Ваш ребенок уже подрос, и пришло время отдавать его в детский сад или школу. Но наряду с обычными районными или муниципальными садиками и школами на просторах нашей маленькой страны существует огромное количество необычных учебных заведений, которые работают в соответствии с особой педагогической системой. Среди них выделяются сады и школы системы Вальдорф, которые еще иногда называют "антропософскими".

Вальдорф – одна из самых модных систем в современной педагогике, хотя первая вальдорфская школа открылась еще в 1919 году в Штутгарте, в Германии (она финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория», которая и дала название новой педагогической системе). Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.

Штайнер с самого начала придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и России. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран. В Израиле существует 37 детский садов, записанных в амуте "Антропософия бе-исраэль", одни домашние ясли, два садика для детей с проблемами развития, и 5 школ (самая известная из них – школа "Хардуф", котоаря находится в киббуце носящем то же название. Это единственная в Израиле школа системы Вальдорф где дети проходят 12-летнее обучение, остальные школы начальные и самый старший класс в них – шестой или восьмой). Кроме того, существуют частные садики (которые обычно открываются и субсидируются самими родителями), которые не являются, строго говоря, вальдорфскими, но работают "в духе антропософии". Все вальдорфские учебные заведения являются частными, и, как вы догадываетесь, обучение в них стоит недешево.

Что же такое система Вальдорф?


В основе педагогической системы лежит целая философия, которую следует изучать спецаиально – что, кстати, и обязан сделать каждый, кто решит стать воспитателем в вальдорфском садике или учителем в школе. Сады и школы системы Вальдорф постоянно подчеркивают, что у них уделяется особое внимание образованию и личности воспитателя и учителя. Воспитатель – самая главная для ребенка личность, авторитет. От его поведения зависит вся атмосфера в садике или в классе.

Сами же сады системы Вальдорф работают по следующим педагогическим принципам:

• создание атмосферы, благоприятствующей развитию ребенка;
• воспитание через подражание и пример;
• культивирование многообразных форм игровой деятельности;
• создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
• организация здорового ритма жизни группы;
• занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)

Надо сказать, что для меня, как для матери, все это прозвучало чрезвычайно заманчиво, но поскольку у меня уже есть определенный опыт в нашей системе дошкольного образования, я решила не поддаваться, так сказать, волшебству красивых слов, а проверить, как же все эти принципы воплощаются в жизнь.

Вальдорфский садик разительно отличается от обычного израильского садика даже внешне. Совершенно иная эстетика, садик очень красив, все в нем сделано из натуральных материалов: дерева, ткани. Нет практически ярких цветов и пластмассы. В помещении с утра царит уютный полумрак, но затем комната освещается более ярко (это часть "ритма жизни"). В большинстве садиков нет (или очень мало) обычных игрушек, зато есть множество деревянной утвари, чурочек, перегородочек, одеял, платков – словом, все для того чтобы дети проявляли в играх фантазию. Есть куклы, но не пластмассовые, а из ткани, и без четких черт лица. Нет здесь и компьютера (хотя в старших классах школы "Хардуф" все дети изучают компьютеры), и магнитофона, и телевизора. Воспитатели сами поют детям и играют на музыкальных инструментах. В вальдорфском саду принят очень четкий режим дня ("тихое" время сменяет более "активное") – чтение сказки чередуется с приготовлением завтрака, игра на улице с рукоделием. Сами "вальфдорцы" описывают эту систему с помощью понятий "вдох" и" выдох": "Фаза «выдоха» - свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой «вдоха», когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку". Дети помогают готовить еду (обычно совершенно натуральную, основанную на крупах) и убирать. Они занимаются земледелием, сеят, жнут, выращивают овощи. Еще в садике приняты определенные ритуалы связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери-Земле. Для моего еврейского уха это прозвучало как чистейшей воды идолопоклонство, но в садике меня уверили, что "это не элементы язычества, а просто приближение, слияние с природой и ее элементами." Я не нашла в саду и тех обычных для израильского садика моментов, которые призваны формировать ранее интеллектуальное развитие ребека: висящих на стене плакатов с буквами и цифрами, например. Зато дети там учатся рукоделию, там много внимания уделяется физическому развитию ребенка, его моторике. Даже гостям не позволено сидеть в садике "сложа руки" и смотреть на детей – это отвлекает малышей от игры. Взрослые, воспитатели и гости, постоянно заняты рукоделием, или каким-то другим спокойным делом, а дети стараются подражать взрослым, или играют между собой в разные ролевые игры.

Цели и задачи Вальдорфского садика

На сайте Вальдорфского воспитания можно выяснить, какие цели преследуют все эти оригинальные обычаи садика:

"Детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое." Другими словами, дошкольный возраст считается удачным временем для развития моторики, обучения разным действиям через подражание, социализации ребенка в обществе других детей (кстати, группы в вальдорфских садиках обычно разновозрастные).

Зато чтение и арифметика, по мнению последователей этой системы, никак не подходят дошкольникам. С чтением, кстати, вообще дело обстоит интересно. В школе "Хардуф" дети учатся читать через письмо. Сначала ребенок умеет писать буквы и слова, и лишь затем читать их! При этом считается нормальным, что дети не умеют читать до 3 класса, зато знают несколько десятков стихотворений на разных языках, умеют прясть и вязать, выращивать овощи, готовить еду, и играют на музыкальных инструментах. Счету и другим "премудростям" в системе Вальдорф обучают через сказки и игры.

При этом никак нельзя сказать что дети в системе Вальдорф ничему не учатся. Просто они учатся иначе: через подражание, игру, движение. При этом дети развиты не менее своих сверстников, обучаемых в средней израильской школе...

Мнения родителей

А что же говорят родители? Вот мнение Нооми Ф., матери троих детей. Старшие, мальчики, учатся в одной из антропософских школ, а девочка посещает вальдорфский садик.

"Дети очень любят ходить в школу, что само по себе является необычным. В школе принято что один и тот же учитель сопровождает группу с 1 класса и до выпуска. Моим детям крупно повезло, у них прекрасные учителя – впрочем, в системе образования Вальдорф это обычное явление. Старший сын, например, очень любит своего учителя. Дети в школе учатся огромному спектру различных умений, особенно следует подчеркнуть рисование, лепку, движение под музыку (эвритмия), прикладное искусство, музыку. Уделяется также внимание и связи с природой – дети занимаются земледелием, ухаживают за животными, много времени проводят на природе. Постоянно проводятся выставки и концерты, в которых участвуют дети, даже самые маленькие. Родители также должны активно участвовать в жизни школы и садика."

- Не является ли проблематичным то, что интеллектуальному развитию детей не уделяется должного внимания? Как же дети поступят в университет, приобретут профессию?

"Выпускники нашей школы сдают экзамены на аттестат зрелости, правда, по минимуму. Но основная задача школы – воспитать личность, гармонично развитую, индивидуальность, самостоятельного человека. Такой человек найдет свою дорогу в жизни, будь это получение высшего образования или открытие собственного дела. Главное, что он сможет быть счастливым, ведь годы его детства прошли в гармоничной, дружелюбной атмосфере".


- А как сочетается с воспитанием индивидуальности тот факт, что все дети должны рисовать на определенную тему определенными цветами, что все они слышат изо дня в день те же тексты, что все они обязаны, скажем, вывязать футлярчик для флейты к концу первого класса?

"Детям необходимы границы, ведь все родители так или иначе хотят чтобы их дети следовали их идеалам. Так же и наша школа. В раннем возрасте на первый план выступает потребность ребенка чувствовать психологический комфорт и защиту. Если ребенок окружен вниманием и пониманием любящих его взрослых - в его восприятии таких сильных, почти всемогущих, - он спокоен и имеет возможность для свободного саморазвития, он будет смел, инициативен, активен, будет доверять своим силам. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, ребенку необходимы границы, режим, заданный ритм. Тем не менее, детям предоставляются большие возможности для индивидуального развития и творчества. Необходимо присмотреться внимательно к рисункам и тетрадкам детей, чтобы увидеть, насколько они индивидуальны и различны".

- Для всех ли детей подходит школа вальдорфского направления? Такое ощущение, что она создана только для природных "гуманитариев".


"Школа подходит для всех детей, но определенно не для всех родителей. Родители дожны продумать, что им важно, что они ищут в школе, в воспитании ребенка. Не все родители, дети которых учатся в вальдорфской системе, являются последователями антропософии. Но у них у всех есть определенные приоритеты, которые сочетаются с вальдорфской методикой школьного и дошкольного воспитания".

Как всегда и везде, родители и дети остаются довольны учебным заведением если личность воспитателя или учителя импонирует им, если к ребенку действительно хорошо относятся, и если садик или школа проявляет терпимость к детским особенностям и слабостям. Так, например, в некоторых учебных заведениях системы Вальдорф воспитатели запрещали приносить в садик игрушки из дома, и были слишком строги с маленькими шалунами, покрикивая на них, когда те играли на улице. Это, естественно, вызвало недовольство родителей, которые считали что в саду дети должны встречаться лишь с мягким, терпеливым отношением. В другом саду неопытные воспитатели не обращали вимание даже на такие элементарные вопросы, как детская безопасность. В связи со всем этим, рекомендую не надеяться на красивые фразы и не дать внешней эстетике ослепить нас. В любом садике, будь он обыкновенным государственным, или же вальфдорским, следует проверить, какое образование и опыт имеет воспитатель, отвечает ли садик правилам безопасности, как отзываются дети и родители о личности воспитателя и прочие важные моменты, включа количество и возраст детей в группе. И если садик подходит вам по разным параметрам, возможно, вы останетесь очень довольны им даже если не имеете никакого понятия об антропософии! Если же вы решили обойтись обычным районным детсадом, можно практиковать некоторые принципы Вальдорф дома: например, позволить детям участвовать в приготовлении еды – и стараться, чтобы это была натуральная, основанная на крупах и бобовых пища. Можно посеять вместе овощи прямо на балконе, вместе ухаживать за ними и вместе следить за их созреванием. Можно разрешить детишкам играть кастрюлями, платками, диванными валиками и стульями, ограничить доступ к компьютеру и прочим прелестям цивилизации, и научить малышей вашему любимому рукоделию. Уверена, это будет чрезвычайно полезный опыт для всей семьи.