Новое тестирование детей мигрантов обернулось проблемами: вот с чем сталкиваются русскоговорящие ученики
- 21:00 26 сентября
- Дарья Николаева

В 2025 году в России вступили в силу новые требования для детей мигрантов, желающих обучаться в российских школах: обязательное тестирование на знание русского языка. Этот механизм должен был обеспечить возможность успешной адаптации детей-инофонов в образовательной среде. Однако вскрылись серьёзные проблемы и неожиданные последствия этой меры, которые показали, что система требует доработки и учета особенностей мигрантских семей.
Особенности тестирования
С 1 апреля 2025 года при поступлении дети мигрантов и лица без гражданства обязаны проходить тест на знание русского языка, достаточного для освоения образовательной программы. Тест разделён на устную и письменную части, по времени занимает от 15 минут (для первоклассников) до 75 минут (для старшеклассников). Минимальным проходным баллом установлено 90% правильных ответов по пятибалльной системе — что эквивалентно «тройке» и выше.
Требования к поступлению включают также полный пакет документов, удостоверяющих законное пребывание и пребывание в России, а также подтверждающие фамилию, отчество, имя, возраст и родство с законными представителями.
Итоги 2025 года: массовый провал и проблемы в регионах
Статистика оказалась тревожной: более 80% детей мигрантов не смогли пройти тестирование. Только 335 из 1762 подавших заявления были допущены к экзамену в России. Даже среди тех, кто сдавал тест, успеха добились немногие — лишь 27 сдали экзамен. Во многих регионах цифры провалов достигали 60-70 и более процентов.
В некоторых областях сокращение количества иностранных детей в школах было почти десятикратным. Например, в Калужской области летом 2025 года из 91 ребенка протестировали лишь 36, в Воронежской — из 16 детей успешно сдали только 8.
Проблемы из жизни мигрантов: история из Тюмени
Особенно остро проблема проявилась в Тюмени, где русскоговорящие дети из Казахстана, имеющие хорошие оценки и говорящие на русском языке с детства, столкнулись с необходимостью сдачи теста по русскому, несмотря на владение языком. Две девочки, Полина и Соня, учившиеся в казахстанской русскоязычной школе и имеющие хорошие оценки, получили статус мигрантов и были обязаны проходить тестирование.
Старшая сестра Соня смогла набрать 18 из 20 баллов, однако этого оказалось недостаточно из-за высокого проходного порога (90% правильных ответов). Соответственно, её не приняли в обычную школу, вместо этого направили в специализированное учреждение «Этнос» для детей с низким уровнем владения русским языком. При этом сама семья Оксаны считает такое решение несправедливым и демотивирующим, ведь ребенок хорошо владеет русским и учится на высокие оценки.
Многие родители в Тюмени обратились с коллективным письмом в приёмную президента РФ с просьбой отменить тестирование для детей-репатриантов и учитывать реальное владение русским языком и образование в русскоязычной среде.
Мнения и перспективы
Уполномоченный по правам ребёнка в Тюменской области Андрей Степанов отметил, что к детям-репатриантам следует относиться более гуманно и разрабатывать отдельные правила для них. Сейчас сложившаяся ситуация требует изменений в законодательстве, чтобы учесть специфику семей, возвращающихся на родину.
В Госдуме и Минпросвещения уже начались работы по доработке тестовых материалов и созданию более гибкой системы оценки, учитывающей уровень подготовки, индивидуальные особенности, а также различия между детьми, для которых русский язык является родным и теми, кто им владеет недостаточно.
Заключение
Система тестирования детей мигрантов в российские школы с одной стороны направлена на повышение качества образования и помощь детям в адаптации, с другой — показала серьёзные системные недочеты и вызвала социальные конфликты. Опыт 2025 года стал важным уроком, который принес понимание необходимости учитывать реальные знания, культурные особенности и создавать гибкие механизмы для успешного включения мигрантов в образовательную систему России.