жив и здоров, ему даже сохранили его редкое на сегодня, имя - Трифон, которым назвал его врач Алексей Грачев.

Нам, чтобы правильно лечить человека, большого или маленького, надо знать, почему вообще человек болеет, что это такое - болезнь, каковы ее причины и что, собственно, болит?

Господь сотворил человека по образу Своему и по подобию - то есть, Святой Троицы, и человеческое естество - трехсоставное. Человек состоит из тела, души и духа.

До грехопадения человека эти три состава находились в целостности. Грехопадение привело к их разобщению, и поэтому в человеке отдельно живут тело, душа и дух.

Только в крещеном человеке благодать святого Крещения открывает возможность жизни существа духовного, возможность воссоединения разобщенных начал.

Плотский человек все человеческие проявления видит только плотским зрением. Человек духовный пытается уже найти причину в духовном, он с большей высоты, с большего расстояния видит предметы и явления и рассматривает их объемно.

Православные люди хорошо знают, что все болезни имеют сердечное, духовное происхождение. Люди духовные рассуждают только так. А люди плотские уповают только на «скорую помощь», на шприц, на таблетки.

Для того, чтобы определить природу болезни, нужен взгляд духовный.

Особенно это важно, если болен ребенок. Потому что это существо хрупкое, нежное, как только что распустившийся цветок. Если цветок не поливать, если за ним не ухаживать, не взращивать, то он погибнет, засохнет. Он может до поры до времени благополучно жить телесно, но в духовном плане - это уже как засушенное растение в гербарии, это уже как первая смерть.