Существует популярная поговорка – «мужчины с Марса, а женщины с Венеры». Действительно, несмотря на встречающееся сходство характеров, эстетических вкусов, интересов, мужчины и женщины в поведении, мышлении, реакциях значительно отличаются друг от друга. Некоторые важные различия можно наблюдать с самого раннего возраста, с периода младенчества. Поговорим о том, какие типичные различия встречаются у «среднестатистических» мальчиков и девочек.

Агрессия


Первое, что нужно сказать про девочек и мальчиков, – у них разный уровень агрессивности в поведении. Агрессивность, как считают физиологи и психологи, определяется количеством тестостерона в крови.

Тестостерон относится к ряду мужских гормонов, и агрессивность определяется скорее как мальчишеская черта поведения. Но мы будем делать поправки на то, что в условиях неблагополучной семейной ситуации у девочек могут развиться черты агрессивного поведения.

Агрессивность девочек привнесена извне. Агрессивность мальчиков заложена гормонально. Следует отметить, что внутри мальчишеской популяции существует большой разброс по уровню агрессивности. С агрессивностью мальчиков родителям и воспитателям надо учиться справляться без бури в рамках семьи и детских учреждений.

В старшем возрасте следует научить мальчика самого справляться с этими своими тенденциями. Агрессивности девочек скорее нужно удивляться, думать о том, откуда же она взялась.
Запрет на агрессию у мальчиков может привести к нарушениям характера. Запрет на агрессию может исходить из жизненной концепции родителей. Например, родители-пацифисты, исходя их своих убеждений, могут принципиально не покупать мальчику игрушечное оружие, не разрешают ему играть в войну, солдатиков. Они уверены, что все, что связано с войной, неправильно.

Агрессивность у мальчиков переходит в мужество


В таких семьях мальчик берет палку, конструктор лего и делает из него пистолет, берет пластилин и лепит из него саблю. Тенденция к воинственности в дошкольном возрасте не связана с агрессивностью. Военные игры как часть общей тенденции развития в этот период является нормой для мальчишек, и если чинить препятствия в этом направлении, то впоследствии могут возникнуть затруднения в общении. Агрессивность у мальчиков является признаком будущей мужественности.

К признакам будущей женственности можно отнести стремление девочек к сюжетным играм и ориентированность на отношения с другими людьми. В том, как проявляются эти отношения, и как развивается игра, закладываются основы будущего материнского инстинкта.

Приведем известный пример, как один папа поспорил со своими другом, что его дочка будет играть только с машинками.. Он ее воспитывал соответствующим образом. Девочка пришла в Детский мир и действительно, игнорируя кукол, выбрала машину-черпалку.

Папа с другом пошли домой праздновать победу папы в споре. И тут друг услышал, как девочка играет с этой черпалкой. А играла она так: «принцесса Черпалочка нарядилась на бал и едет в гости». Это история о том, что папин выбор действительно существенно повлиял на выбор ребенка, но преобладающий материнский инстинкт подавил родительские запреты сквозь негибкие ожидания папы.

Игры


У мальчиков наблюдается склонность к конструктивным играм. Когда что-то изобретается, строится. Мальчики в дошкольном детстве ориентированы на продуктивность в игре. Результат игры, действия для них должен быть ощутим на слух и визуально. Шум, стук, чтобы что-то ездило, елозило, двигалось, менялось, падало, летело, разбивалось, – без этого невозможна мальчишеская игра.

Сложно вынести в пределах городской квартиры стиль мальчишеской игры, но шум, треск и разбитые машинки являются совершенно нормальными атрибутами мужских игр. Родителям такие нюансы должны быть известны и понятны, и не надо затормаживать процессы игры, запрещать мальчикам шумно играть.

Мальчикам необходимо что-то бросать, необходим предмет для бросания. Нужна игра с палками, которые в воображении могут быть мечами и пистолетами. У мальчиков возникает иногда потребность подвигать крупные предметы, шумно поиграть и повозиться. Вся эта продуктивность может быть вдохновляющей стороной игры для мальчиков. Сюжеты в играх мальчиков присутствуют, но это битвы или путешествия, они совпадают с основными архетипами.

Девочки не так «продуктивны» в игре, они играют гораздо тише, но именно девочкам важнее получить эмоциональный отклик родителей на каждое их действие.
Можно сказать, что девочки в дошкольном возрасте более экстравертны, более настроены на реакцию окружающих, общение с другими людьми.

Девочки предпочитают, в основном, играть в куклы. На играх с куклами проигрываются различные жизненные ситуации, начиная от свадьбы и заканчивая путешествиями и остальными моментами. Этот опыт им пригодится для будущего материнского поведения.

Чем более развернутой будет сюжетная игра, тем лучше раскроется материнский инстинкт и поведение. Очень редко бывает, что девочка никогда не играет с куклами. Случается, что они не нравятся ей эстетически. Она может сказать – это трупики, я не буду с ними играть. Они некрасивые.

Но при этом девочка все равно найдет способ почувствовать себя мамой. Предположительно это бывает тогда, когда вместо кукол играют в мягких зверей. Тут принципиальна игра в семью, в заботу. Ребенком девочки может быть медвежонок. Он ей нравится гораздо больше. Но обычно девочки предпочитают кукол.

Конфликты


В конфликтах поведение мальчиков и девочек проявляется неодинаково. Когда играют два маленьких мальчика, братья с небольшой разницей, основным затруднением в игре скорее будут драки. Если в гостях сойдутся два мальчика с небольшой разницей в возрасте, конфликт будет решаться через драку и демонстрацию силы.

В случае, когда сталкиваются интересы девочек с небольшой разницей в возрасте, результатом таких столкновений будут ссоры, конфликты, склоки, интриги. В итоге – все равно раздор. Но процесс конфликта не так заметен, не так ярко выступает, как у мальчиков. Девочки могут пользоваться гораздо более тонкими уловками для того, чтобы поддеть противника.

Удивляться дракам мальчиков не нужно, но если девочки дошли до драки, значит, конфликт принял серьезную сторону. Когда в поведении мальчиков преобладают не драки, а желание поддеть, уколоть, уязвить, построить интригу, это может означать, что в его воспитании принимают участие, в основном, женщины.

Что касается скорости развития, считается, что девочки в среднем развиваются быстрее. Бывает и масса исключений из правил, говоря о развитии конкретного ребенка, необходимо ориентироваться на то, что было значимым и нормальным в семье их происхождения.

В среднем девочки обгоняют мальчиков в речевом развитии, мальчики обгоняют девочек в ручной умелости и в том, что связано с пространственными представлениями. Девочки обгоняют мальчиков в построении сюжетов, они получаются у них более фантазийные и развернутые.

Речевое развитие


В освоении речи у мальчиков и девочек наличествуют свои особенности.
Девочки начинают говорить раньше, и их словарь пополняется постепенно. Принцип такой: новое слово узнали – новое слово добавили. На следующий день узнали два новых слова – добавили. Словарь девочки растет быстро и по кусочкам.

Мальчики вообще могут долго не говорить. Зато потом может произойти скачкообразное развитие речи, когда появятся сразу за неделю сто слов. Ребенок заговорил сразу. Не по одному слову добавлял, а сразу начал говорить фразами. Если вашему ребенку два года, и он еще не заговорил, в случае с девочкой это может вызывать тревогу.

В случае с мальчиком нужно смотреть на то, как было в семье, как, сколько слов запоминает, какой пассивный словарный запас (пассивный это то, что понимает, а не то, что говорит). Девочкам гораздо проще выражать словами свои чувства.

Родительские ожидания


Формирование девочек и мальчиков задается нашими культурными рамками и рамками семейного ожидания. Не всегда причиной поведенческой реакции становится гормональный фон. Большинство типичных для конкретного пола рамок поведения складывается из ожиданий родителей.

Очень рано девочку начинают одевать как девочку, вести себя как с девочкой, воспитывать как девочку согласно родительским представлениям. Мальчику очень рано говорят – ты будущий мужчина, защитник, соответственно его одевают, выбирают игровые предметы.

Рамки родительского ожидания задают линию развития в определенную сторону. Одевать детей соответственно половым признакам и покупать им игрушки, соответствующие полу, – позиция правильная.
Многие родители могут вспомнить опыт, когда родившийся ребенок не соответствовал ожиданиям. Мама хотела девочку – родился мальчик, папа ожидал мальчика – вышло наоборот.

Часто такого ребенка начинают воспитывать, не отслеживая связи поведения с полом. Девочку могут одевать в брючки, отдавать не на танцы, а на спорт. Поощрять специфические мальчишеские активности.

Если родители не расстались с ожиданиями, а пытались вписать девочку в рамки своих ожиданий, и такая ситуация может продолжаться несколько лет, в характере девочки начнут доминировать мальчишеские черты. А мальчик, соответственно, может начать себя вести по-девчачьи.

Эта «радость» чаще посещает девочек, потому что в нашей культуре традиционно ждут первенца. Во многих постпатриархальных культурах ожидание, что первым должен родиться мальчик, сильно влияет на многих людей. Существует народное мнение, что все папы хотят мальчиков. Это миф. Опыт моей практики показывает, что иногда именно папы хотят девочек.
Обычно ожидания совпадают с полом, и взрослые активно навязывают ребенку правильные, с их точки зрения, стереотипы поведения для этого пола.

Например, считается, что мальчики не плачут. Это один из вреднейших мифов, которые потом мешают мужчинам во взрослой жизни. Если мы начинаем говорить мальчику с двух лет, что мальчики не плачут, потом удивляемся, что взрослый мужчина не способен к проявлению эмоциональности. Ему с ранних лет объяснили, что свои эмоции надо оттормаживать. Ты не имеешь право на проявление сильных эмоций.

Такие репрессивные установки могут вырасти в автоматическую привычку, и мужчине во взрослом возрасте будет сложно проявить эмоции.
В традиции воспитания девочек существуют два сильно конфликтующих варианта того, как должна себя вести девочка: патриархальный и феминистический.
С одной стороны ей говорят, что она должна быть нежной и слабой. В этих высказываниях представлена патриархальная идея. С другой стороны – посттрадиционная идея феминизма, которая уже проникла очень далеко и глубоко. Идея о том, что женщина ничем не хуже мужчины, она должна справляться сама со всеми делами, что для женщины очень важна карьера.

И девочке с одной стороны внушают, что она должна быть слабой и женственной, с другой, что она должна быть успешной и смочь построить свою карьеру, для чего нужны качества, совершенно отличные от слабости и женственности.
Сегодня становление девочки и мальчика может быть по-разному проблемным. Становление мальчиков осложнено тем, что их воспитывают, в основном, женщины. Женщины пытаются привить мальчикам свои представления о том, как должны вести себя мужчины. Эти представления часто неправильные, искаженные и даже странные.

Даже если женщины, воспитывающие мальчиков, ничего не транслируют словами, они могут какие-то моменты поддерживать в поведении, а другие не поддерживать, оттормаживать. И формируется та луза, по которой движется шарик развития.
Даже в полной семье каждодневное присутствие мужчины может быть исчезающее малым. В нашем обществе масса мужчин-трудоголиков. Один из очень сложных посылов, которые получает мальчик: хозяйство – не мужское дело, и потом эти установки могут отразиться через двадцать лет на отношениях в браке.

Мужчина оказывается совершенно не готов делить со своей женой домашние обязанности, ему мешает в детстве полученное убеждение, что посуда или мусор – это не мужское дело.
При той ситуации, что семья бикарьерная, оба супруга работают, – неготовность мужчины участвовать в домашних делах может привести к семейным конфликтам и разрушить отношения. Воспитание детей тоже может позиционироваться как не мужское дело.

Воспитывая мальчика или девочку, полезно посмотреть, какой набор представлений мы им осознано или неосознанно передаем. Какие идеи мы им вкладываем в голову, какими они должны быть мальчиками и девочками, какими должны вырасти мужчинами, стать женщинами. Родителям и воспитателям полезно посмотреть, нет ли противоречий в этом наборе, которым мы сопровождаем жизнь детей.

Считается, что сильнее проявлены мужские или женские качества в том случае, когда семья полная и функциональная, присутствуют оба родителя – и папа, и мама оба участвуют в воспитании и имеют между собой сносные отношения. Тогда у ребенка есть полноценное видение того, как ведут себя мужчина и женщина в семье, как строятся взаимоотношения между мужчинами и женщинами.
Если семья неполная, могут возникать затруднения, и девочки начинают вести себя более жестко по мужской модели, потому что в неполной семье мама часто берет на себя обязанности и роли мужские.
А мальчики в неполной семье склонны вести себя более феминно, более нежно, им не хватает живых примеров мужского поведения.

Важно понимать, что некоторые качества, которые традиционно считаются девчачьими, очень свойственны маленьким мальчикам, и их жесткое запрещение ведет к тому, что у мужчины будут сложности в контактах со своим эмоциональным миром. Плачут все – и мальчики, и девочки – и говорить о том, что мальчики не плачут, неправильно. В дошкольном возрасте могут плакать все, потому что эмоции сильные, а главный способ выразить их – это слезы.

Играют в куклы и мальчики, и девочки. Девочки играют в куклы дольше и с большим удовольствием, их игры с куклами перерастают потом в свадьбы принцесс, но мальчики тоже должны играть с куклами или с мягкими зверями, занимаясь их нянченьем. Если жестко запрещать такого рода игры маленькому мальчику, мы потом можем ему создать предпосылку для того, что ему может быть сложно будет включиться в воспитание собственных детей.

Не надо забывать, что самооценку девочки формирует папа. Самооценку мальчика формирует мама. Очень важно девочке получать много одобрения и знаков внимания, положительных от папы и других мужчин в семье. А мальчику важно получать всякие подтверждения от мамы и других женщин. Обычно у мальчиков меньше проблем, потому что женщины более щедры на похвалу.
То, что современные мужчины не умеют говорить о своих чувствах, берет начало в том, что «мальчики не плачут». Ребенка – и мальчика и девочку – имеет смысл научить быть в контакте с самим собой с тем, что сопряжено с полом.

Родители вместе с ребенком исследуют личность маленького человека, помогают ему осознать себя как мальчика или девочку.
И тут могут быть разные особенности. Есть девочки, которые любят кружева и розовые платья, а есть девочки, которые выбирают только джинсы и сарафаны только из джинсы. Девочки, которые без ума от пупсика и которые любят конструктивные игры.

Тут нужно подчеркнуть эти особенности. Сказать – ты такая девочка, которая любит то-то и то-то. Тебе это подходит, а это меньше. Той девочке, которая меньше соответствует образцам женственности, нужно больше помогать. Такая девочка не будет тем, что принято называть «блондинкой», но она тоже будет женственной в другом роде. Нужно не привить ей комплекс, а научить, что ее женственность – другого рода, другой тональности, другого оттенка. Это задача родителей.

С мальчиками похожая ситуация. Если мальчик боец, драчун, сорванец,– это совпадает с ожиданиями, связанными с полом. А если мальчик с детства интеллигент, драться не любит, опасность хорошо прогнозирует и старается её избегать, то он может к концу дошкольного возраста быть обклеен ярлыками про то, что он вообще не мальчишка.

Его поведение может не совпадать с ожиданиями, и ему могут очень жестко говорить – ты что, не мужик, сдачи дать не можешь? Такого мальчика нужно научиться самим понимать и ему объяснять – ты такой мальчик, ты не любишь драться, зато можешь словами все хорошо объяснить.

Подчеркивать нужно не недостатки, а достоинства. Для этого нужно для себя сформулировать – что есть у ребенка, какой набор черт, и дальше понять, как он совпадает с вашими ожиданиями от ребенка вообще и от его пола. Такого ли поведения вы ожидали от девочки, совпадает ли поведение мальчика с тем, что вы ожидали. И как вы можете совместить эти два списка, не травмируя ребенка и себя.

Мальчики и девочки очень могут быть разными. Но мы должны научить принимать себя как девочку будущую женщину, как мальчика – будущего мужчину.

Фото - фотобанк Лори