Половина выпускников — без работы, проходные баллы — внизу: как Минобрнауки хочет повысить качество образования в вузах
- 21:00 22 июля
- Дарья Николаева

В июле 2025 года глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков провел совещание с ректорами негосударственных (частных) университетов, посвящённое актуальной теме — повышение качества высшего образования.
Основные проблемы, по словам министра, давно известны, но теперь к ним решено подойти системно:
-
Проблемы с трудоустройством выпускников: всего 50% находят работу в первый год после окончания вуза.
Критически низкие проходные баллы ЕГЭ — в ряде вузов они составляли лишь 36 баллов.
Дисбаланс в структуре подготовки кадров — 74% студентов учатся на гуманитарных направлениях («Юриспруденция», «Экономика»), в то время когда в стране острый дефицит инженеров, медиков и IT-специалистов.
Всё это происходит на фоне активной цифровизации, трансформации российского рынка труда и демографического снижения числа абитуриентов. Поговорим подробнее: что на самом деле не так в системе частного высшего образования, как планируют её спасать и что всё это значит для студентов и родителей?
Проблема №1: Выпускники — без работы
По данным Минобрнауки, менее 52% выпускников частных вузов устраиваются на работу по специальности в течение первого года. Причины:
-
слабая практика во время учёбы;
-
отсутствие партнёрств с работодателями;
-
диплом «не котируется» на рынке труда;
-
учёба по профилю, где спрос давно перенасыщен (юристы, экономисты и др.).
Таблица: Трудоустройство по направлениям (по данным Минобрнауки, 2024)
Направление подготовки | Доля выпускников, трудоустроенных по профилю через 12 месяцев |
---|---|
Информационные технологии | 78% |
Медицина | 74% |
Инженерные специальности | 69% |
Юриспруденция | 42% |
Экономика и управление | 39% |
Социальные науки | 36% |
Вывод: частные вузы нередко обучают не тому, что нужно рынку, и не умеют выстроить эффективную траекторию «от лекции — к карьере».
Проблема №2: Критически низкий уровень поступающих
Минимальный балл ЕГЭ для поступления в вуз по закону — 40 по математике и 36 по русскому языку, но фактически в некоторые вузы 2024 года принимали и с 36-37 баллами даже на «престижные» направления. Это привело к:
-
снижению уровня подготовки студентов;
-
росту числа отчислений и недоучившихся;
-
обесцениванию дипломов негосударственных вузов на рынке труда.
Таблица: Проходные баллы в ряде частных вузов (по данным октябрьского анализа Рособрнадзора, 2024)
Вуз | Средний проходной балл ЕГЭ (на бюджет/коммерцию) |
---|---|
УРФУ (госвуз, база сравнения) | 71 (бюджет) / 63 (коммерция) |
Частный университет «Альфа» (СПб) | 39 |
Частный институт управления «Вектор» | 36–40 |
Медико-юридическая академия | 38 |
Вывод: многие частные вузы работают с самым «низким академическим порогом», рискуя подорвать доверие к высшему образованию в целом.
Проблема №3: Небаланс спроса и предложений — кто же будет строить мосты и писать код?
Ключевой структурной проблемой частного сектора стало то, что до 74% абитуриентов выбирают гуманитарные направления:
«Юриспруденция», «Экономика», «Менеджмент», «Психология» — несмотря на то, что эти сферы переполнены специалистами без должного спроса.
Тем временем:
-
По инженерным и цифровым специальностям в регионах фиксируется до 40% нехватки кадров.
-
Высокий спрос сохраняется в ИТ, технических науках, промышленной автоматизации, медицине.
Таблица: Соотношение обучающихся по укрупнённым направлениям в России, 2024
Направление | % от общего числа студентов в частных вузах |
---|---|
Экономика, менеджмент, финансы | 42% |
Юриспруденция | 32% |
Социология, психология, педагогика | 15% |
Инженерные науки | 6% |
Информационные технологии | 4% |
Медицина и здравоохранение | 1% |
Вывод: Частные вузы не ориентируются на реальные потребности экономики и не разрабатывают профильные программы в перспективных отраслях.
Что предлагает Минобрнауки?
Глава Минобрнауки Валерий Фальков обозначил ряд стратегических мер, которые будут внедряться уже с 2025/2026 учебного года:
Меры по улучшению качества образования:
-
Усиление контроля за аккредитацией:
-
Вузам с низким трудоустройством и проходными баллами ниже 45 грозит приостановка лицензий.
-
-
Обязательное независимое тестирование выпускников:
-
Оценка знаний после окончания учебы (аналог ЕГЭ на выходе).
-
-
Переориентация образовательных квот:
-
Увеличение мест и стимулирование программ в ИТ, инженерии, медицине.
-
-
Создание отраслевых альянсов «вуз+работодатель»:
-
Поддержка формата обучения с контрактами на трудоустройство.
-
-
Запрет на прием с баллами ниже 50 (в перспективе).
Что это значит для студентов и родителей?
Вопрос | Ответ/Рекомендация |
---|---|
Стоит ли бояться частных вузов? | Нет, если вуз имеет аккредитацию, отзывы, реальные партнёрства и кадры. |
Обращать ли внимание на проходные баллы? | Да. Балл ниже 50 — сигнал тревоги, важен не только факт поступления, но и качество учебы. |
На какие направления стоит смотреть в 2025/26? | ИТ, медицина, инженерные науки — в этих сферах выше спрос и зарплаты. |
Как понять, трудоустроятся ли выпускники? | Смотрите на партнёрства вуза, рейтинг, наличие стажировок и отзывы выпускников. |
Вывод
Частные вузы — не зло по определению, но проблема в массе низкокачественных коммерческих институтов, ориентированных не на знания, а на оплату.
Половина выпускников не находят работу — это уже не личная неудача, а системная беда.
Государство начинает активную реформу сектора, и правила игры становятся жёстче: качество важнее количества.
Родителям и абитуриентам стоит оценивать вузы не по названию или рекламе, а по направлениям подготовки, качеству преподавания, отзывам выпускников и связям с реальным рынком труда.
Совет напоследок:
Не выдумывайте будущее — выбирайте его осознанно. Ведь диплом — это ещё не профессия. Профессии требует знаний, опыта и востребованности.