"Я не хочу взрослеть!": как справиться с возрастными кризисами у детей
- 26 июля 10:15
- Юлия Сергеева
Возрастные кризисы у детей – это особые периоды в жизни, когда младенец, ребенок или подросток совершает переход на новый этап своего жизненного цикла.
Только представьте: вы больше не можете мыслить и вести себя, как раньше, но еще не умеете действовать и реагировать как нужно, как принято в обществе, как устроит родителей и учителей, как не вызовет насмешки и отторжение у сверстников. В душе вам хочется лепить куличики в песочнице или гулять с мамой за ручку, а вместо этого нужно становиться взрослым. Не плакать в садике, быть прилежным в школе, сдавать экзамены, учиться брить усы или краситься…
Представляете, какой хаос творится в душе ребенка? Где уж тут вспомнить о вежливости, хороших манерах и аккуратности, когда практически любое твое действие становится причиной конфликтов с родителями, бунтов в стенах дома, садика или школы, а также обретением статусов "плохой", "непослушный", "отбившийся от рук".
Возрастные кризисы у детей и подростков проявляются по-разному: ребенок становится упрямым, раздражительным, плаксивым или наоборот, замкнутым и молчаливым. Он может отказываться делать то, что раньше делал с удовольствием, или начать бунтовать против правил, которые раньше соблюдал.
В этой статье вы узнаете:
- Как помочь ребенку адаптироваться к новым ощущениям и потребностям.
- Как найти силы на поддержку трудного ребенка.
- Как правильно реагировать на детские истерики дома и в публичных местах.
- Почему ребенок орет и плачет.
- Как, по мнению детского психолога, защитить ребенка от плохой компании, не запирая его дома.
- Как помочь ребенку адаптироваться в 1 классе? Как соблюсти баланс между желанием контролировать и обучением самостоятельности.
- Как объяснить ребенку, зачем ходить в школу и слушать учителя.
- Нужно ли пытаться стать подростку другом?
- Что такое упражнение "Светофор" и как его использовать.
- Как сформировать с ребенком крепкую эмоциональную связь.
- Как приучить ребенка доверять.
Кризис новорожденных – "Я родился!"
Переход от внутриутробной жизни к самостоятельному существованию. Малыш адаптируется к новым условиям вне утробы матери. На этапе этого возрастного кризиса особенно необходимы тепло, комфорт, еда и близость с мамой. Родителям важно чутко реагировать на потребности ребенка, не оставлять малыша одного на долгий срок и постараться смириться, что ребенок постоянно орет.
Кризис первого года жизни – "Не хочу!"
Ребенок учится ходить, говорить, исследовать окружающий мир, бунтует, проявляет упрямство, говорит "нет". Родителям необходимо установить четкие границы, предлагать выбор в рамках дозволенного и сохранять спокойствие в ситуациях, когда ребенок кричит.
Кризис 3 лет – "Я сам!"
"Я сам!" становится девизом этого периода. Малыш активно проявляет упрямство, протестует, отказывается слушаться. Родителям стоит поощрять стремление к независимости, предоставляя безопасное пространство для исследований и экспериментов. Важно дать ребенку возможность проявлять самостоятельность в безопасной среде.
Кризис 7 лет – "Хочу в садик!"
Переход к школьному обучению, осознание себя как члена общества. Меняется социальная роль, появляются новые обязанности. Ребенок начинает сравнивать себя с другими. Во время этого детского кризиса формируется самооценка. Задача родителей – поддерживать интерес к учебе, обсуждать конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками, но не пытаться кого-то обвинить, а вместе разбираться в ситуации. Важно научить дипломатии и эмпатии, умению договариваться, рассказать, как ребенок должен проявлять гибкость, мириться с ситуациями, когда нужно потерпеть, подождать, уступить.
Подростковый кризис – "Отстаньте от меня!"
Подростковый возраст в психологии считается одним из самых непростых. Бурный период физиологических и психологических изменений. Подросток отдаляется от родителей, ищет признание у сверстников, стремится к независимости. Комната подростка становится особым местом, вход в который воспрещен. Родителям важно проявлять понимание, быть готовыми к диалогу, но при этом устанавливать разумные границы и контролировать ситуацию. Ниже вместе с психологом мы разбираем частые вопросы, которые волнуют родителей в пубертатный период детей-подростков.
Кризис 17 лет – "А если я не сдам ЕГЭ?"
Завершение формирования личности, выбор жизненного пути. Определение профессиональных интересов, формирование ценностей и мировоззрения. Переход от подростковой зависимости к взрослой ответственности.
Создайте атмосферу доверия, где подросток сможет открыто делиться своими переживаниями, страхами и сомнениями. Не обесценивайте его чувства и эмоции, даже если они кажутся вам незначительными. Просто выслушайте, постарайтесь понять его точку зрения и дайте почувствовать, что вы рядом. Помните, что кризис 17 лет – это временное состояние. Проявляйте терпение, поддерживайте подростка в его поисках и не давите на него.
Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией самостоятельно, вас переполняют эмоции и вы испытываете трудности в общении, не стесняйтесь обратиться к психологу или психотерапевту. Профессиональная помощь может оказаться очень полезной в этот сложный период.
"Возрастные кризисы": частые вопросы
Экспертными советами на тему детских и подростковых кризисов делится Екатерина Грибина – клинический психолог, специалист психологии родительства и семейных отношений, антикризисный терапевт, психотравматолог, арт-терапевт, автор и ведущая трансформационных курсов по саморазвитию, воспитанию детей и выходу из семейных кризисов, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.
-
Как найти силы на поддержку трудного ребенка?
Эксперт уверена, что сложностей можно избежать, если научиться говорить на языке ребенка и перенаправлять его энергию в мирное русло.
Зная возрастные особенности ребенка, родители могут предугадывать поведение и исключить факторы, которые могут запустить истерику. Поэтому крайне важно читать специализированную литературу, а также прислушиваться к мнению и советам психологов и педагогов.
-
Как правильно реагировать на детские истерики дома и в публичных местах?
Екатерина считает, что потакать ребенку точно не стоит, но важно проявлять чуткость и активное слушание.
Зачастую ребенок что-то требует, потому что, действительно, в этом нуждается в силу своего возраста, а родители, по причине непонимания возрастных особенностей, вводят запреты и провоцируют таким образом конфликты. Полезно использовать упражнение "Светофор". Зеленый свет – то, что ребенку можно делать всегда и везде без спроса. Желтый – иногда или по договоренности. Красный – никогда. Важно отметить, что "красный сигнал" включает в себя всего лишь несколько пунктов. Это причинение вреда себе и окружающим.
Психолог подчеркивает, что неправильная реакция родителей на истерики приводит к тому, что они становятся устойчивой чертой личности ребенка. В будущем это может вызвать сложности при взаимоотношении со сверстниками, а также стать причиной нездоровой самооценки. Реагировать на истерики нужно спокойно, не успокаивая и не ругая.
-
Как защитить ребенка от плохой компании, не запирая его дома?
По мнению психолога, ребенок должен знать элементарную технику безопасности на улице и в интернете. Последнее крайне значимо в наши дни. Важно рассказать школьнику о видах мошенничества и триггерах, на которые он должен обращать внимание, общаясь с новыми людьми.
Очень важным фактором безопасности являются ценности, которые родители передают детям. Если в семье приняты поддержка, уважение, внимание друг к другу, то ребенок будет более устойчив к негативному влиянию, – уверена Екатерина.
Эксперт также напоминает о важности эмоционального контакта между родителями и детьми. Если ребенок доверяет родителям и уважает их, не боится, что его накажут, а папа и мама могут выслушать, сохраняя спокойствие и деликатность, даже если не согласны, взаимоотношения между "отцами и детьми" будут здоровыми. Ребенок будет считать старших опорой, доверять их мнению, а попытки негативного влияния подвергать критике.
-
Как помочь ребенку адаптироваться в 1 классе? Как соблюсти баланс между желанием контролировать и обучением самостоятельности?
Екатерина напоминает, что задача школы – научить ребенка. Однако задача первого класса – адаптировать его к школе:
Не стоит требовать от первоклассника хорошей учебы с первых дней. Сместите фокус на то, чтобы ввести режим, научить его следить за формой и рабочим местом дома. Обучите правилам поведения, уважению к другим ученикам и учителю. Ребенок должен понимать, что принято в школе, а что нет. Почему важно сохранять тишину, не перемещаться по классу, поднимать руку. Зачем внимательно слушать учителя и делать домашние задания. Именно от этого зависит его дальнейшее отношение к учебе и успеваемость.
5. Нужно ли пытаться стать подростку другом?
По мнению психолога, к подростковому возрасту становится понятно, существует ли эмоциональный контакт между родителями и ребенком, или он был утерян:
Вернуть контакт в период пубертата достаточно сложно, поскольку у подростков идет активная фаза сепарации, они начинают обесценивать родителей, правила, бунтуют. И это нормально в этом возрасте, поэтому родителям важно набраться терпения. Не стоит заставлять ребенка дружить с вами. Правильнее создавать принимающую поддерживающую среду, подкрепленную некоторыми правилами. Тогда ребенок будет чувствовать в родителях опору и с большей охотой будет делиться сокровенным.
Топ-3 книги про сложных детей
Дети бывают разные. Пока одни радуют родителей примерным поведением и успехами в учебе, другие заставляют понервничать своим непослушанием, упрямством и нежеланием соответствовать общепринятым нормам. Именно о таких "сложных" детях, с их непростыми характерами и внутренними конфликтами, и пойдет речь в нашей подборке.
- "Вино из одуванчиков" Рэй Брэдбери. Эта книга не прямое руководство по воспитанию "сложного" ребенка, а скорее, тонкая и проницательная зарисовка летних дней двух братьев, один из которых, Дуглас, отличается особой восприимчивостью к миру и обостренным чувством времени. Его внутренние переживания, размышления о жизни и смерти, о радостях и печалях делают его "сложным" для понимания окружающих, но невероятно интересным для читателя.
- "Над пропастью во ржи" Джером Сэлинджер. Холден Колфилд, пожалуй, один из самых известных "сложных" подростков в литературе. Бунтующий против лицемерия взрослого мира, он ищет искренность и настоящие чувства, но сталкивается с разочарованием и одиночеством. Его история – это крик души, попытка найти свое место в мире, который кажется фальшивым и жестоким. Автор рассматривает подростковый возраст как важный этап становления личности.
- "Белый Бим Черное ухо" Гавриил Троепольский. История о преданной собаке, разлученной со своим хозяином, на первый взгляд, может показаться далекой от темы "сложных" детей. Однако Бим – это символ чистоты и искренности, которые так часто отсутствуют в мире взрослых. Его страдания, его наивная вера в добро – это своего рода укор тем, кто утратил способность к сочувствию и пониманию. Читая эту книгу, невольно задумываешься о том, как важно беречь в себе и в детях человечность, не позволять обстоятельствам ожесточить сердце.