Половина выпускников — без работы, проходные баллы — внизу: как Минобрнауки хочет повысить качество образования в вузах
В июле 2025 года глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков провел совещание с ректорами негосударственных (частных) университетов, посвящённое актуальной теме — повышение качества высшего образования.
Основные проблемы, по словам министра, давно известны, но теперь к ним решено подойти системно:
Проблемы с трудоустройством выпускников: всего 50% находят работу в первый год после окончания вуза.
Критически низкие проходные баллы ЕГЭ — в ряде вузов они составляли лишь 36 баллов.
Дисбаланс в структуре подготовки кадров — 74% студентов учатся на гуманитарных направлениях («Юриспруденция», «Экономика»), в то время когда в стране острый дефицит инженеров, медиков и IT-специалистов.
Всё это происходит на фоне активной цифровизации, трансформации российского рынка труда и демографического снижения числа абитуриентов. Поговорим подробнее: что на самом деле не так в системе частного высшего образования, как планируют её спасать и что всё это значит для студентов и родителей?
Проблема №1: Выпускники — без работыПо данным Минобрнауки, менее 52% выпускников частных вузов устраиваются на работу по специальности в течение первого года. Причины:
слабая практика во время учёбы;
отсутствие партнёрств с работодателями;
диплом «не котируется» на рынке труда;
учёба по профилю, где спрос давно перенасыщен (юристы, экономисты и др.).
Таблица: Трудоустройство по направлениям (по данным Минобрнауки, 2024) Направление подготовки Доля выпускников, трудоустроенных по профилю через 12 месяцев Информационные технологии 78% Медицина 74% Инженерные специальности 69% Юриспруденция 42% Экономика и управление 39% Социальные науки 36%
Вывод: частные вузы нередко обучают не тому, что нужно рынку, и не умеют выстроить эффективную траекторию «от лекции — к карьере».
Проблема №2: Критически низкий уровень поступающихМинимальный балл ЕГЭ для поступления в вуз по закону — 40 по математике и 36 по русскому языку, но фактически в некоторые вузы 2024 года принимали и с 36-37 баллами даже на «престижные» направления. Это привело к:
снижению уровня подготовки студентов;
росту числа отчислений и недоучившихся;
обесцениванию дипломов негосударственных вузов на рынке труда.
Таблица: Проходные баллы в ряде частных вузов (по данным октябрьского анализа Рособрнадзора, 2024) Вуз Средний проходной балл ЕГЭ (на бюджет/коммерцию) УРФУ (госвуз, база сравнения) 71 (бюджет) / 63 (коммерция) Частный университет «Альфа» (СПб) 39 Частный институт управления «Вектор» 36–40 Медико-юридическая академия 38
Вывод: многие частные вузы работают с самым «низким академическим порогом», рискуя подорвать доверие к высшему образованию в целом.
Проблема №3: Небаланс спроса и предложений — кто же будет строить мосты и писать код?Ключевой структурной проблемой частного сектора стало то, что до 74% абитуриентов выбирают гуманитарные направления:
«Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент», «Психология» — несмотря на то, что эти сферы переполнены специалистами без должного спроса.
Тем временем:
По инженерным и цифровым специальностям в регионах фиксируется до 40% нехватки кадров.
Высокий спрос сохраняется в ИТ, технических науках, промышленной автоматизации, медицине.
Таблица: Соотношение обучающихся по укрупнённым направлениям в России, 2024 Направление % от общего числа студентов в частных вузах Экономика, менеджмент, финансы 42% Юриспруденция 32% Социология, психология, педагогика 15% Инженерные науки 6% Информационные технологии 4% Медицина и здравоохранение 1%
Вывод: Частные вузы не ориентируются на реальные потребности экономики и не разрабатывают профильные программы в перспективных отраслях.
Что предлагает Минобрнауки?Глава Минобрнауки Валерий Фальков обозначил ряд стратегических мер, которые будут внедряться уже с 2025/2026 учебного года:
Меры по улучшению качества образования:Усиление контроля за аккредитацией:
Вузам с низким трудоустройством и проходными баллами ниже 45 грозит приостановка лицензий.
Обязательное независимое тестирование выпускников:
Оценка знаний после окончания учебы (аналог ЕГЭ на выходе).
Переориентация образовательных квот:
Увеличение мест и стимулирование программ в ИТ, инженерии, медицине.
Создание отраслевых альянсов «вуз работодатель»:
Поддержка формата обучения с контрактами на трудоустройство.
Запрет на прием с баллами ниже 50 (в перспективе).
Что это значит для студентов и родителей? Вопрос Ответ/Рекомендация Стоит ли бояться частных вузов? Нет, если вуз имеет аккредитацию, отзывы, реальные партнёрства и кадры. Обращать ли внимание на проходные баллы? Да. Балл ниже 50 — сигнал тревоги, важен не только факт поступления, но и качество учебы. На какие направления стоит смотреть в 2025/26? ИТ, медицина, инженерные науки — в этих сферах выше спрос и зарплаты. Как понять, трудоустроятся ли выпускники? Смотрите на партнёрства вуза, рейтинг, наличие стажировок и отзывы выпускников. Вывод Частные вузы — не зло по определению, но проблема в массе низкокачественных коммерческих институтов, ориентированных не на знания, а на оплату.
Половина выпускников не находят работу — это уже не личная неудача, а системная беда.
Государство начинает активную реформу сектора, и правила игры становятся жёстче: качество важнее количества.
Родителям и абитуриентам стоит оценивать вузы не по названию или рекламе, а по направлениям подготовки, качеству преподавания, отзывам выпускников и связям с реальным рынком труда.
Совет напоследок:
Не выдумывайте будущее — выбирайте его осознанно. Ведь диплом — это ещё не профессия. Профессии требует знаний, опыта и востребованности.