Новый учебный год — новые правила: Минпросвещения утвердило сразу 30 вариантов школьных расписаний
- 09:40 15 августа
- Дарья Николаева

С 1 сентября 2025 года российские школы начинают работу по обновленным, федерально утвержденным расписаниям. Министерство просвещения России разработало и опубликовало аж 30 вариантов расписаний: для традиционной пятидневки, а также для учебных недель с занятиями и по субботам. Что в них нового? Как школы будут выбирать формат, и чем это изменит обычные дни школьников по всей стране? В статье расскажем о деталях реформы, главных изменениях и дадим исторический контекст изменений в школьном расписании.
В чем суть нововведения?
-
30 вариантов расписаний. Для каждой категории — начальная, основная и старшая школа — разработаны собственные схемы недели:
-
Начальная школа (1-4 классы): 5 вариантов расписания.
Средние классы (5-9): 6 вариантов.
Старшие классы (10-11): целых 19 вариантов!
Гибкость, но в рамках федеральных требований. Школы не обязаны строго следовать одному шаблону, — им рекомендовано выбирать подходящий вариант с учётом специфики региона, класса, графиков учителей и санитарных норм. Однако все варианты должны соответствовать единым федеральным требованиям.
Расписание согласовано с Роспотребнадзором. Это гарантирует соответствие санитарным правилам (СанПиН) — количество учебных нагрузок, распределение уроков и блок внеурочной активности.
Обязательные новшества в структуре недели
-
Первый урок — «Разговоры о важном». Теперь во всех школах, для всех уровней образования (с 1 по 11 класс), понедельник начинается с цикла тематических занятий, формирующих гражданское, нравственное и патриотическое воспитание.
-
Четверг — профориентация для 6-11 классов. Каждый четверг первый урок — «Россия — мои горизонты»: курс, посвящённый будущим профессиям, знакомству с востребованными навыками и предметами нового поколения. Это должно помочь старшеклассникам осознанно выбирать путь в дальнейшей жизни.
-
Единое планирование по предметам. Приказ Минпросвещения №704, вступающий в силу с 1 сентября 2025 года, устанавливает четкие нормы по количеству контрольных и проверочных работ: их объём — не более 10% от всех учебных занятий по предмету.
Почему это важно? Выгоды нового расписания
-
Меньше перегрузок и стрессов. Варианты расписаний учитывают рекомендации специалистов по нагрузке и психофизиологии детей.
-
Контроль качества образования. Федеральные требования и согласование с СанПиН — это гарантия, что расписание не навредит здоровью детей и даст время для внеурочной деятельности, общения и развития.
-
Гибкость для школ и родителей. Впервые расписание не деспотично: школа может адаптировать модель под свои условия — состав классов, возможности инфраструктуры и пожелания родителей.
Как менялось школьное расписание в России
-
В СССР расписание было унифицировано, уроки всегда начинались одинаково, а вариант «свободной пятницы» или «внеурочных занятий» практически отсутствовал.
-
В 90-х годах появлялись индивидуальные графики для школ — но часто без федерального контроля, что приводило к перегрузкам.
-
В 2010-х стали вводиться санитарные нормы, появились настоятельные рекомендации по балансировке уроков и введению внеурочной деятельности.
-
2020-е — акцент на индивидуализацию, здоровье и развитие личности, разнообразие формата обучения и профориентацию.
Что дальше? Советы родителям и школьникам
-
В начале учебного года внимательно изучите вариант расписания, утвержденный в вашей школе.
-
Следите за нагрузкой ребёнка: если появляются признаки усталости — обращайтесь к классному руководителю, график можно менять.
-
Воспользуйтесь возможностями внеурочных активностей: новый формат недели рассчитан на развитие талантов, занятий по интересам, общение.
-
Четверги теперь — лучшее время познакомить старшеклассников с профессиями, вузами и программами обучения.
Итог
Новое расписание — это шаг к гибкой, но стандартизированной школе, в которой учитываются санитарные нормы, интересы всех учеников и требования современной жизни. Родители получают больше прозрачности, дети — меньше стресса и больше возможностей для развития.