Обычно от мам младшеклассников я слышу совсем другие слова: «Мы вчера до ночи сидели за уроками. Заставляю садиться за домашнюю работу со скандалом. Пришлось отобрать планшет. Пока не сделаешь уроки- никаких игр!»
Какой волшебный секрет знает семья русских ученых, проживающих в Канаде, где дети тянутся к знаниям с трех лет и получают от учебы настоящее удовольствие?
Я поговорила с Анной, мамой Владимира (15 лет), Татьяны (9 лет) и Марии (7 лет), которая обучает своих дочек дома, и узнала много интересного.
- Анна, расскажите, пожалуйста, о вашей семье. Как вы оказались в Канаде?
- В Канаде мы живем уже 14 лет. Сюда мы приехали с мужем и полуторогодовалым сыном вскоре после защиты дипломов. В Канаде муж Алексей продолжил учебу в аспирантуре, я защитила на кафедре нейропсихологии уже канадского университета в Кингстоне диплом магистра. А потом у нас родились 2 дочки – Таня и Маша, которых мы решили обучать дома сами.
- Как вообще у вас родилась идея хоумскулинга?
- Наш сын ходил в киндергарден (нулевой класс канадской школы). И мы были не довольны учебной программой. Володя всегда был развитым ребенком, интересовался наукой. В 6 лет он уже рисовал модели атомов, собирал модели молекул из биохимического набора, строил графики квадратичных функций. Нет, мы вовсе не стремились сделать из него вундеркинда. Просто отвечали на его вопросы и поддерживали интерес к знаниям. В канадской школе ему было просто скучно. В итоге в 6 лет Володя перешел на домашнее обучение. За год наших занятий мы с ним многое изучили – занимались научными и естественными дисциплинами, русской историей, языком, много читали.
Учиться дома ему нравилось, но ему не хватало общения со сверстниками. К тому же в тот период я была беременна младшей дочкой, средняя была совсем малышкой – это было непростое время для нас с мужем. Кроме того, за год домашнего обучения у сына заметно ухудшился английский, потому что дома мы говорим только по-русски. И перед началом 2-го класса мы предложили Володе выбор – идти в школу или продолжать учиться дома. Сын выбрал школу, его взяли в сильный класс, разрешив заниматься математикой по индивидуальной программе – по учебникам 5-го класса. Сейчас сын учится в школе, но дома дополнительно занимается по российским учебникам. Во время учебы в средней школе, Володя под нашим руководством изучал математику и русский язык. Теперь, в старших классах, он самостоятельно совершенствуется в научных дисциплинах. Наблюдая, как его сестры учатся дома, Володя жалеет, что выбрал школу когда-то. Хотя у него всегда была возможность вернуться на семейное обучение, но привычка к школьной жизни оказалась сильнее.
- Расскажите о самом интересном и, наверное, самом сложном – обучении двух дочек на дому.
- Обе мои дочки 9 и 7 лет учатся дома по комбинированной канадско-российской программе. Мы с ними проходим приблизительно все, что положено проходить в канадской школе, плюс несколько дополнительных предметов. Мы подстраиваем программу под наши интересы, но при этом следим, чтобы дочки знали все существенное, что требуется канадской программой.
- Как организованы ваши занятия, есть ли некий план, режим?
- К занятиям мы приступаем сразу после завтрака. Решаем, с чего начнем, достаем учебники. Стараемся в первую очередь проходить те предметы, для которых нужна наиболее ясная голова. Так как хоумскульных детей у нас двое, то стараемся так распределять последовательность уроков, чтобы в то время, когда один ребенок делает урок, требующий моего пристального внимания и объяснений, второй ребенок выполнял задания, в которых моя помощь не нужна. Часть каждого урока включает в себя самостоятельную работу, которую я тут же проверяю, и дочки сами участвуют в поиске и исправлении ошибок, тем самым приучаясь делать качественную работу.
«Важно заниматься уроками в одно и то же время! Мои дети привыкли, что между завтраком и обедом у нас занятия»
Если во время урока я вижу, что ребенка какая-то тема особенно заинтересовала, то мы ее развиваем, и, соответственно, продолжаем урок немного дольше. Заканчиваем урок тогда, когда намеченная нами тема пройдена, или, что бывает реже, когда я замечаю, что ребенок начинает уставать. Уроки у дочек разной длины, в зависимости от предмета. Обычно они длятся по 20-60 минут, так что их переменки не всегда совпадают. Дети сами чувствуют, насколько они устали, и сколько времени им требуется для отдыха: обычно в утреннее время переменки короткие – по 2-10 минут, а ближе к обеду их длина увеличивается. Таким образом, время используется наиболее эффективно, так как урок заканчивается тогда, когда пройдена тема с конкретным ребенком. Благодаря этому, наш учебный день намного короче и насыщенней, нежели школьный – за утренние часы мы успеваем сделать все основные уроки.
Основную часть уроков мы успеваем сделать до часу дня, и после обеда дочки идут гулять, играют или читают, или мы с ними вместе едем куда-нибудь. После отдыха мы занимаемся еще час-полтора – делаем какой-нибудь научный проект, или читаем, или музицируем.
Во время занятий я стараюсь следовать за ребенком, провоцируя его на творческий поиск. Например, на уроке английского мы проходили названия органов чувств. Ребенок заинтересовался их строением – мы тут же открыли атлас по анатомии и начали изучать. На уроке математики решаем задачу про количество кокосов и бананов. Дочка спрашивает: а где они растут? И мы ищем информацию в Интернете. В этом и есть прелесть домашних занятий – можно сделать обучение интегрированным.
- Почему идет снег? Почему снежинки такой формы? Как выглядит яблоко под микроскопом?
Такие вопросы возникают у наших детей ежедневно. Поиски ответов часто выливаются в широкие исследования, по которым мы пишем проекты. Девочкам это очень нравится. Суть в том, что знания, получаемые на конкретный запрос ребенка – актуальны ему здесь и сейчас. Ребенок заинтересован в ответе учителя, он обдумывает полученную информацию, готов творчески переработать ее, углубиться в ее изучение или построить свои теории. При этом ребенок активно учится, а не пассивно получает знания.
- Во время занятий девочки не пытаются покапризничать, поторговаться с вами – начать занятия не сейчас, а попозже?
- Для наших детей учеба это как ежедневная чистка зубов – нечто само собой разумеющееся. Дети привыкли к учебе с раннего детства. С 3 лет это любимое развлечение для них. Чаще всего учиться им легко и радостно. Но иногда, выписывая прописные буквы или разбирая ноты, им приходится работать над собой, принуждая себя двигаться дальше, не бросая начатое. Это задача мамы – научить ребенка ставить перед собой цель и ее добиваться.
«Но главное – наши дети понимают, что учеба нужна им, а не нам, мы лишь помогаем им учиться»
Девочки знают о годовом плане учебы, понимают, что в конце года им нужно сдавать экзамены, поэтому усердно занимаются. Если Тане или Маше захочется в школу – они в любой момент могут отказаться от хоумскульных занятий. Но пока обе выбирают домашнее обучение. Конечно, они хотели бы больше общаться с ровесниками, но не ценой посещения школы. Этой осенью старшая дочка побывала на некоторых уроках 4-классников, она была поражена, как много в школе отвлекающих факторов! Учителю нужно постоянно делать замечания детям, повторять несколько раз одно и то же. Дети сидят на уроках часами, никуда не торопятся и поэтому расслабляются. Наша Таня привыкла работать сосредоточенно, не теряя времени даром. Поэтому эти уроки ее неприятно поразили.
- Аня, от многих мам младших школьников я часто слышу жалобы, что дети не хотят учиться, не хотят ходить в школу. Их нужно заставлять делать домашние задания, контролировать, иногда даже шантажировать. Вы пишите, что для ваших детей учеба – это радость и удовольствие. Получается, что хоумскулинг – это некая «волшебная таблетка», которая сможет привить любовь к учебе абсолютно каждому ребенку?
- Я занимаюсь не только с дочками, но и с другими детьми. Конечно, с одними детьми занятия проходят легче, с другими – сложнее. Но мне кажется, что отношение детей к учебе зависит, в первую очередь, не от того, в каких стенах проходят занятия, а от того, сколько в детей вложено родителями. Мы с мужем своими детьми занимаемся непрерывно. Если ребенок не привык к систематическим занятиям с детства, не привык делать над собой усилия, конечно, ему будет тяжело учиться и скучно.
Ребенку может быть скучно на занятиях либо потому что он не хочет трудиться (не имеет такого опыта с детства), либо от того, что тема непонятна – это поправимо, тему можно проработать. Либо от того, что тема, наоборот, слишком проста. Мы знаем немало хоумскулеров, которые не напрягают детей учебой. Эти родители считают, что ребенок сам научится тому, что ему нужно и интересно. И задача родителей – только дать ему учебники. На мой взгляд, многие из этих детей несколько расслаблены, не умеют учиться, трудиться, ставить перед собой цели и достигать их. Из-за этого некоторые учебные области у них крайне слабо проработаны, и они в этих областях отстают от школьных детей. Никакой идиллической картины в хоумскулинге нет. Есть труд – ребенка и родителей. Труд, который приносит радость и удовлетворение.
- Мне кажется, подготовка и организация занятий – это огромный труд. Вы от этого не устаете? Ведь обычные домашние дела – стирка, готовка, уборка – тоже нужно делать.
- Если есть некая система, то все не так страшно. Летом мы продумываем планы на грядущий учебный год, подбираем материалы и пособия. В конце лета расписываем примерный учебный план по всем предметам – это наш ориентир, от чего мы отталкиваемся. Уже имея план в голове и на бумаге, легко разбить его на семестры, месяцы, недели. Учебные программы мы составляем сами или выбираем из хороших учебных курсов.
Продумывание уроков – это как работа, которую за дверью офиса не оставишь, все время крутится в голове. Я сейчас по роду своей деятельности преподаватель – кроме своих детей, у меня еще несколько учеников, и периодически я провожу групповые занятия. Поэтому голова все время занята продумыванием различных проектов. Это мое хобби, и мне это нравится. Когда я только начинала учить детей, это давалось с большим напряжением, а сейчас это удовольствие. Но, конечно, как и от любой работы, от этой тоже накапливается усталость. Например, в каникулы мне сложно заставить себя заниматься с детьми уроками, тогда как во время учебного года я этим живу. Дети любят наши занятия, и даже в короткие недельные каникулы скучают по ним. «Мама, как давно мы не занимались геометрией! Папа, давай делать проект!» - это мы постоянно слышим не только в каникулы, но порой и по субботам, после напряженной учебной недели!
Домашние дела я делаю во время пауз между уроками. Например, могу гладить белье и обсуждать что-то с детьми. Готовлю, когда девочки делают задания самостоятельно. Часто дочки помогают мне по дому. Ведь домашние дела это тоже необходимый урок - научиться ухаживать за собой, своим домом, готовить, заботиться о членах своей семьи. Важно научить ребенка не только все это делать, но еще и получать удовольствие от этой деятельности.
- Какие для вас самые главные плюсы домашнего обучения?
- У детей складывается прочная дружба со всеми членами своей семьи.
- Они уверенны в своих силах.
- На домашних занятиях они не устают так, как в школе. Им не нужно общаться с десятками людей, проводить перемены в шуме и суете.
- У ребенка остается много времени для развития своих интересов. Они могут заниматься в разных кружках и секциях, играть, читать.
- Дома ребенок может учиться в своем темпе. При этом годовая программа изучается быстрее и эффективнее.
Фотографии - из личного архива Анны.