-Уйди!

-Почему я должен уйти?

- Я не тебе плачу. Я маме плачу.

 

Первый раз мы оставили детей одних на два часа, когда старшему было восемь, а младшей - три. Как сумасшедшие неслись из кинотеатра, рисуя самые страшные картины «Мамаева побоища»: квартира в хлам разнесена малолетними сорванцами, осколки посуды перемешаны с кучей одежды и грудами книг, пространство поглотил едкий дым, дочка распластана на полу, руки-ноги связаны, вокруг нее с пиратским гиканьем кружит сын, воинственно размахивая мечом…

Открываем дверь в ожидании криков и рева… А в квартире тишина. Дети безмятежно катают паровозики по полу кухни. «Вы что?! Не дрались?» «А зачем?» – удивленно отвечает дочь, - «вас же дома не было».

Оказывается, дети капризничали и вели себя плохо только «на публику». А когда зрителей нет, зачем капризничать, плакать, истерить?

Зачем дети плачут?

Любой родитель знает, что ребенок в разной обстановке ведет себя по-разному. Не раз замечали на детской площадке: малыш упал, и первое, что он делает – оглядывается. Если мама его падение не заметила, он спокойно поднимается и бежит играть. Если мама увидела, что он упал, – тут и плач, и крик, и жалостливое обиженное личико. Ну, как такого не пожалеть? Он получает дополнительную порцию материнской ласки и нежности.

Искренний плач

Ребенку с определенного возраста для плача нужна публика. До года малыш плачет по-настоящему, искренне и честно, потому, что это единственная форма выразить свои потребности в еде, в сухой кроватке, в тепле и т.д. Не умея объяснить это словами, малыш плачет.

После года малыш становится вполне разумным человечком. Он умеет ходить, показывать что-то ручками, произносить отдельные звуки, которые можно четко связать с определенными потребностями. Мимика его лица имеет широкий диапазон для выражения самых разных эмоций и чувств.

Необходимость в плаче отпадает. У него есть новый ряд коммуникативных средств, чтобы выразить свои физиологические и душевные потребности. Но, тем не менее, ребенок, почему-то по-прежнему прибегает к плачу. Почему?

 

Результативный плач

Потому что это самый быстрый и результативный способ добиться своего. Например, малыш захотел на ручки. Можно подойти к маме, протянуть ручки, всем своим видом показывая, что хочет к ней. Но не факт, что мама его возьмет на руки. Даже если и возьмет, то подержит и снова поставит на пол. А вот если захныкать и заплакать, то мама сама подойдет к нему, возьмет на руки, поговорит с ним, да еще поносит по комнате, показывая разные интересные вещички и всячески его ублажая, предлагая попить водички, пожевать печенюшку, поиграть в «козу рогатую»…

Через такое поведение у ребенка формируется устойчивый рефлекс: плакать – это хорошо. Получаешь все и сразу. Таким плачем ребенок добивается конкретного результата. Получается, он, такой маленький и беззащитный, запросто управляет взрослыми, и они как марионетки танцуют под его дудку – плач.

Направленный плач

Ребенок взрослеет, умнеет и начинает понимать, что все люди разные и то, что проходит с одним, не пройдет с другим. Помню, когда я приходила к подруге, то ее кроха при виде меня всегда прекращал плакать, если до этого чуть ли не истерил. Смотрел на меня внимательно, словно оценивал, можно ли при мне плакать или лучше перестраховаться и помолчать. По-видимому, в силу своей природной осторожности решал не рисковать и воздержаться от выражения бурных эмоций.

У каждого умного ребенка есть свой индивидуальный плач для мамы, папы, бабушки и других взрослых, с кем он плотно общается. Плач разнится по частоте, громкости, тональности и причинно-следственной связи. При бабушке можно плакать по любому поводу и без повода. При маме надо смотреть по обстоятельствам, чем та занята. При папе плакать нужно осторожно и с оглядкой, а то и схлопотать можно.

А что делать, если в помещении несколько человек? Для кого плакать? Ребенок – существо умное и наблюдательное, и очень быстро «просекает», кто в доме хозяин. Если женская половина, то он будет плакать для них. Если папа диктует «погоду в доме», малыш будет ориентироваться на папу.

 

Плач-игра

У плача есть и другая «великая задача». Плачем дети развлекаются, когда им скучно и не хватает свежих впечатлений. Они начинают хныкать, капризничать, пускают одну слезинку, другую… И вот мир взрослых завертелся, закружился вокруг него: «У тебя болит животик? Тебя кто-то обидел? Ты хочешь на ручки?» Ребенок задумывается. А может и вправду у него что-то болит? И решает поболеть и утвердительно кивает. Становится весело! Мама не спускает с рук, бабушка с озабоченным видом крутится на кухне и роется в аптечке. Старший брат протягивает свою любимую игрушку.

Ребенок просто-напросто играет в игру «у меня болит животик». Я и сама в детстве часто так развлекалась, чтобы не ходить в садик. Это продолжалось до тех пор, пока случайно не показала врачу на правый бок, и меня забрали в больницу с симптомами аппендицита.

Плач для ребенка – это та же игра, развлечение, форма досуга. Он не придает ему, в отличие от взрослого, большого значения. Побегал, поиграл, поспал, поплакал, поел…

Плач-подстраховка

Ребенок растет, растет и его способность манипулировать плачем. Он хорошо ориентируется в жизненных ценностях и понимает, что можно делать, что нельзя, за что его отругают и возможно накажут. Для того чтобы избежать негативной реакции в свой адрес, он прибегает к перестраховке. Начинает громко и испуганно плакать, переориентируя родительский гнев за содеянное им на жалость и нежность. «Маленький мой, не расстраивайся, не плачь! Ты же не специально наступил кошке на хвост, правда?»

Вместо наказания умный кроха получает порцию поглаживаний и любви. Родитель, когда видит, как «сильно переживает» ребенок за совершенный дурной поступок, гнев сменяет на милость. Язык не поворачивается отругать ребенка. Вон, какое море слез! Красные щечки и заикающийся голосок…

К плачу-подстраховке прибегают дети всех возрастов. Моя дочь-подросток приходит из школы расстроенная, «глаза на мокром месте». Ну, что я, совсем бессердечная?! Она сама так переживает за тройку по истории, а я еще ругать буду? Хотя вчера весь вечер твердила: «Убери айфон и садись за уроки!»

Что делать с детским плачем

Получается, что плач – это коммуникативная форма общения. Если плач устраивает всех участников, то скажем ему «добро пожаловать». В конце концов, ребенок вырастет и перестанет решать свои проблемы через хныканье и плач. Осталось лишь подождать несколько лет.

Если детский плач вас утомил, то его нужно изъять из обихода. Делается это просто: перестаньте его замечать. Если ребенок видит, что плач не приносит должных результатов, со временем он переходит на другие способы общения.

Малыш плачет, теребит вас, чего-то требуя. Сделайте недоуменное лицо, притворитесь, что не понимаете: «Ты так громко плачешь, и я не понимаю, чего ты хочешь. Успокойся и скажи. Я постараюсь тебе помочь».

На подсознательном уровне детский плач у взрослых ассоциируется с жалостью. Если ребенок плачет, значит ему плохо, и, следовательно, мы должны его пожалеть. «Иди ко мне, мой хороший. Ты ударился, давай я тебя пожалею!» И ребенок при каждом случае будет запускать спасительный плач. Если взрослый спокойно реагирует: «Ударился ножкой? Потри коленку и беги играть! Смотри, как далеко мальчики убежали». В этом случае мы не придаем большого значения случившемуся и переключаем внимание ребенка на другой объект или действие.

Если плач используется, как вид развлечения, то стоит ввести определенные правила. Распространенная ситуация: младший ребенок допекает старшего. Тот терпит, потом распускает руки. Младший – в рев, бежит жаловаться взрослым. Старшего наказывают, младшего жалеют. Кроха торжествует. Старшему достались упреки, ему – любовь и ласка. Ясное дело, эту развлекаловку он будет повторять постоянно.

Если за содеянное наказывать обоих участников конфликта: того, кто начал, и того, кто повелся, то в следующий раз маленький задира задумается. Своим поведением он сам себя наказал. Его, пусть и со старшим, но поставили в угол.

Наконец, к плачу нужно относиться спокойно и стараться не реагировать мгновенно. Тогда, возможно, он станет повторяться значительно реже.

Фото - фотобанк Лори