Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Половина выпускников — без работы, проходные баллы — внизу: как Минобрнауки хочет повысить качество образования в вузах

Половина выпускников — без работы, проходные баллы — внизу: как Минобрнауки хочет повысить качество образования в вузахНейросеть

В июле 2025 года глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков провел совещание с ректорами негосударственных (частных) университетов, посвящённое актуальной теме — повышение качества высшего образования.

Основные проблемы, по словам министра, давно известны, но теперь к ним решено подойти системно:

  •  Проблемы с трудоустройством выпускников: всего 50% находят работу в первый год после окончания вуза.

  •  Критически низкие проходные баллы ЕГЭ — в ряде вузов они составляли лишь 36 баллов.

  •  Дисбаланс в структуре подготовки кадров — 74% студентов учатся на гуманитарных направлениях («Юриспруденция», «Экономика»), в то время когда в стране острый дефицит инженеров, медиков и IT-специалистов.

  • Всё это происходит на фоне активной цифровизации, трансформации российского рынка труда и демографического снижения числа абитуриентов. Поговорим подробнее: что на самом деле не так в системе частного высшего образования, как планируют её спасать и что всё это значит для студентов и родителей?

     Проблема №1: Выпускники — без работы

    По данным Минобрнауки, менее 52% выпускников частных вузов устраиваются на работу по специальности в течение первого года. Причины:

    • слабая практика во время учёбы;

    • отсутствие партнёрств с работодателями;

    • диплом «не котируется» на рынке труда;

    • учёба по профилю, где спрос давно перенасыщен (юристы, экономисты и др.).

     Таблица: Трудоустройство по направлениям (по данным Минобрнауки, 2024)

    Направление подготовки Доля выпускников, трудоустроенных по профилю через 12 месяцев
    Информационные технологии 78%
    Медицина 74%
    Инженерные специальности 69%
    Юриспруденция 42%
    Экономика и управление 39%
    Социальные науки 36%

     

     Вывод: частные вузы нередко обучают не тому, что нужно рынку, и не умеют выстроить эффективную траекторию «от лекции — к карьере».

     Проблема №2: Критически низкий уровень поступающих

    Минимальный балл ЕГЭ для поступления в вуз по закону — 40 по математике и 36 по русскому языку, но фактически в некоторые вузы 2024 года принимали и с 36-37 баллами даже на «престижные» направления. Это привело к:

    • снижению уровня подготовки студентов;

    • росту числа отчислений и недоучившихся;

    • обесцениванию дипломов негосударственных вузов на рынке труда.

     Таблица: Проходные баллы в ряде частных вузов (по данным октябрьского анализа Рособрнадзора, 2024)

    Вуз Средний проходной балл ЕГЭ (на бюджет/коммерцию)
    УРФУ (госвуз, база сравнения) 71 (бюджет) / 63 (коммерция)
    Частный университет «Альфа» (СПб) 39
    Частный институт управления «Вектор» 36–40
    Медико-юридическая академия 38

     

     Вывод: многие частные вузы работают с самым «низким академическим порогом», рискуя подорвать доверие к высшему образованию в целом.

     Проблема №3: Небаланс спроса и предложений — кто же будет строить мосты и писать код?

    Ключевой структурной проблемой частного сектора стало то, что до 74% абитуриентов выбирают гуманитарные направления:
     «Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент», «Психология» — несмотря на то, что эти сферы переполнены специалистами без должного спроса.

    Тем временем:

    • По инженерным и цифровым специальностям в регионах фиксируется до 40% нехватки кадров.

    • Высокий спрос сохраняется в ИТ, технических науках, промышленной автоматизации, медицине.

     Таблица: Соотношение обучающихся по укрупнённым направлениям в России, 2024

    Направление % от общего числа студентов в частных вузах
    Экономика, менеджмент, финансы 42%
    Юриспруденция 32%
    Социология, психология, педагогика 15%
    Инженерные науки 6%
    Информационные технологии 4%
    Медицина и здравоохранение 1%

     

     Вывод: Частные вузы не ориентируются на реальные потребности экономики и не разрабатывают профильные программы в перспективных отраслях.

     Что предлагает Минобрнауки?

    Глава Минобрнауки Валерий Фальков обозначил ряд стратегических мер, которые будут внедряться уже с 2025/2026 учебного года:

     Меры по улучшению качества образования:

    1. Усиление контроля за аккредитацией:

      • Вузам с низким трудоустройством и проходными баллами ниже 45 грозит приостановка лицензий.

    2. Обязательное независимое тестирование выпускников:

      • Оценка знаний после окончания учебы (аналог ЕГЭ на выходе).

    3. Переориентация образовательных квот:

      • Увеличение мест и стимулирование программ в ИТ, инженерии, медицине.

    4. Создание отраслевых альянсов «вуз+работодатель»:

      • Поддержка формата обучения с контрактами на трудоустройство.

    5. Запрет на прием с баллами ниже 50 (в перспективе).

     Что это значит для студентов и родителей?

    Вопрос Ответ/Рекомендация
    Стоит ли бояться частных вузов? Нет, если вуз имеет аккредитацию, отзывы, реальные партнёрства и кадры.
    Обращать ли внимание на проходные баллы? Да. Балл ниже 50 — сигнал тревоги, важен не только факт поступления, но и качество учебы.
    На какие направления стоит смотреть в 2025/26? ИТ, медицина, инженерные науки — в этих сферах выше спрос и зарплаты.
    Как понять, трудоустроятся ли выпускники? Смотрите на партнёрства вуза, рейтинг, наличие стажировок и отзывы выпускников.

     Вывод

     Частные вузы — не зло по определению, но проблема в массе низкокачественных коммерческих институтов, ориентированных не на знания, а на оплату.
    Половина выпускников не находят работу — это уже не личная неудача, а системная беда.
    Государство начинает активную реформу сектора, и правила игры становятся жёстче: качество важнее количества.

     Родителям и абитуриентам стоит оценивать вузы не по названию или рекламе, а по направлениям подготовки, качеству преподавания, отзывам выпускников и связям с реальным рынком труда.

     Совет напоследок:
    Не выдумывайте будущее — выбирайте его осознанно. Ведь диплом — это ещё не профессия. Профессии требует знаний, опыта и востребованности.

    ...

    • 0

    Популярное

    Последние новости